Современные здоровьесберегающие технологии


Автор: Мустафина Л. С.

Библиографическое описание статьи:
Мустафина Л. С. Современные здоровьесберегающие технологии // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 81. – ART 26115. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26115.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности

Ключевые слова:
здоровье, здоровьесберегающие технологии

Полный текст:
Воспитание здорового ребенка:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
 
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.
Что такое здоровье?
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Цель здоровьесберегающих технологий –
– Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
– Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:
1. Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
2. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».  А так же Указами Президента России
3. «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»   
4. «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
5. По данным специалистов, занимающихся проблемами здоровьесберегающего обучения, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие значительно ухудшилось: численность здоровых детей сократилась до 15%.
6. Около 90% детей в России имеют отклонения в психическом и физическом здоровье.
7. Всероссийская диспансеризация, проведенная Министерством здравоохранения, показала, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла в 1,5 раза.
Какие же факторы влияют на здоровье ребенка?
– Наследственность 15%
– Организация медицинской помощи 10–15%
– Экологические условия среды обитания 15–20%
– Образ жизни человека 45%
– Социально-психологический климат в обществе – 10%
На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет:
– весь уклад жизни ребенка в ДОУ,
– гигиенические факторы.
– режим дня
– Полноценное физразвитие и здоровье детей - это основа формирования личности.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с мед. требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
– организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
– организация и контроль питания детей раннего и дош. возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
– организация профилактических мероприятий в детском саду;
– организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
– организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Главная цель здоровьесберегающих технологий – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.
Уставший ребенок часто меняет позу, потягивается, встряхивает руками, зевает, закрывает глаза, подпирает голову рукой. У такого ребенка взгляд становится неподвижным или блуждающим, появляются ошибки, запинки и задержки при ответе. Ребенок бесцельно перекладывает предметы на столе, разговаривает с соседом и проявляет другие признаки усталости. Когда дети вовлечены в активную познавательную деятельность, они не чувствуют усталости и ещё сохраняют энергию на последующие занятия.
Не секрет, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового образа жизни и формируется представление о нём. И если воспитатели и учителя гармонично и сбалансировано организовали работу с детьми, то это станет крепким фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
– занятия физкультурой, прогулки;
– рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены;
– закаливание, создание условий для полноценного сна;
– дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить;
– умения отличать ложь от правды; 
– бережное отношение к окружающей среде, к природе;
– медицинское воспитание, своевременное посещение врача; 
– выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно;
– формирование понятия "не вреди себе сам".
Физкультурное занятие
2-3 раза в неделю. Ранний возраст -, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Динамические паузы во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Динамическая гимнастика ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью. Поэтому нам необходимо выполнять следующие задачи:
– развивать осознанное отношение к своему здоровью;
– формировать потребности в здоровом образе жизни;
– продолжать создавать условии для охраны жизни и укрепления здоровья детей. 

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий