Формирование экологической культуры у дошкольников посредством использования проектной деятельности


Авторы: Сидоренко Л. А., Кириллова Н. В., Галеева Н. Н.

Библиографическое описание статьи:
Сидоренко Л. А., Кириллова Н. В., Галеева Н. Н. Формирование экологической культуры у дошкольников посредством использования проектной деятельности // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 13. – ART 26051. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26051.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Предложенная в докладе проектная деятельность по формированию экологической культуры детей помогут педагогам сформировать у дошкольников экологическую грамотность и бережное отношение к природе. Доклад предназначен воспитателям и специалистам, работающим с детьми

Ключевые слова:
проектная деятельность, дети, экология

Полный текст:
С 1 января 2014 г. вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Новая образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. (10;12)
Экологическое воспитание дошкольниковпрослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное. На сегодняшний же день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Поэтому данное направление мы выделили отдельно и включили в часть программы, планируемую участниками образовательных отношений.
Экологические знания - это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными, средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее отношение к окружающему миру.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическое мировоззрение и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные знания.
Использование проектной деятельности в экологическом образовании дает важное преимущество. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (определение профессора Е. С. Полата). В проектной деятельности дети являются не пассивными объектами формирования экологических знаний, они становятся их активными добытчиками. Такие знания эмоционально окрашены, личностно значимы для ребенка, а значит и отношение, формируемое на их основе, носит более осознанный характер, оно глубже, индивидуальнее. Ребенок, участвуя и, в определенных моментах, организуя деятельность по изучению природы, усваивает бережное отношение к ней, накопленный опыт применяет не только в дошкольном учреждении, но и в повседневной жизни.
Ребенок через свои интересы и потребности выступает заказчиком проекта. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне. Детей увлекает процесс совместной деятельности. Воспитанников этого возраста целесообразно привлекать к участию в планировании деятельности, реализации намеченного плана. Затем, обсудив совместный анализ выполненного проекта, подвести результат. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему педагог замечает и поощряет: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!».
В проекте «Волшебница - вода» детям предлагалось разобраться: можно ли прожить без воды? Загадывали загадки о воде и ее различных состояниях. Провели беседы «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни». Совместно были запланированы мероприятия для хода исследования. В совместной деятельности была проведена опытно-исследовательская работа: «Когда льется вода, когда капает», «В какую бутылку быстрее нальется вода». Применяли метод проблемного обучения: проблемная ситуация что же может произойти, если люди не будут закрывать краны? В результате дети выявили основные свойства воды, осознали необходимость бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу.
Предлагаем вашему вниманию проекты, используемые в образовательной деятельности в режимных моментах:
Проблемная ситуация что же может произойти, если люди не будут закрывать краны?
Цель: воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу.
 
Ход организованной деятельности в режимных моментах
 
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Ребята, как вы думайте, откуда берётся вода в кране? (ответы) Вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того, чтобы чистая вода побежала из вашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но вы теперь знаете, что вода течёт в кран из реки, и если люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Авторов тоже беспокоит проблема бережного использования воды. Послушайте отрывок стихотворенья Б. Заходера «Что случилось с рекой»
Течёт река
Издалека…
Как хорошо, когда река,
И широка и глубока!
Поит поля и города,
Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Тут глубока была река.
Была. Вот именно - была.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: "Какой пустяк! "
Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка,
Пропала целая река!
Воспитатель: Почему пропала река? А вы, ребята, не забываете за собой закрывать кран? Как вы теперь будете относиться к воде? Давайте беречь воду, ведь если исчезнут реки, то вода из наших кранов тоже исчезнет, и мы не сможем умываться, мыть руки, повара не смогут без воды приготовить нам еду. Без воды, ребята, человек не сможет жить на земле. Поделитесь своими знаниями с друзьями и расскажите, что нужно беречь воду!
 
Педагогический проект для детей средней группы «Волшебница - вода»
 
Паспорт проекта в средней группе «Волшебница - вода».
Вип проекта: исследовательский, поисковый.
Форма проведения: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.
Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность темы. Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, необходимо уточнить представление детей о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода — это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Цель проекта: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи проекта:
1. Расширить представления о воде, о её необходимости.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать.
3. Прививать у детей навыки бережного использования воды.
4. Воспитывать желание заботиться о чистоте водоемов.
5. Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор.
6. Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемый результат: воспитание нравственных чувств, основанных на заботливом отношении к природным богатствам.
Подготовительный этап
Подборка материала, пособий, литературы по теме.
Выявление уровня знаний по теме проектирования.
Изготовление «капелек воды».
Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном отношении к воде для проведения экологической акции.
Рассказывание экологических сказок о воде.
Основной этап
Проведение беседе: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».
Чтение детям сказок, рассказов о воде: Б.Заходер «Что случилось с водой», Н.А. Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку».
Беседы по содержанию прочитанных текстов.
Загадывание загадок о воде и ее различных состояниях.
Разучивание стихотворений песен о воде.
Знакомство детей с водой и ее свойствами.
Экспериментальная деятельность: «Когда льется вода, когда капает», «В какую бутылку быстрее нальется вода», «Волшебная вода».
Наблюдения за состоянием воды;
ООД «Путешествие капельки»;
Проблемная ситуация что же может произойти, если люди не будут закрывать краны?
Художественная деятельность: «Это волшебная вода» (портрет воды),
«Что нам вода» (профессии),
Изготовление плакатов в защиту рек и водоёмов: «Где живет вода».
«Рыбки» (нетрадиционное рисование свечой)
«Снежинки» (нетрадиционный метод из круп).
Экологические, подвижные, дидактические, музыкальные игры.
Экологическая акция «Берегите воду!»
Распространение листовок среди сотрудников детского сада
Заключительный этап
Придумывание экологической сказки о воде «Королева вода»
Оформление тематической ширмы совместно с родителями «Давайте беречь воду».
Экологический праздник «Берегите воду».
 
Педагогический проект по экологии в старшей группе
«Эти удивительные животные»
 
Паспорт проекта в старшей группе «Эти удивительные животные»
Вид проекта: исследовательский, поисковый.
Форма проведения: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.
Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность.
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта:
1. Обогатить и закрепить знания и представления о животных, живущих в наших лесах.
2. Развивать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, отражать впечатления в своих творческих работах.
3. Воспитывать у детей основы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности.
4. Ресурсное обеспечение: книги, энциклопедии, видеофильмы, тематические альбомы, плакаты, фотографии, картинки по теме.
Ожидаемый результат:
1. Знают основные признаки животных наших лесов;
2. Устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям;
3. Устанавливают с помощью взрослого и самостоятельно частные и общие связи;
4. Относятся бережно и заботливо к природе;
Соблюдают правила в природе.
Подготовительный этапе.
- обсудить с родителями воспитанников вопросы, связанные с проектно-исследовательской деятельностью;
- определить цели и задачи проекта, исходя из познавательного интереса детей;
- составить план – график работы, подготовить научно – методическую и художественную литературу, дидактические игры, наглядные пособия, аудиозапись, составить картотеку игр на свежем воздухе.
Основной этап.
Чтение Скребицкий Г. А «Всяк по-своему», В. Бианки «Как животные к зиме готовятся?», Г.А. Скребицкий «Пушок».
Д/и: «Чем бы мы угостили животных», «Кто, где живет?», «Узнай по контуру»,
«Собери животное – медведя», «Найди маму».
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Свободное общение «Волк и лиса – хищники»
П/и: «Лиса и зайцы», «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».
Драматизация сказки: «Теремок».
Творческое рассказывание: сказка «Как зайчонку маму искали».
Ручной труд: «Медвежонок», Оригами «Волк».
Художественное творчество: (рисование) «Белочка зимой», (лепка) «Мышка».
Разучивание считалки «Белки зайцев угощали…».
ООД «Дикие животные наших лесов».
Домашнее задание для детей и родителей – совместное рисование (разукрашивание) в нетрадиционной технике животного леса с составлением описательного рассказа о нем.
Заключительный этап
Изготовление мини - альбома «Дикие животные леса».
Просмотр презентации «Дикие животные наших лесов», «Правила поведения в лесу».
 
Ссылки на источники
  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г.№1756-р)
  2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 319 с.
  3. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 2002.
  4. Потапова Т.В. и др. Надежда (программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и права человека) Пущино, 1998 ОНТИ НЦБИ, 40 с.
  5. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. ― 336 с.- ISBN 978-5-4315-0504-1.
  6. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет - Волгоград: Учитель, 2015. - 159 с. – ISBN 978-5-7057-3525-9.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий