Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления детей с истоками русской народной культуры и использования дидактических игр


Автор: Константинова М. А.

Библиографическое описание статьи:
Константинова М. А. Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления детей с истоками русской народной культуры и использования дидактических игр // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 23. – ART 26085. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26085.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Статья описывает методическую работу, которая способствовала формированию доброжелательных отношений в группе сверстников детского сада, а также, как дидактические игры при определенных условиях могут сплотить детский коллектив, формируя дружеские отношения. В работе подчеркивается, что основными психолого-педагогическими условиями для формирования дружеских взаимоотношений являются общение и совместная деятельность

Ключевые слова:
совместная деятельность, общение, дидактические игры, дружеские взаимоотношения, психолого-педагогические условия

Полный текст:
Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления детей с истоками русской народной культуры и использования дидактических игр».
Актуальность данной темы обусловлена ростом множества негативных и деструктивных явлений среди детей и подростков, наблюдаемых в последнее время таких как: жесто­кость, вербальная агрессия, насилие, которые имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, именно он является сензитивным в становлении личности ребёнка, формировании взаимоотношений со сверстниками и окружающими людьми. В этом возрас­те складываются основные этические ин­станции, оформляются и укрепляются инди­видуальные варианты отношения к себе и к другому, важно вовремя уделить этой про­блеме пристальное внимание.
Теоретическую базу моей работы составили труды таких известных психологов и педагогов таких как: Выготский Л.С., Бажович Л.И., Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А., Менджерицкая Д.В.
В своей деятельности я придерживаюсь научной концепции представителя гуманистической психологии Карла Роджерса, основанную на принципе уважения ребенка как личности.
С целью формирования дружеских взаимоотношений у старших дошкольников, мы знакомили детей с истоками русской народной культуры, стараясь выяснить воспитательное воздействие этой деятельности.
В музейной комнате «Русская изба», созданной на базе нашего детского сада я рассказывала детям любимые сказки, знакомила с жизнью и бытом русского народа. При обсуждении сказок и произведений устного народного творчества, обращала внимание дошкольников на основные нравственные ценности такие, как: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Наши встречи мы заканчивали чаепитием из старинного самовара.
С детьми старшей группы и их родителями посещали Храм Святого Николая в с. Горки. Настоятель Храма отец Валерий проводил беседу с детьми о дружбе, взаимопомощи, о сострадании, о том, что нужно говорить друг другу хорошие вежливые слова, приходить на помощь в нужную минуту.
Проводим экскурсии в музей «Боевой славы» в Маливской средней школе, где собран уникальный материал о подвигах русского народа в Великой Отечественной войне, о жизни и быте селян.
Знакомим детей с достопримечательностями города Коломна. Посещаем музей Боевой Славы, мемориальный парк, где дошкольники возлагают цветы к вечному огню, отдавая дань воинам Великой Отечественной войны.
Каждая совместная деятельность детей, организованная воспитателем с целью выявления особенностей взаимоотношений детей, будь то: экскурсия, игра и прочее, заканчивалась обсуждением. Тем самым усиливалось воспитательное воздействие применённых средств.
Известно, что большие возможности для формирования дружеских взаимоотношений у дошкольников имеются в игровой деятельности, поэтому продолжая работу по формированию дружеских взаимоотношений между детьми, я обратились к ведущему виду деятельности ребёнка – игре: сюжетно-ролевой, дидактической и т.д.
Традиционно дидактическую игру используют, как средство развития умственных способностей, а я решила применить дидактическую игру (при определенных условиях её проведения) для формирования дружеских взаимоотношений у дошкольников. С этой целью мною была проведена большая экспериментальная работа. В ходе, которой важно было выяснить, может ли дидактическая игра, развивая умственные способности детей, развивать и дружеские взаимоотношения у них, и при каких условиях. Мною были выделены следующие психолого-педагогические условия:
- игра должна быть рассчитана на подгруппу детей;
- к игре привлекаются дошкольники, у которых наименьшее количество контактов друг с другом;
- своевременная коррекция социального поведения детей в процессе игры педагогом.
- использование педагогом демократического стиля взаимодействия с детьми;
- создание в группе благоприятного микроклимата.
Проанализировав результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, были сделаны следующие выводы: у детей экспериментальной группы изменилось поведение: они стали активнее вступать в совместную деятельность друг с другом, меньше ссориться, подчиняться общим правилам игры, увеличилось количество положительных контактов среди сверстников в группе, дети стали дружнее. Таким образом, общая заинтересованность, желание играть в дидактические игры сблизило детей.
Выявленные психолого-педагогические условия, способствующие положительным результатам, полученным в ходе экспериментальной работы, позволили внедрить этот новый передовой опыт в практическую деятельность педагогов нашего детского сада. Который я рекомендую к использованию педагогам Коломенского городского округа.
В своей педагогической копилке я имею много разнообразных дидактических игр, многие из них сделаны собственными руками.
Так например, для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия мною изготовлены: «Солнышки с лучиками» в виде прищепок, различные шнуровки, «Гусеница», разнообразные вкладыши и многие другие.
В своей работе я так же использую элементы здоровьесберегающих технологий. В структуру каждого занятия включаю упражнения из гимнастики для глаз, гимнастики мозга и пальчиковой гимнастики.
В работе с родителями стараюсь, большое внимание уделять пропаганде здорового образа жизни. На групповых родительских собраниях мы обсуждаем вопросы на различные темы, в том числе: «О здоровье всерьёз», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Методы и приёмы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей» и другие.
Свой опыт работы я обобщаю и распространяю среди коллег на различных педагогических мероприятиях:
 
Ссылки на источники
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста- М:, 1969
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – М:, 2007
3. Буре Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста – Ребёнок в детском саду №5, 2006. – с.16
4. Буре Р.С. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников – Управление дошкольным образовательным учреждением №7, 2006. – с.61
5. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети – М:, 1985
6. Буре Р.С. Обучение и воспитание дошкольников в деятельности – М:, 1994, с.44
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве – М:, 2006
8.Воспитание ребёнка в детском саду под ред. Марковой Т.А., М:, 1986
9. Доронова Т.Н. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет. М., 2002,с.67]
10. Зазульская О.В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками – Ребёнок в детском саду №1, 2005. – с.2
11. Зазульская О.В. Секреты дружбы – Ребёнок в детском саду №2, 2006. – с.55
12. Илларионова Е.В. Радость общения – Ребёнок в детском саду №2, 2004. – с.69
13. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология – М:, 2008
14. Макаренко А.С. О воспитании – М:, 1988
15. МарковаТ.А. О детской дружбе и воспитании дружеских взаимоотношений – М:, 1994. – с.44
16. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры - Санкт-Петербург:, 2000
17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7лет – М:, 2007
18. Нравственное воспитание в детском саду под ред. Нечаевой В.Г., Марковой Т.А. – М:, 1987
19. Ольшанский Д.В. Я сам – М:, 1986. – с.42-47
20. Педагогика под ред. Пидкасистого П.И., - М:, 2007
21. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду – М:, 2008
22. Программа«От рождения до школы» Научные редакторы - Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.- М:,2017
23. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание детей – М:, 1962
24. Стожарова М.Ю. Эмоциональное развитие дошкольников – Ребёнок в детском саду №2, 2005. – с.65
25. Стожарова М.Ю. Школа эмоций – Ребёнок в детском саду №2, 2006. – с.58
26. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам – Дошкольное воспитание №8, 2003. – с.73
27. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений – Дошкольное воспитание №9, 2003. – с.68
28. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир – М:, 1991
29. Усова А.П. Обучение в детском саду – М:, 1981
30. Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание – М:, 2004
31. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду – М:, 2003
 

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий