Развиваем творческое мышление и воображение у детей посредством использования игр и упражнений, нетрадиционных техник


Авторы: Попова Л. А., Герман Л. Г., Воронкова В. Н.

Библиографическое описание статьи:
Попова Л. А., Герман Л. Г., Воронкова В. Н. Развиваем творческое мышление и воображение у детей посредством использования игр и упражнений, нетрадиционных техник // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 13. – ART 26053. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26053.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Предложенная в докладе игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения помогут педагогам сформировать у дошкольников способности действовать в плане представляемой, воображаемой ситуации, развивать умение находить собственное, оригинальное решение практической задачи, речевые и коммуникативные навыки. Доклад предназначен воспитателям и специалистам, работающим с детьми

Ключевые слова:
дети, воображение, мышление, игры и упражнения

Полный текст:
В развитии и воспитании дошкольников особое место занимает творческая деятельность, именно творческие процессы характеризуются наибольшей активностью и созидательностью. Дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной сферы, в том числе процесса воображения, на котором базируется творческая активность. Воображение – это «психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний, например, страхов, путем переработки предшествующего опыта». Поэтому процесс воображения не возникает сам по себе и не протекает обособленно, корни его всегда находятся в деятельности с предметами, имеющими множество характеристик: форму, цвет, величину, нахождение во времени и пространстве и т.д.
Поскольку образы воображения создаются с опорой на реальные предметы, процесс самым тесным образом связан с развитием восприятия, памяти, мышления, речи. То есть, можно сказать, что познавательная деятельность подразделяется на отдельные процессы условно, с целью изучения. Таким образом, богатство воображения определяется накопленным опытом. Воображение не становится сразу творческим, это происходит постепенно в процессе накопления представлений, знаний об окружающем и в результате овладения специальными приемами, операциями:
- перенос свойств реальных предметов (сенсорных эталонов) на воображаемые;
- наделение окружающих предметов новыми свойствами;
- прием комбинирования, когда свойства многих предметов объединяются в одном;
- дополнение, преобразование абстракций;
- «одушевление», «оживление» предметов неодушевленного мира;
- создание новых необычных сюжетов: путаница, небывальщина, перевертыши;
- экспериментирование с сенсорными эталонами, изобразительными материалами, технологиями.
В своей работе с детьми мы используем специальные виды игровой деятельности с использованием сенсорных эталонов, которые могут быть направлены на развитие как воссоздающего, так и творческого воображения и мышления. Игровые задания и упражнения приводятся с учетом принципа «от простого к сложному».  Развивающий эффект достигается благодаря постепенному переходу от творческих заданий, основанных на восприятии простейших эталонов (цвета, формы, величины) к более сложным сочетаниям разновидностей предметных свойств и природным явлениям, к миру социальных отношений.
Игровые творческие задания выполняются в процессе изобразительной деятельности, в том числе с применением нетрадиционных технологий, что предполагает создание рукотворных продуктов с последующим речевым сопровождением. Именно такая схема творческой деятельности, как показывает практика, является оптимальной, поскольку для дошкольника наиболее реальным представляется вербальное оформление созданного прежде изображения. Иначе говоря, ребенку-дошкольнику проще сначала нарисовать картинку, а затем рассказать о ее содержании, и уже неважно, что рассказ-описание будет несколько иным (а то и вовсе другим), чем первоначальный замысел. Главное, выполняется игровое правило: «Придумать – Изобразить – Рассказать».
Игры, которые мы представляем, могут быть использованы как в групповой, так и в индивидуальной работе с дошкольниками. Игровой материал помогает формировать способности действовать в плане представляемой, воображаемой ситуации, развивать умение находить собственное, оригинальное решение практической задачи, речевые и коммуникативные навыки.

Игры и упражнения на развитие воображения: «Три цвета»
 
Цель: 
- развивать чувство цвета, воображение
- используя три цвета – красный, желтый и синий – нарисовать радугу;
- раскрасить нарисованные предметы, получив новые цвета и оттенки путем смешения красок;
- кто сможет больше нарисовать предметов, используя три основных цвета: красный, синий и желтый.
 
«Цвета радуги»
 
Цель:
- развивать чувство цвета, воображение, умение применять разные техники
- раскрасить геометрические фигуры в цвета радуги карандашами, акварелями, фломастерами или подобрать другие материалы;
- придумать и нарисовать любые предметы для каждого цвета радуги, подобрать материал для достижения выразительности образа.
 
«Краски подружились»
 
Цель:
- развивать чувство цвета, воображение
- найти и определить краски, которыми раскрашены фигуры на картинке;
- смешивая краски на палитре, получить новые цвета и оттенки;
- придумать и раскрасить картинку полученными цветами;
- «подружить» холодные цвета и оттенки: придумать и нарисовать картинки.
 
«Самоцветы»
 
Цель: развивать чувство цвета, воображение, используя новые техники
Мокрый лист бумаги – «сундук с драгоценностями»:
- нарисовать сияющие драгоценные камни – самоцветы – способом «точки», которые все должны быть разного цвета;
- у кого получится больше камней разного цвета.
 
«Прозрачные картинки»
 
Цель: развивать чувство цвета, воображение, используя новые техники и материалы.
Что бывает одновременно цветным и прозрачным?  (цветные стеклышки, жидкости, тонкие ткани, другие материалы).
- придумать и нарисовать предметы из таких материалов;
- подобрать разные материалы для достижения наибольшей выразительности изображения, поэкспериментировать.
 
«Коврики»
 
Цель: овладение графическими и цветовыми средствами выразительности, техническими приемами исполнения, развивать воображение.
Придумать узоры для ковриков: подобрать фигуры, линии и цвета, их сочетание.
Нарисовать узоры, используя разные изобразительные материалы, их взаимосочетание (карандаши, фломастеры, краски и др.).
Вырезать элементы узоров из бумаги, ткани, придумать их сочетание.
 
«Волшебная палочка»
 
Цель: овладение приемами преобразования графических фигур, развивать воображение.
Волшебная палочка превращает любые предметы, во что захочешь. Карандаш тоже может стать волшебным: «превратить» самые разные фигуры в какие-либо предметы.
Вариант: «Расколдуй картинки» - дорисовать самые разные фигуры, «превратив» их в определенные предметы, объединить их одним содержанием. Придумать название полученной картине.
 
«Ножницы рисуют»
 
Цель: развивать воображение - умение создавать замысел на основе овладения новыми техническими приемами.
1. «Ножницы не умеют рисовать» - они вырезают непонятные фигурки и просят кисточку наклеить которые на бумагу, чтобы карандаши и краски, фломастеры и цветные восковые мелки «превратили» их в какие-либо картинки.
2. «Ножницы научились «рисовать» - они вырезают силуэты предметов и составляют картины. Вырезать, наклеить и рассказать сказку.
 
«Самое-самое…»
 
Цель: развивать умение создавать замысел, используя контрастные эталоны, как сенсорные, так и эстетические, нравственные.
Можно вначале прочесть сказку «Что всего дороже».
Предложить нарисовать самое, «что есть на свете» (использовать фишки со схемой, условным обозначением эталона)
- большое (маленькое)
- далекое (близкое)
- темное (светлое)
- веселое (грустное)
- любимое и т.п.    
Рассказать о содержании работы
 
«Кто больше?»
 
Цель: развивать чувство цвета, воображение
Кто больше нарисует
- кубиков (воздушных шариков, ленточек, флажков, цветков и т.п.)  разного цвета;
- зеленых листьев, но разных оттенков, желтых одуванчиков, но разных оттенков, красных, но разных оттенков, бантиков;
- цветов, полученных смешением двух основных: красного и желтого, красного и синего, синего и желтого и т.д.
 
Упражнение «Запоминалки»
 
Цель: сформировать у ребенка умение использовать знаковые средства в качестве опоры для организации запоминания.
Материал:
1. 4 набора картинок для запоминания:
- Морковь, неваляшка, часы;
- Помидор, лампочка, пирамидка;
- Огурец, мяч, ящик;
- Слива, батон, коробка карандашей.
2. Карточки разных цветов с изображением 5 различных геометрических фигур.
Используемые цвета: 6 «играющих» цветов – оранжевый, красный, белый, зеленый, фиолетовый, желтый и 3 нейтральных цвета – серый, черный, коричневый. Всего – 9 цветов, а значит – 45 карточек (5 на 9).
Инструкция: Перед ребенком на столе выкладываются все 45 карточек в 9 рядов (группировка по цвету). Взрослый выборочно показывает ребенку различные геометрические формы, вместе с ним выясняет, что они похожи на разные предметы. Надо побудить ребенка назвать несколько предметов, совпадающих по форме с образцами.
После этого взрослый предъявляет ребенку первую серию из трех картинок с изображением предметов (морковь, неваляшка, часы) и просит внимательно рассмотреть картинки, после чего к каждой из них подобрать соответствующую геометрическую форму подходящего цвета. Взрослый наблюдает за индивидуальной работой ребенка, при необходимости помогает ему. Когда работа выполнена, взрослый убирает картинки, оставляя перед ребенком только подобранные геометрические формы.
Далее таким же образом ребенок работает с остальными 3 сериями картинок.
В конце его просят вспомнить картинки, которые у него были, опираясь на выбранные формы и объясняя, чем запоминаемый предмет похож на подобранную форму.
Упражнение можно повторять многократно, подбирая другие подходящие картинки.
 
Упражнение «Угадайка»
 
Цель: сформировать умение моделировать целостный образ по его схематическому изображению.       
Материал: 10 наборов по 3 карточки с изображениями птицы, рыбы, солнца, ножниц, веника, очков, шляпы, кувшина, человека и снежинки (по 3 карточки на каждый предмет). На первой карточке каждого набора изображение выполнено в форме графического символа, на второй карточке - в виде схематического рисунка того же предмета. На третьей карточке выполнено конкретное натуралистическое цветное изображение. Таким образом, в каждой серии картинок предмет изображен с разной степенью условности (в электронном Приложении).
Инструкция: взрослый предлагает ребенку поиграть в «Угадайку» и объясняет условия игры: на картинках нарисованы ответы на вопрос-загадку «Что это такое?»; картинок три, но отгадки нарисованы по-разному - так, что можно угадать с первого раза, со второго или с третьего. Затем взрослый поочередно показывает изображения предметов во всех десяти сериях.
Показывая символ (первую картинку любой серии), взрослый спрашивает: "Догадался, что здесь изображено?". Если ребенок отвечает, взрослый просит объяснить его, как он догадался. После этого можно показать ему другие изображения из этой серии.
Если по символу ребенок не определяет предмет, ему показывается схематический рисунок (вторая картинка серии), и вся процедура повторяется.
Если нет ответа при рассматривании схемы, ребенку показывается последнее, конкретное изображение. В последнем случае перед ним нужно разложить все три картинки и обратить внимание на то, как по-разному можно изобразить один и тот же предмет.
 
Упражнение «Части и целое»
 
Цель: научить ребенка разделять целое на части, выделять существенные признаки частей и целого, схватывать целостный образ по его отдельным частям.
Материал:
  1. 2 неразрезанных силуэта лошадки и чайника;
  2. по 4 силуэта (разных цветов) тех же лошадки и чайника, разрезанных на 6 различных частей.
Инструкция: взрослый показывает ребенку силуэт лошадки (без линий, делящих его на части), вместе с ним рассматривает его и обращает внимание малыша на части тела животного (голову, хвост, передние и задние ноги и т. д.) и характерные признаки. Затем он предлагает ему отдельный набор из деталей разрезанного силуэта и просит собрать целую фигурку. Игровая мотивировка может быть любой - сломалась игрушка у малышей, надо склеить игрушку на елку и т. п.
Взрослый наблюдает, как ребенок складывает силуэт, при необходимости помогая ему, объясняя способ складывания. Чтобы дети не копировали действия друг друга, у каждого из них силуэт разрезан по-разному. Если складывание дается легко и быстро, взрослый предлагает ребенку сложить второй предмет - чайник, предварительно рассмотрев с ним силуэт и выделив отдельные части чайника (носик, крышку, донце, ручку и т. д.). В следующий раз можно предложить ребенку другой набор из деталей, разрезанных на части лошадки и(или) чайника.
 
Игра «Дорисовки»
 
Цель: научить ребенка моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Материал:
  1. цветные карандаши;
  2. набор из 10 карточек с незавершенными рисунками;
  3. листы обычной белой бумаги формата А4.
Инструкция: перед ребенком взрослый кладет карандаши и карточки с незавершенными рисунками (Примечание: не обязательно выкладывать сразу все 10 карточек). Взрослый рассказывает историю о том, что художник собирался нарисовать несколько предметов, уже начал рисовать каждый, но не закончил и просит ребенка сделать это вместо него.
Предварительно в качестве примера взрослый показывает, во что может превратиться, например, изображение прямоугольника - в вагончик поезда, в письмо, в коробку для подарка, в книжку и т. д. А затем предлагает ребенку дорисовать фигурки, изображенные на карточках, по-своему, как ему захочется. Дорисовывать картинки надо на чистых листах бумаги, а не прямо на карточке.
Ребенка нужно спросить, что напоминает ему тот или иной фрагмент, какой предмет он мог бы из него нарисовать. В процессе работы можно помогать ребенку в реализации замысла.
 
Игра «Какое у вас настроение?»
Цель: научить ребенка пользоваться символами при восприятии и моделировании эмоциональных состояний.
Материал:
1. набор из 5 картинок, изображающих в символической форме основные человеческие эмоции: радость, грусть, удивление, гнев, страх. Картинки выполнены на карточках из плотного картона с небольшими палочками-ручками (например, можно для этой цели использовать обычные зубочистки), чтобы их можно было поднимать как плакатик;
2. набор из 15-20 фотографий и картинок с изображениями смеющихся, удивляющихся, грустных, сердитых детей и взрослых.
Инструкция: взрослый на примере набора эмоций-символов рассказывает ребенку, что у человеческого лица есть свой язык, которым оно выражает настроение. Он обращает внимание малыша на то, что могут сказать рот, глаза, брови, когда человеку смешно, страшно, грустно. Вместе с ребенком он рассматривает все символы. Просит его изобразить различные эмоции.
Затем он начинает показывать по одной фотографии детей и взрослых, предлагая ребенку поднимать тот символ, который, по его мнению, подходит к настроению запечатленных на фотографиях людей. Каждый показ надо сопровождать детскими комментариями в виде ответов на вопросы взрослого: "Как ты догадался?", "Как об этом говорят брови?" и т. д.
 
Упражнение «Загадочные точки»
 
Цель: формирование у ребенка умения действовать по плану и правилам и создавать целое по контуру.
Материал:
1. карандаши;
2. листы с нанесенными на них точечными контурами известных ребенку животных (всего 12 изображений). От первой до двенадцатой картинки сложность контура увеличивается: первые животные обрисовываются одним движением (соединением), последующие - двумя, тремя, четырьмя. Всего, следовательно, в задании 4 группы сложности:
1-ая группа сложности: черепаха (улитка), медведь, рыба.
2-ая группа сложности: курица, крокодил, заяц (кролик).
3-я группа сложности: лебедь (гусь, птица), мышь (крыса), собака (волк).
4-ая группа сложности: лошадь, жираф, цапля (страус).
Каждая точка соединения должна быть снабжена маленькой стрелочкой, указывающей направление соединений. Начальные точки соединений можно отметить красным, зеленым, синим цветом.
Инструкция: Ребенку дают точечные изображения животных из первой серии и объясняют, что веселые зверюшки из зоопарка решили подшутить над ним и спрятались за этими загадочными точками. Ребенка спрашивают, может ли он, глядя на картинки, представить, какие животные там спрятались. Если ребенок правильно называет животное по контуру, то ему дают карандаши и просят обвести контур, чтобы зверек появился.
Если ребенок не догадывается, инструктирование продолжается: взрослый обращает внимание малыша на цвета точек соединений и стрелочки, указывающие, какие точки должны быть последовательно соединены. Объясняются правила соединения. Взрослый обязательно просит ребенка повторить правило. Затем ему дают карандаши и просят, соединяя точки строго по правилу, обнаружить спрятавшееся животное.
После этого ребенку предлагаются карточки 2-го, 3-го и 4-го уровней сложности. Каждый раз игровая процедура повторяется, если ребенок не называет животное по контуру.
 
Игра «Построим замок»
 
Цель: научить ребенка подбирать и моделировать части, исходя из конструкции целого.
Материал:
1) 12 карточек с изображением силуэтов замков различной конфигурации. Карточки объединены в три серии по мере усложнения конструкции замков (по 4 карточки в каждой серии);
2) Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, полукруг, трапеция) двух размеров – большие и маленькие (в 2 раза меньше первых). Количество больших фигурок – каждой по 3 (всего – 12 фигур). Количество фигурок поменьше – каждой по 6 (всего – 24 фигурки).
Инструкция: взрослый рассказывает ребенку, что прежде чем строить замок, строители смотрят на чертеж, схему или план, в которых указано, каким он должен быть. Схемы могут быть разными, и взрослый для примера показывает несколько игровых схем-силуэтов. На примерах первой серии взрослый объясняет малышу, что нужно мысленно разделить силуэт замка на части, исходя из тех геометрических фигур, которыми можно пользоваться при строительстве. Затем ребенку дается набор разных геометрических фигур и индивидуальные схемы 2-3 серий. Если ребенку удается собрать конструкцию одним способом, а возможен второй, взрослый указывает на это. В игре ребенку нужно помогать и подсказывать, какие части могут быть использованы при создании конструкции замка.
 
Упражнение «На что это похоже?»
 
Цель: научить ребенка связывать определенное содержание с произвольным символом, видеть в отдельных предметах собирательные символы класса других предметов.        
Материал: набор цветных и черно-белых фигур различной формы (10 штук)
Инструкция: взрослый показывает ребенку фигуры по одной и просит вспомнить как можно больше предметов, их напоминающих. Можно подсказывать ребенку, задавая наводящие вопросы. Обязательно надо уточнять, почему ребенку та или иная фигура напоминает определенный предмет, что общего он в них нашел.
 
Игра «Веселая зарядка»
 
Цель: Научить ребенка осуществлять переводы из одной знаковой системы (графических знаков) в другую (язык движений), действовать по образцу.
Материал: Набор из 12 карточек с пиктографическими изображениями физкультурных упражнений.
Инструкция: Взрослый последовательно показывает ребенку карточки и просит повторить то упражнение, которое делает нарисованный человечек. Игру можно разнообразить, сделав большее количество карточек с другими упражнениями.
 
Упражнение «Сложи картинку»
 
Цель: научить ребенка анализировать элементарную контурную схему и выкладывать целое из частей.
Материал:
1. 5 карт-образцов с контурными изображениями простых и знакомых ребенку предметов (вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок);
2. набор геометрических элементов, из которых можно сложить вагончик (прямоугольник и два кружочка - колеса);
3. набор для складывания грибка (две четверти круга - детали шляпки и закругленный книзу прямоугольник - ножка);
4. набор для выкладывания кораблика (трапеция - корпус, большой треугольник - парус, маленький треугольник - флажок на парусной мачте);
5. набор для складывания снеговика (три кружка разной величины и маленькая трапеция - ведерко на его голове);
6. набор для складывания цыпленка (большой круг - туловище, маленький круг - головка, треугольник - клюв, совсем маленький кружок – глаз, два маленьких овала - лапки).
Инструкция: взрослый показывает ребенку схематические изображения предметов по одному и раздает соответствующие наборы деталей с просьбой сложить из них вагончик, снеговика, кораблик, грибок и цыпленка. Игру можно вести в течение нескольких дней, складывая по 1-2 изображения.
 
Упражнение «Лоскутное одеяло»
 
Цель: научить ребенка выражению разного содержания с помощью ограниченных графических средств.
Материал:
1. бумажное одеяло, выполненное на половине альбомного листа, расчерченное на 12 частей (лоскутов) неправильной формы и обведенное по краю каймой.
2. 1 карандаш.
3. часы (удобно - песочные или с будильником).
Инструкция: взрослый дает ребенку одеяло, карандаш и предлагает на скорость (например, за 10 минут) раскрасить одеяло так, чтобы не было одинаковых лоскутов. Ребенок может создавать лоскуты в клетку, горошек, полоску, в цветочек и т. д. Хорошо играть в эту игру с несколькими детьми, тогда можно устроить соревнование - кто быстрее и аккуратнее раскрасит свое одеяло. Играть можно и без лимита времени - в этом случае оценивать необходимо разнообразие узоров, созданных детской фантазией.
 
Упражнение «Кошачье лото»
 
Цель: научить детей моделировать связи путем отыскания сходства и различия в однотипных предметах. Кроме того, игра учит наблюдательности и произвольному контролю.
Форма работы:
игра с 1-4 детьми (интереснее играть группой).
Материал:
1. 8 игровых карточек лото из плотного картона, разделенных на 8 равных частей - по 4 в верхнем и нижнем рядах - с изображениями стилизованных кошек, различающимися по нескольким признакам: форме спинки, форме лапок, количеству лапок, цвету головы и башмачков, форме, наличию или отсутствию башмачков;
2. набор из 40 игровых фишек.
Инструкция: взрослый предлагает детям игру в лото, раздает каждому играющему по одной карте и обращает внимание на признаки, по которым различаются изображения кошек (цвет, спинка, число лапок, башмачки на лапках и т. п.). Игра ведется по правилам обычного лото: взрослый показывает игровые фишки по одной, дети должны внимательно рассматривать их, сравнивать с изображениями на своих картах и в случае совпадения накрывать изображения на картах этими фишками. Взрослый должен наблюдать за правильностью подбора фишек играющими детьми и спрашивать их, какие признаки общие для фишки и карты, прежде чем ребенок накроет картинку фишкой. Ошибки взрослый побуждает ребенка обнаруживать самому.
 
Упражнение «Действуй по правилам»
 
Цель: научить детей ориентироваться на правила.
Форма работы: занятие с 1 - 10 детьми (лучше играть группой).
Материал: набор значков, обозначающих разные формы изменения слова, нарисованных на кружках из плотного картона (с обратной стороны должно быть записано правило):
Инструкция: взрослый, предложив детям игру в слова, показывает им все значки и объясняет их смысл, называя примеры. Затем каждый ребенок получает по одному значку. Взрослый добивается того, чтобы ребенок хорошо понял и запомнил смысл не только своего собственного значка, но и значков других детей. После этого взрослый по очереди называет для каждого ребенка слово, предлагая изменить его в соответствии со своим значком. Подсказки и поправки принимаются. Можно пройти 2 - 3 круга, после чего поменять значки и поиграть еще.

Упражнение «Далеко-близко»

Цель:
научить детей по части объекта восстанавливать и строить прогнозы о целостном изображении.
Форма работы: игра с 1-4 детьми.
Материал:
1. лупа;
2. 2-3 простых предмета;
3. 10 наборов из четырех картинок.
Инструкция: взрослый рассказывает детям, что если рассматривать предмет или его части через увеличительное стекло (лупу), то знакомый предмет можно и не узнать. Взрослый дает возможность каждому ребенку взглянуть через лупу на знакомые предметы - ключ, карандаш и т. п. Затем он по одной показывает картинки каждого набора и просит детей, рассматривая каждую картинку, высказать предположение, что бы это могло быть. Последней показывать картинку всего предмета.
 
Упражнение «Веселые превращения»
 
Задача: научить детей пользоваться языком поз и движений для передачи содержания образа.
Форма работы: игра с 1 - 5 детьми.
Руководство: 1) взрослый становится вместе с детьми в круг и предлагает им представить себя разными животными - зайчиками (попрыгать на двух ногах, приставив к голове ладошки), кошками (походить на цыпочках, помяукать или походить на четвереньках, выгибая спинку), лягушатами (попрыгать на корточках) и т. д.; 2) взрослый просит детей по очереди изобразить самолет, зонтик, дерево, самовар, табуретку; 3) взрослый просит детей по очереди показать тающую на солнце сосульку (сам взрослый изображает в это время солнечные лучи); цветок, распускающийся навстречу солнцу (взрослый изображает солнечные лучи); дерево, склонившее свои ветви на ветру (взрослый изображает дующий ветер); воробышка, клюющего зерна; катушку ниток (взрослый разматывает нитки). Во всех случаях взрослый и дети могут подсказывать играющему ребенку.
 
Игра «Муха»
 
Цель: тренировка способности длительно удерживать в сознании зрительный образ.
Рисуется квадрат 3 х 3. В центре - сидит «муха». Она движется на одну клетку вправо, влево, вверх, вниз. Обратные действия совершать нельзя. Главное – не выпустить «муху» с поля. В игре участвуют 2-3 человека. Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Вначале игра «идёт с полем», пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Далее игра продолжается, и игроки ориентируются на своё зрительное представление.
 
Упражнение «Назови всё круглое …
 
(в этой комнате, на улице и т.д.)
Цель: развитие мыслительной деятельности.
 
Упражнение «Назови по 3 предмета,
которые могут сочетать 2 названные признака
 
Цель: развитие мыслительной деятельности
Например: яркий жёлтый
- свет
- солнце
- лампа
Варианты заданий: пушистый – зелёный
Прозрачный – голубой,
Сильный – добрый,
Звонкий – громкий,
Сладкий – лёгкий.
Игра «Лишнее слово»
Цель: развитие мыслительной деятельности
Назови лишнее слово:
Щука, карась, окунь, рак
Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик
Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова
Заяц, лось, кабан, волк, овца
Ухо, лицо, нос, рот, глаз
Игра «Назови отличие»
Цель: развитие мыслительной деятельности
Найти как можно больше отличий:
Шкаф – телевизор
Магнитофон – собака
Книга – машина
Звонок – карандаш
Птица – самолёт
Игра «Поиск общего»
Цель: развитие мыслительной деятельности
Найти общие признаки:
Телевизор – шкаф (и т.д.)
Игра «Группировка слов»
Цель: развитие мыслительной деятельности
Сгруппировать слова и объяснить почему стрела, пчела, бабочка, - летающие объекты, коршун, воробей – птицы, пчела, бабочка – насекомые.
Игра «Придумывание окончания сказки»
Цель: развитие мыслительной деятельности
(Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).
Игра «Вывод»
Цель: развитие мыслительной деятельности
- Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?
- Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый, самый худой?
Игра «Да-нетки»
Цель: обучение решению противоречий
Предложить решить проблему, приводя поочередно аргументы «За» и «Против».
«Черный хлеб с солью -это вкусно или невкусно?» (Вкусно, когда он мягкий, невкусно, когда хлеб твердый; вкусно, когда ты очень голоден, невкусно, когда ты сыт»).
Рисование на тему «Портрет моего листочка»
Цель: развитие творческого воображения
Предложить нарисовать осенний лист с любого дерева, выбрать выражение лица
для своего листика, определить его характер и передать в рисунке. Поощрять творчество, интересный замысел. Составление детьми рассказа от имени нарисованного листочка «Я - осенний листочек» (например: «Я – грустный листик. Упал с березы. Меня закружил злой холодный ветер и я упал. На меня наступили чьи-то ноги…»
Игра «На что похоже»
Цель: развитие творческого воображения
Предложить решить, на что похож сучок, найденный на прогулке; пятно от мокрой тряпки и т.д.
Игра «Путешествие по Выдумляндии»
Цель: учить моделировать и анализировать ситуацию
Предложить отправиться в страну чудес, где все необычно. Представьте себе какие в этой стране дома (песочные, карамельные, бумажные и т.д.) Что растет вместо деревьев? (леденцы, игрушки, цветы) Кто живет в этой стране?
Игра «Что умеет делать?»
Цель: развитие мышления, речи
Предложить детям найти как можно больше ответов на вопрос «Что умеют делать снежинки?» (Падать, летать, кружиться и т.д.)
Игра «Хоровод»
Цель: развитие воображения, сообразительности, наблюдательности
Детям на спину крепится изображение какого-либо персонажа. Чтобы догадаться о своей роли, каждый ребенок просит кого-либо из детей изобразить данный персонаж с помощью пантомимики и характерных движений.
Упражнение «Мир глазами воробья»
Цель: развитие творческого мышления
«Представьте, что вы ненадолго превратились в воробья. Опишите один день, прожитый по –воробьиному.
Пример детского рассказа: «Я летал-летал и сел на веточку отдохнуть. Тут я вижу – по дереву карабкается кот и хочет меня съесть. Я от него улетел на другое дерево».
Рисование «Рыба-птица-машина»
Цель: развитие творческого мышления
Предложить детям нарисовать существо с характерными особенностями рыбы, птицы, машины. Можно дополнительно обсудить с детьми, какие характерные детали есть у птицы, машины, рыбы. На рисование отводится не более 5 минут.
Упражнения «Учимся представлять последствия событий»
Цель: развитие творческого мышления
Предложить как можно больше придумать последствий данного события: «Мальчику не дали его любимую игрушку. Что случится дальше?»; «В автобус вошла бабушка. Что случится дальше?»
 Упражнение «Сочинение истории»
Цель: развитие творческого мышления
Предложить детям объединить единым сюжетом любые три открытки, составить по ним короткий рассказ.
Упражнение «Если бы я был всемогущим»
Цель: развитие творческого мышления
Предложить обсудить, что дети смогли бы сделать для людей хорошего. Если бы были волшебниками. А для животных? А для растений?»
 
Ссылки на источники
  1. Богатырёва Л.М. Развитие личности ребёнка в творческой образовательной среде учреждения дополнительного образования // Федеральные и региональные аспекты проблемы поддержки одарённых детей в России. Сургут, 2001.
  2. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003.
  3. Хромова Т.В. Панов В.И., Колосова М.А. Образовательная среда для обучения и развития детей с разными видами одарённости // Работа с одарёнными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск №2 / Отв. ред. Л.Е. Курнешёва. М., 2004.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий