Формирование доверительных отношений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к педагогу в условиях общеразвивающей группы


Автор: Лебедева Е. В.

Библиографическое описание статьи:
Лебедева Е. В. Формирование доверительных отношений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к педагогу в условиях общеразвивающей группы // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 24. – ART 26087. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26087.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования доверительных отношений детей с ОВЗ к воспитателю в условиях дошкольного учреждения. Представлена организация деятельности воспитателя в данном направлении

Ключевые слова:
дети с ограниченными возможностями здоровья, младший дошкольный возраст, межличностные отношения, благоприятный эмоционально – психологический климат

Полный текст:
Доверие – важный компонент общения, который определяет направленность межличностных отношений и взаимодействий. Формирование доверия важно начинать с раннего возраста, поскольку ребенок в этот период отделяется от родителей, становится более самостоятельным. Подавляющее большинство детей идут в сад в 2-3 года.
Сегодня внимание психологов к развитию ребенка младшего дошкольного возраста определено тем фактором, что дошкольный возраст – наиболее важный и сензитивный период развития человека [2].
В течение первых трех лет ребенок переживает два возрастных кризиса, во время которых изменяется представление ребенка о себе и своем месте в мире. При этом наиболее важным является закладывание эмоциональной сферы. Недоразвитие этой сферы повлечет в будущем большие психологические и педагогические проблемы развития [1].
Важность проблемы формирования доверительных отношений у детей младшего дошкольного возраста очевидна, поскольку именно в этот период детства оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
 «Доверяю» в латинском языке — «credo», что в буквальном смысле означает - «сердце даю». Доверие – эстетическая категория, которая является достаточно сложной и может быть определена, как отношения к действиям другого человека и к нему самому, основанном на убеждении в правильности его действий и намерений, преданности, целостности, честности, искренности [3].
Установление доверительных отношений между детьми младшего дошкольного  возраста и педагогом является залогом успешной адаптации.
Проанализировали уровень доверительных отношений между детьми младшего дошкольного возраста и педагогом. Анализ провели с позиции сформированности такого отношения у детей. В исследовании участвовали 19 детей младшего дошкольного возраста 2-й младшей группы детского сада, а также 3 ребенка данной группы с ОВЗ (ОНР).
Диагностика доверительных отношений между детьми младшего дошкольного возраста и воспитателем осуществ­лялась комплексно: беседы, оп­рос, наблюдения, творческие задания, сюжетно-ролевые игры. Фиксировались действия детей, их эмоциональный отклик на определенные ситуации.
По результатам диагностики был выявлен средний и низкий уровень доверительных отношений. При этом особенностью детей с ОВЗ явилось то, что все три человека получили низкий уровень. В процессе диагностики они не шли на контакт с воспитателем, с другими детьми играли неохотно. Адаптация проходила труднее, чем у здоровых детей. Кроме того, в первые месяцы, такие дети чаще болели. Дети с ОВЗ либо совсем не выражали эмоции при общении, либо делали это чересчур активно.
Необходимо было разработать такую систему, которая учитывала бы особенности детей с ОВЗ. Проанализировав свою деятельность, мы пришли к выводу, что необходимо использовать наряду с традиционными методами установления доверительных отношений, нетрадиционные.
При работе опирались на особенности детей с ОВЗ:
- слабость мотивации к установлению доверительных отношений;
- снижение потребности в речевом общении;
- избегание общения с педагогом;
- страх перед доверительными отношениями с педагогом;
- отсутствие интереса.
В рамках работы реализовали два условия: использование педагогом игр, нацеленных на тактильный контакт (пальчиковые, дидактическая юбка и прочие) и внедрение в работу ритуалов. Работа проводилась с учетом особенностей доверительных отношений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Первым условием являлось использование педагогом игр, нацеленных на тактильный контакт (пальчиковые, дидактическая юбка и прочие).
Семейная среда окружает ребенка с рождения. Она признается им как стабильная и безопасная. По этой причине очень важно, чтобы выход из такой среды в другую  был очень плавным и мягким [3]. Особенно это касается детей с речевыми проблемами, так как они не могут полноценно общаться с помощью речи, их интеграция в коллектив  заторможена. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок с речевыми проблемами, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно преодолевал затруднения.
Наряду с традиционными приемами было использовано методическое пособие «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка», которое способствовало созданию условий для успешной адаптации ребенка с ОВЗ к условиям ДОУ совместно со здоровыми детьми.
Юбка была выполнена из четырех клинов ярких цветов, со множеством привлекательных элементов, прикрепленных к ней. Детей младшего дошкольного возраста, в том числе имеющих проблемы с речью, такая юбка привлекла и заинтересовала. Самое главное – происходило ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами юбки, что способствовало положительному настрою для налаживания доверительных отношений. На юбке присутствует несколько сюрпризных кармашков.
На юбку были нашиты:
- карманы (на липучке) с выполнением разных функций (на молнии, липучке, на завязках, на пуговице), пуговицы разных размеров и цветов;
- атласные ленты;
- колокольчики, различные по звучанию;
- пуговицы, замочки, шнуровки и пр.
С восторгом и увлечением дети обследовали юбку в поисках новых открытий. А самое главное – сократился адаптационный период, и ослабилось его стрессовое воздействие на детей, что способствовало установлению доверительных отношений с педагогами.
Вторым этапом внедрили использование ритуалов, обеспечивающих формирование доверительных отношений между детьми младшего дошкольного возраста и педагогом. С учетом особенностей детей с ОВЗ ритуалы проводятся два раза в день. Дети такого возраста стремятся к постоянству и устойчивости. Это позволяет им убедиться в безопасности окружающего мира, к его стабильности.
Ритуал приветствия чаще всего исполняется в стихотворной форме. Проводится в группе детей и сопровождается тактильным контактом:
Покажите ладошки, мои крошечки
(Дети показывают свои ладошки воспитателю)
Я поглажу вас по ладошечке
(Воспитатель гладит детей по ладошкам)
А вот и мои ладошки
(Воспитатель показывает свои ладошку детям)
И вы погладьте меня по ладошке.
(Дети гладят ладошку воспитателя)
Или:
В ходе игры приветствовали детей: Привет, Аня!, а ребенок, хлопая педагогу по ладошкам: Привет, Катя!. Такой ритуал проводился с каждый ребенком.
При проведении ритуалов также использовали индивидуальный подход, учитывая особенности детей с ОВЗ, нельзя ставить его первым или последним. Также нельзя ставить двух детей с низким уровнем рядом. В нашей работе такие дети стояли на 4, 7, 11 местах.
Помимо работы в группе проводили и работу с родителями.
Основные направления работы с семьей включали:
- установление тесного сотрудничества в системе «дети - педагоги - ро­дители»;
- привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях, таких как образовательная деятельность, праздники, совместные прогулки;
- поддержка родителями инициатив педагогов по формированию довери­тельных отношений с детьми.
Приведенные способы работы положительно повлияли на формирование положительных взаимоотношений между детьми младшего дошкольного возраста и педагогом. Дети с ОВЗ успешно адаптировались к условиям ДОУ и в коллективе одногодок. Можем считать, что наш опыт был успешен.
 
Ссылки на источники
  1. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
  2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.
  3. Смолярчук И.В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников/ И.В. Смолярчук// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. - С. 98-102.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий