Технологии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Авторы: Аракчеева В. В., Павловская Е. В., Сычёва А. В.

Библиографическое описание статьи:
Аракчеева В. В., Павловская Е. В., Сычёва А. В. Технологии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 16. – ART 26065. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26065.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Предложенные в докладе технологии по развитию связной детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи помогут педагогам сформировать у дошкольников способность овладения устной связной речью. Доклад предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности, специалистам, работающим с детьми с ОВЗ

Ключевые слова:
связная речь, моделирование, технология, презентация, триз – ртв

Полный текст:
Услышал - забыл.
Увидел - запомнил.
Сделал – понял.
(китайская мудрость)
 
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Дети с нарушением речевого развития, начиная осознавать свой  недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; испытывают затруднения вобщении с другими людьми, у таких детей снижается познавательная активность. В настоящее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, причём наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Сегодня развитие связной речи у дошкольников находится под стихийным, а потому нередко негативным влиянием зрительной наглядности, избытка иллюстраций в книгах, видеоматериалов, компьютерных игр. Уменьшается время и качество общения. Повсеместно констатируется спад культуры общения, в том числе  потеря  интереса  к  чтению.
Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования особого внимания заслуживает овладение ребёнком устной связной речью, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного образования. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая. Задача по развитию связной речи тесно связана с другими речевыми задачами: освоением богатств родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказываний.
Четкая, систематическая организация образования детей с ОНР – сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Технологии и формы работы по развитию связной речи приведём на примере лексических тем «Овощи» и «Фрукты». Сначала формируем у дошкольников словарь существительных и прилагательных. Проводим исследования на натуральных овощах, обговаривая форму, цвет, вкус, тактильные ощущения (аналогично проводится работа по теме «Фрукты»).Например, мы посмотрели на репку и увидели, что репка:
- какая по форме? (круглая);
- какая по цвету? (желтая);
- попробовали на вкус, она какая? (сладкая);
- если соком наполнился рот, она какая? (сочная);
- если надавить рукой, она какая? (твердая);
-  если ее погладить? (гладкая);
- где растет репка? (в огороде на грядке).
На основе накопленного словаря прилагательных формируем навык составления описательного рассказа о предмете, а для его лучшего усвоения используем схемы-модели, по которым ребенок повторяет все признаки и запоминает их.
В игре «Опиши овощи» используем схему для каждого овоща. Описывая репу, дети опираются на схему: на первой картинке нарисован овощ, потом его форма (варианты геометрических фигур), цвет (цветовые варианты), размер (большой или маленький), вкус (конфета или лимон), тактильные ощущения (рука), и, наконец, место, где овощ растет (схематическое изображение грядки). Ребенок говорит: «Это репа, она круглая, желтая, большая, сладкая. На ощупь репка твердая, гладкая, растет в огороде. Репа – это овощ».
В игре «Угадай, какой это овощ?» развиваем понимание категории рода у прилагательных, обогащение активного лексикона детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов (овощей), и закрепляем формирование умения описывать предмет (разные виды овощей). Здесь используем те же самые схемы, что и в игре «Опиши овощ», но убираем первую картинку, изображающую овощ, а в конце схемы ставим знак вопроса, и ребенок, перечисляя все признаки предмета (овоща), должен его назвать.Дети очень любят загадывать друг другу такие загадки. В дальнейшем схемы могут быть убраны, и ребята самостоятельно составляют загадки-описания.
В упражнении «Где растут овощи?» отрабатываем использование предлогов «над» и «под» и одновременно формируем фразовую речь. Детям раздаются карточки со стрелками, показывающими вниз и вверх и картинки с овощами. Ребенок подбирает карточки и говорит, где растет этот овощ. Например, «Морковь растет под землей» или «Помидор растет над землей». Таким же образом проводим динамическую паузу, где детям необходимо внимательно слушать взрослого и показывать жестами правильный вариант: «растёт над землей» - поднять руки вверх, «растёт под землей» - присесть, руки опустить вниз. Взрослый же допускает преднамеренные ошибки, показывая движения, не соответствующие месту произрастания названного овоща.
Далее работаем над формированием глагольного словаря в играх-упражнениях «Как дедушка выращивает овощи». В игре «Как дедушка выращивает овощи» даются картинки-схемы работ на огороде (фигура человека, лейка, лопата, грабли, корзина). Каждая картинка обговаривается с детьми. Ребенок, опираясь на модели, рассказывает: «Дедушка посадил, поливает, рыхлит, удобряет, собирает урожай». В игре «Приготовим обед» используем картинки-схемы (тёрка, нож, кастрюля, банка, стакан). Опираясь на схему, дети рассказывают: «Овощи трем, режем, варим, консервируем, выжимаем сок».Здесь можно использовать игровую ситуацию «Помоги лисенку посадить овощи и приготовить их». Показываем картинку с изображением, например, моркови. Ребенок рассказывает, опираясь уже на две схемы: «Морковь посадили, поливаем, рыхлим, удобряем, собираем». «Морковь трем, режем, варим, консервируем, выжимаем сок». Так хорошо закрепляется глагольный словарь, дети быстрее и легче запоминают слова и учатся согласовывать существительные с глаголами.
Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми навыков словообразования. В игре «Вкусный сок» наглядная схема изображает стакан с падающей в него каплей, вокруг него изображения фруктов. Взрослый спрашивает у детей: ”Какой ты любишь сок?” Ответ: «Я люблю сливовый сок». Таким же образом проводится игра «Что можно приготовить из овощей?». На схеме изображается тарелка, а вокруг нее разные овощи. Ребенок сам выбирает, что можно приготовить из них. Детям задаются вопросы: «Что можно сварить?», «Что можно приготовить?». Примерные ответы таковы: «Я варю гороховый суп», «Я готовлю огуречный салат».
В процессе исследования предметов обязательно включаем словарные упражнения:
- на подбор синонимов. Например, «яблоко красное, спелое, как сказать по-другому, какое оно?» (румяное);
- на словообразование: у яблока красный бок, как сказать одним словом, какое яблоко (краснобокое); яблоко чуть кислое и чуть сладкое (оно кисло-сладкое). При затруднении показываем схемы (лимон + конфета, красный + жёлтый цвет и т. д.).
На следующем этапе обучения мы вводим схему-модель, по которой ребёнку предлагается самостоятельно выбрать и описать овощ или фрукт: «Знак вопроса, цвет, форма (геометрические фигуры), размер (изображение большого предмета и маленького), рука (какой на ощупь), на вкус (язык), грядка или дерево (где растёт), кастрюля (что можно приготовить). Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы. После рассматривания схемы предлагается рассказать, опираясь на образец взрослого. Описание взрослого сопровождается движением указки по схеме модели, тем самым дается образец использования модели. Данная схема помогает составить полный последовательный описательный рассказ.
Подобным образом с использованием схем можно обучать детей пересказу текстов (сказок и рассказов). В качестве наглядных моделей используем геометрические фигуры. Подбор геометрических фигур обговариваем с детьми.
На начальном этапе работы количество фигур должно соответствовать числу героев сказки. Выбираем заместители и выкладываем в нужной последовательности. Рассмотрим на примере сказки «Репка». Взрослый спрашивает детей: «На какую фигуру похожа репка?», «Какими фигурами можно обозначить деда, бабку?” и т.д. Рассказывая сказку, выкладываем геометрические фигуры по порядку. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, различающиеся по цвету, величине в зависимости от различий между персонажами.
При обучении пересказу текста необходимо подготовить детей к восприятию произведения. Сюда входит отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значений отдельных слов и словосочетаний, содержащихся в художественном произведении. После этого текст читается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используем прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений. Далее в вопросно-ответной форме проводится анализ содержания произведения («языковой» и «содержательный»).
Вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимых деталей повествования. В процессе разбора текста применяется иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия и др. Это так называемый «содержательный» разбор.
Помимо разбора содержания для детей с ОНР необходимо проведение специального лексического разбора текста. Внимание дошкольников сосредоточивается на языковом материале произведения. Лексический разбор включает выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов,а также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с ними, то есть ключевых в смысловом отношении слов, образующих основное «содержательное ядро» рассказа.
При обучении детей с ОНР пересказу применяем вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, мнемотаблицы и мнемодорожки). Также используем мнемотаблицы и при заучивании стихов, чистоговорок.
Формирование навыков творческого рассказывания у дошкольников с ОНР связано с большими трудностями. Дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого текста. Трудности могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения. Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества, поэтому при обучении пересказу, рассказыванию по картинам, составлению рассказов-описаний включаем отдельные, доступные детям задания творческого характера.
Использование адаптированных методов ТРИЗ – РТВ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями также даёт несомненные преимущества:
- в активизации познавательной деятельности детей,
- в создании мотивационных установок на проявление творчества,
- в создании условий для развития образной стороны речи детей.
Для освоения алгоритмов работы с картиной используем  игры и творческие задания типа «Да - нет».  Учим детей пространственной ориентировке на картине. Активизируем  в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Взрослый загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине используем прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
В игре с «подзорной трубой» учим детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
В игре  «Самый внимательный» даём установку на запоминание:
- А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы ответите на мои вопросы. Сколько котят на картине? Что лежит в корзине? И т.д.
Используя игру «Волшебный гость» учим детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой. Например, котёнок и корзинка с клубками.
Игра «Кто о чем говорит?» учит детей составлять диалоги от лица объектов картины. Мы  предлагаем выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит».
Игра  «Я ощущаю запах» помогает  представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.Мы  предлагаем «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.Предлагаем детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».
В игре «Что было, что будет?» учим детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. Мы  выбираем  объект на картине, предлагаем играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем. Или приглашаем в гости Волшебника Времени, дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. Например: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до одного котёнка. Что произошло дальше? Обсуждаем ситуацию с детьми.
Технология «Написание писем» прекрасно тренирует способность красиво и последовательно излагать свои мысли. Так как ребенок еще не умеет писать, мы записываем письмо под его диктовку. Это могут быть небольшие записки; составление рассказа по сюжетному рисунку, который создан ребёнком; поздравительные открытки родственникам и друзьям ребенка, ну и конечно, письмо Деду Морозу!
Используем игру «Кольца Луллия»:
1. На одном круге воспитатель располагает картинки с изображением животных на другом – их детенышей.Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения зайца и лисёнка. Задание: подумать и сказать, каким образом мама-зайчиха будет ухаживать за одиноким лисёнком – кормить, согревать, гулять и т. д.
2. Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение взрослого животного, затем, поворачивая меньший круг, отыскивают изображение детёныша и располагают его над мамой детёныша, таким же образом находят жилище. Объясняют, что получилось.
3. Игра «Необычное животное». На кругах располагаются разрезанные на 2 части картинки с изображением животных. Детям даётся задание: «Раскрути круги, посмотри, что оказалось под стрелкой. Придумай название этому животному, где оно может жить, чем питается».
При обучении детей с ОНР составлению рассказов, заучиванию стихотворений  используем одну из новых технологий работы -  создание и демонстрация компьютерных презентаций. Компьютерные презентации дают широкие возможности в составлении дошкольниками описательных рассказов. Презентации направлены:
- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем: «Зима», « Весна», «Осень», «Лето», «Цветы», «Птицы», «Дикие животные» и др.;
- на совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картинке и серии картин по данному плану;
- на формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным;
- помогают в запоминании текста стихотворения;
- на воспитание интереса, желания реализовывать свои творческие возможности.
Таким образом, представленные формы работы и технологии являются опорой для формирования связной речи, что в последующем облегчит детям овладение знаниями в период обучения в начальной школе.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий