Формирование математических представлений у детей в процессе игровой деятельности


Авторы: Анисимова И. В., Макарова Е. В., Пономарчук А. В.

Библиографическое описание статьи:
Анисимова И. В., Макарова Е. В., Пономарчук А. В. Формирование математических представлений у детей в процессе игровой деятельности // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 13. – ART 26052. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26052.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Предложенные в докладе игровые технологии на формирование представлений о геометрических фигурах является одним из направлений по математическому развитию детей дошкольного возраста и помогут педагогам сформировать знания по математике. Доклад предназначен воспитателям и специалистам, работающим с детьми

Ключевые слова:
дети, геометрические фигуры, игры и упражнения

Полный текст:
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.
Формирование представлений о геометрических фигурах является одним из направлений по математическому развитию детей дошкольного возраста. Как отмечала А.В. Белошистая, геометрические фигуры – это эталоны, с помощью которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство с ними следует рассматривать в двух аспектах: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие геометрического мышления. Направления эти различны, но без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.
Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина, Н А. Менчинская, Г. С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способы обучения.
В дошкольном возрасте основные геометрические понятия вводятся описательно, наглядно, путем созерцания конкретных предметов или практического оперирования ими.
Самые важные моменты - зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие сенсорные способности детей.
Восприятие геометрических фигур имеет свои особенности на разных возрастных этапах. От восприятия геометрических фигур как обычных предметов в раннем возрасте под воздействием обучения ребенок постепенно переходит к сравнению, а в старшем дошкольном возрасте – к восприятию фигур как эталонов.
В.В. Данилова отметила, игровые технологии рассматриваются как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя в непосредственной образовательной деятельности и вне ее. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования элементарных математических представлений. Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
По мнению В.В. Даниловой, задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких играх формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В рамках образовательной деятельности в нашем ДОУ мы знакомим детей с многоугольником, четырехугольником, учим сравнивать фигуры между собой, устанавливать отношения сходства и отличия. При этом мы соблюдаем последовательность в усложнении материала и комплексный подход к решению программных задач. Так, работа по знакомству с новыми фигурами и повторению знакомых проводится последовательно. На первом этапе работы мы предлагаем детям серию игровых упражнений на закрепление знаний о геометрических фигурах.
В данных упражнениях дети группировали фигуры разного цвета и размера.
Игровые упражнения на группировку фигур способствуют формированию обобщенных знаний о геометрических фигурах.
Далее предлагаем детям сравнить фигуры, одинаковые по форме, но разные по размеру. В ходе данных упражнений дети подбирают пары фигур, при этом убеждаются, что признак формы не изменился. Затем дети раскладывают семь фигур разного размера от самой большой до самой маленькой, называли их форму. Упражнения в различении формы геометрических фигур сочетают с работой по обучению счету. Дети раскладывают фигуры одинаковой формы в ряд и считают, сколько каких фигур. Кроме этого, дети устанавливают разностные отношения между множествами геометрических фигур, выясняют, каких фигур больше, каких меньше, уравнивают их способами добавления и убавления. Многократные действия с фигурами разного цвета, размера, формы способствуют упражнению в выделении существенных и несущественных признаков для данного класса геометрических фигур. Кроме этого, аналогичные упражнения были полезны для детей в плане накопления опыта различения геометрических фигур. Игровая форма проведения упражнений способствовала прочному усвоению знаний, привлечению внимания детей к данному материалу. Дети активно и охотно участвовали в проведении игровых упражнений.
После повторения пройденного материала мы переходим к проведению работы по знакомству детей с новыми фигурами. В подготовительной группе детей знакомим с многоугольником и закрепляем знания о четырехугольниках. Данную работу мы проводим в определенной последовательности:
1. использовали взаимное наложение и приложение фигур, этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и отличие, выделить их элементы;
2. организовали обследование фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов признаков фигуры. При обследовании мы обращали внимание детей на количество углов, сторон в фигурах, их величину, учили детей словесно описывать фигуры, рассказывать о них;
3. использовали разнообразные действия с фигурами (расположение их на столе, выкладывание картинок, составление узоров). Действуя с моделями фигур, дети выявляли их устойчивость или неустойчивость, характерные признаки;
проводили разнообразные упражнения по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Мастерим геометрические фигуры», «Подбери по форме», «Разложи по порядку» и другие);
4. организовали игры и игровые упражнения для закрепления умений детей различать и называть фигуры. Развивали умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. Для закрепления знаний о геометрических фигурах мы использовали персонажи из мультиков «Математика с фиксиками». Куклы Симка и Нолик приходили в гости и вместе с детьми выполняли разные задания, ведь дети дошкольного возраста могут воспринимать мотивы поступков и переживать вместе с героями мультфильмов и художественных произведений.
Также в рамках образовательной деятельности проводим дидактические игры с целью развития представлений о геометрических фигурах:«Мастерим геометрические фигуры», где детям раздавали геометрические фигуры, из которых они должны были выложить предметы. Дети составляли предметы из нескольких геометрических фигур, комбинировали их между собой. Детям очень понравилась эта игра. Затем была проведена игра «Кто больше увидит». На фланелеграфе в произвольном порядке размещались различные геометрические фигуры. Дети рассматривали и запоминали их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагали как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывал тот, кто запомнит и назовет больше фигур. В конце проведения образовательной деятельности обязательно были поощрения и призы. Так, например, в ходе непосредственно образовательной деятельности «Волшебный сундучок» сундучок в итоге открывается, на дне для детей лежали сладкие призы в виде шоколадных медалей. Игровая форма проведения работы способствовала непринужденному усвоению знаний, перенесению их в другую ситуацию.
В дидактической игре «Подбери дверь к домику» дети зрительно обследовали, узнавали, соотносили и правильно называли плоскостные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, четырехугольник, многоугольник).
Игра проводилась по типу лото. У каждого ребенка было по 2-3 домика.
Ведущий показывал фигуры, а дети выбирали нужную для своего домика. Побеждал тот, кто первым закрывал двери своих домиков. В ходе проведения игр использовали стихи, загадки о предметах и геометрических фигурах. Большую пользу принесла игра «Найди себе пару». Материалом для нее послужили геометрические фигуры, разного цвета (по количеству детей). Детям раздавали геометрические фигуры, разного цвета. По сигналу они находили себе пару: по цвету, по форме, по цвету и по форме, обязательно аргументируя свой выбор. Таким образом, ребята учились видеть в предметах сходные признаки, а также у них развивались умения сопоставлять предметы с геометрическими фигурами.
Мы предлагаем план-проект для использования педагогам в своей работе:
 
План-проект по развитию представлений о геометрических фигурах у детей подготовительной группы
 
Блок 1 Непосредственно образовательная деятельность
 

Тема непосредственно образовательной деятельности

Задачи

Оборудование

Содержание непосредственно образовательной деятельности

1. «Геометрические фигуры»

 

 

Закрепить названия геометрических фигур, познакомить детей со способом рисования многоугольника в тетради.

Упражнять в счете в пределах 20, называть четные и нечетные числа, закрепить умение составлять геометрические фигуры из счетных палочек.

Развивать память, логическое мышление, внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.

Воспитывать активную любознательность.

Счетные палочки, простой карандаш, тетради, карточки с изображением геометрических фигур, геометрические фигуры.

 

1.Разминка «Порядковый счет»

2. Дидактическая игра «Узнай меня»

3.«Загадывание загадок»

4.Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.

5.Работа с карточками.

2. «Математика с фиксиками»

Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах.

Продолжать учить называть дни недели.

Соотносить цифры с количеством предметов.

Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать умение решать логические задачи.

Воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).

Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Куклы Симка и Нолик (из м/ф «Фиксики»), геометрические фигуры, цветные облака, счетные палочки, карточки с цифрами.

 

1.Загадывание загадок.

2. Дидактическая игра «Мастерим геометрические фигуры»

3. Дидактическая игра Выкладывание геометрических фигур по названию предмета (окно, дом и т.д.)

4. Дидактическая игра «Волшебные облака»

 

3.«Волшебный сундучок»

Упражнять в количественном счете различными способами; составлять и решать арифметические задачи; закрепить название дней недели, частей суток, времен года; Развитие конструктивных способностей; логического мышления. Воспитывать самостоятельность мышления.

Сундучок, карточки с цифрами, схема арифметической задачи на сложение, карточки к задачам, модель «времена года», «самоделкин», набор фигур к игре «Танграм», карточки на сравнение чисел, тетрадь, простой карандаш

1. Задание по карточкам.

2. Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

3. Загадывание загадок

4. Дидактическая игра «Неделька».

5. Дидактическая игра «Танграм»

4.«Необычное путешествие»

Учить называть геометрические фигуры; Развивать внимание, наблюдательность, сообразительность и логику; навыки использования заменителей; навыки выделения признака.

 

наглядные пособия (геометрические фигуры, плакаты с изображением животных из геометрических фигур, плакат с двумя рисунками (найти отличия), иллюстрации к заданию «Назови противоположное слово»), атрибуты для игры «Гаражи», игра «Зверюшки на дорожках», магнитные цифры, магнитная доска.

1.Отгадывание загадок

2. Дидактическая игра «Кто больше увидит»

3. Дидактическая игра «Цифры потерялись»

4. Дидактическая игра «Назови противоположное слово»

5. Игра «Зверюшки на дорожках»

5. «Прогулка на корабле»

Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Закреплять навыки решения логических задач.

Закрепить знания о временах года, месяцах, днях недели и их последовательности.

Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.

Способствовать развитию приёмов умственных действий, речи, познавательного интереса. Развивать мелкую моторику рук.

Геометрические фигуры.

Карточки с математическими примерами, с пропущенными знаками «+» или «-».

Листы с заданиями к блокам в игре «Поиск затонувшего клада».

Карта путешествия.

1.Решение кроссворда.

2.Выкладывание корабля из геометрических фигур.

3.Загадывание загадок.

4. Задание (Расставь правильно знаки)

5. Дидактическая игра «Узнай меня»

6.«Обобщение геометрических фигур»

Обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.

- Обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.

- способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;

- воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.

компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;

для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.

1. Загадывание загадок о геометрических фигурах.

2. Дидактическая игра «Сложи картинку по памяти»

3. Чтение стихотворения

4. Практическая работа «Геометриическая раскраска»

5. Работа с картой геометрических знаков.

7. «Путешествие в страну математики».

Продолжать учить решать простые арифметические задачи и соотносить их решение со схемами.

- Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

- Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Демонстрационный материал: схема, модель для составления арифметических задач.
Раздаточный материал: Цифровые карточки, дидактические карточки «Соотнеси число», карточки на каждого ребенка с заданиями для изображения ракеты и игры «Четвертый лишний», тетради, ручки.

1. Чтение стихотворения

2. Дидактическая игра «Билеты»

3. «Соотнеси цифру с количеством»

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

5. Дидактическая игра «Собери карточки»

8. «Математика в сказках»

 

- закрепить навыки порядкового счета в пределах 10:

- закрепить знания детей о днях недели и частях суток;

- учить определять месторасположение геометрических фигур в дорожке, понимать выражения «до» и «после»;

- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

- продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения);

- формировать навык полных ответов на вопросы.

- развивать речь, наблюдательность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- продолжать воспитывать интерес к математике.

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

- корзинка с «волшебными» орешками;

- карточки с двумя полосками,

- блоки Дьенеша

- дидактическая игра «Футбол»

- мяч для игры «Дни недели»

- схематическое изображение незавершенных предметов на каждого ребенка;

- указка,

- фишки.

 

1. Задание «построй дорожку из камешков»

2. Мультимедийная игра «Логическое мышление»

3. Дидактическая игра «Футбол»

4. Дидактическая игра «Дорисуй и назови предмет»

5. Дидактическая игра «Когда это бывает»

 
Блок 2 Проведение дидактических игр
 

Название игр

Цель

Оборудование

Содержание игр

1.«Мастерим геометричес-кие фигуры»

 

Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Набор счетных палочек.

Набор геометрических фигур на каждого ребенка.

Предлагаю детям прослушать стихотворение. И сделать геометрические фигуры из счетных палочек.

2. «Колумбово яйцо».

 

Учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме. Учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность. Формировать привычку к умственному труду;

Карточки с персонажами животных, игра головоломка

«Колумбово яйцо»

Предлагаю детям поиграть.

Ребенок выбирает себе карточку с изображением любого персонажа или животного и выкладывает из всех частей силуэт. Но иногда можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.

 

3. «Танграм»

 

Учить детей составлять из геометрических фигур животных, развивать внимание, моторику, абстрактное и пространственное мышление.

Квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезанный на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Карточки – образцы.

Предлагаю детям послушать стихотворение.

Есть веселая игра,

Называется «Танграм».

Треугольников в ней 5,

Нам не трудно сосчитать:

Два больших и меньших два,

Половинки среднего.

Есть еще один квадрат,

Он не новость для ребят,

А еще в игре «Танграм»

Видим параллелограмм.

- А теперь я вам предлагаю собрать фигуру зайчика.

4. «Найди себе пару»

 

Учить находить фигуры одинаковые по цвету, или составь пару по форме.

Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание.

Геометрические фигуры, разного цвета (по количеству детей).

Детям раздаются геометрические фигуры, разного цвета (по количеству детей). По сигналу учителя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор (по каким признакам они искали себе пару: по цвету, по форме, по цвету и форме).

5. «Кто быстрее соберёт геометрические фигуры»

 

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить слышать задания педагога и точно выполнять его. Развивать партнёрство во время игры.

 

геометрические фигуры 8штук, десяти цветов.

На полу разбросаны геометрические фигуры. Всего 8 геометрических фигур: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, пятиугольник. Дети делятся на пары. Я даю детям задание распределиться парами для игры, рассчитаться по порядку номеров в парах. Дети запоминают порядковый номер своей пары.

Даю парам задание:

1-я пара собирает квадраты,

2-я пара собирает треугольники,

3-я пара собирает круги,

4-я пара собирает овалы,

5-я пара собирает пятиугольники,

6-я пара собирает прямоугольники,

(Закрепить, какая пара что собирает).

По моему сигналу дети начинают выполнять задание. После игры предлагаю парам проверить друг у друга правильность выполнения задания, для этого они меняются собранными фигурами и, просматривая их, проверяют правильность выполнения задания. Побеждает та пара, которая быстро и правильно выполнила задание.

6. «Подбери дверь к домику»

 

Учить детей зрительно обследовать, узнавать, соотносить и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть её.

Домики из картона. «Двери», геометрические фигуры.

Дети берут по 2-3 домика, ведущий из коробки берет геометрическую фигуру и спрашивает: "У какого домика дверь? " Ребенок, к домику которого подходит дверь отвечает: "У моего домика дверь круглая или квадратная", берет геометрическую фигуру и накладывает на место двери. Побеждает тот, кто первым закроет двери своих домиков.

7.Игра-головоломка «Пифагор»

 

 

Развитие конструкторских способностей, мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.

Игра головоломка «Пифагор»

 

Загадываю загадки о сказочных героях, и животных. Дети должны отгадать загадку, и выложить из геометрических фигур ответ.

8.«Определи геометрические фигуры».

 

 

 

 

 

 

Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать внимание, память, мышление.

Карточки с изображением геометрических фигур.

Каждому ребенку дана была карточка, на которой были изображены картинки и соответствующая ей геометрическая фигура. Ребенок должен был назвать геометрическую фигуру, изображенную на своей карточке.

9.Игра-головоломка «Листик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей воссоздавать модели без образца, ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения, составлять из геометрических частей целое.

развивать зрительную память, способствовать формированию мыслительных операций.

воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Игра головоломка «Листик»

 

Загадываю детям загадку:

«Ребята, ребята, давайте жить дружно!

Не нужно ругаться и злиться не нужно,

Ведь даже травинка чувствует боль!» -

Поёт добродушный кот…(Леопольд). Характеризую кота Леопольда вместе с детьми.

Какой он?«Добрый», «ласковый», «отзывчивый».

И предлагаю собрать головоломку листик.

Дети обращают внимание, что это головоломка похожа на сердце и выполняют задание.

10. «Лото»

 

 

 

 

Развивать внимание, умение сравнивать, точно определять и подбирать, а также координировать движение рук.

Карточки,

Фигурки в мешочке.

 

 

 

Каждому ребенку достается своя карточка. Все фигуры помещаются в мешок и вынимаются по одной. Фигурки укладываются на карточку в соответствии с цветом и формой. Игрок, первым закрывший все клетки на своей карточке, считается победителем.

11. «Квадратная головоломка»

 

 

 

способствовать развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия.

«Квадратная головоломка»

Дети выкладывали по образцу животных, ракету, а также была возможность выложить фигуру по замыслу.

 

 
Ссылки на источники
  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1988.
  6. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия/Сост. И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1998.
  7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
  8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2014.
  9. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под. ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991.
 

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий