Задайте вопрос консультанту 8-800-222-30-98 610002, г. Киров, а/я 48 (АНО ДПО «МЦИТО») |
Цель: способствовать укреплению здоровья воспитанников в ходе развития координационных способностей детей средствами различных форм утренней гимнастики. Обогащение двигательного опыта дошкольников в данном направлении.
Задачи.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Планирование работы в ДОУ в данном направлении.
3. Создание необходимых условий для организации различных форм утренней гимнастики (как традиционных, так и нетрадиционных) на воздухе и в помещении.
Актуальность. Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, снижение уровня развития гибкости, ловкости, вызывает задержку возрастного развития, наблюдается плоскостопие.
По результатам анкетирования родителей, индивидуальных бесед, изучения данных физического здоровья детей сделаны выводы, что большая часть моих воспитанников так же испытывает дефицит двигательной активности, что конечно, негативно отражается на их здоровье, отсюда увеличивается уровень заболеваемости. На вопрос «Соблюдаете ли вы режим дня в своей семье?» 60% родителей затрудняются ответить. Не многие организовывают совместные с детьми «весёлые утренние зарядки», наблюдается поверхностный интерес родителей к данной проблеме. Поэтому предложенная тема «Утренняя гимнастика, как средство развития координационных способностей старших дошкольников» является актуальной.
Я считаю, что в общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы физического здоровья, создается фундамент для развития физических качеств, в том числе, координационных способностей. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физическими упражнениями. Особенный интерес вызывает у них утренняя гимнастика, которая является одним из важных компонентов двигательного режима, а её содержание направлено на поднятие эмоционального и мышечного тонуса воспитанников. Посредством утренней гимнастики решаются совершенно, особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности. Чтобы удовлетворить природную потребность воспитанников в двигательной активности в детском саду, необходимо ежедневно проводит по утрам зарядки, планировать и использовать в практической деятельности разнообразные формы и варианты утренней гимнастики, как в содержательном плане, так и в методике её проведения. При составлении комплексов соблюдать вариативность их содержания и характера; увеличивать двигательный опыт детей в данном направлении.
Проблема:поверхностный интерес родителей и детей к утренней гигиенической гимнастике, как к одному из важных компонентов двигательного режима ребёнка; дефицит движений у детей дошкольного возраста.
Этапы работы
1–й этап (2016 год) – планирование работы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, формулирование цели и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностическое обследование воспитанников;
2–й этап (2017 год) – создание необходимых условий для организации различных форм утренней гимнастики (как традиционных, так и нетрадиционных) на воздухе и в помещении; вовлечение в процесс воспитанников и их родителей, анализ результатов реализации поставленных задач, корректирование содержания деятельности; анализ результатов работы в целом.
Методы и приемы:
- метод упражнений с четко заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха;
- практический метод;
- игровой метод;
- словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команды, распоряжение, оценка, анализ двигательных действий и др.);
- наглядный метод (показ, имитация, поддержка, помощь, страховка, использование зрительных ориентиров).
Форма обучения: специально организованная образовательная деятельность в режиме дня; игровые и имитационные упражнения, подвижные игры; групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия по овладению необходимыми физическими упражнениями.
Место проведения: спортивный зал МБДОУ, спортивная площадка, стадион.
Предметно–пространственная развивающая среда. Созданы все необходимые условия, обеспечивающие подбор спортивного инвентаря и физкультурного оборудования с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований, предъявляемых к ним. Наличие индивидуальных ковриков для детей, разнообразные традиционные и нетрадиционные предметы для проведения ОРУ по количеству воспитанников – резиновые мячи и обручи разного диаметра, кубики, кольца, «косички», флажки, ленты, гантели, гимнастические палки, скакалки, верёвочки и многое другое.
Значение утренней гимнастики, ее задачи
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Утренняя гимнастика является действенным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой людей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается полезная привычка, потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В условиях дошкольных учреждений гимнастика преследует, еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.
Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.
Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.
Разнообразные формы проведения утренней гимнастики
Комплексы утренней гимнастики составляются на основе имеющегося у детей двигательного опыта, на каждый месяц - два комплекса. Все движения предварительно разучиваются во время физической культуры, так как, в комплексы утренней гимнастики можно включать только те упражнения, с которыми дети хорошо справляются. Темп и нагрузка каждого движения должны быть отработаны. Необходимо знать, какую нагрузку следует давать детям при выполнении того или иного движения или упражнения, ориентируясь на возможности воспитанников.
В любой вариант комплекса рекомендуется включать коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений правильной осанки, а также дыхательные упражнения. Их количество может варьироваться.
Методика проведения гимнастики проста. Нужно, прежде всего, правильно дозировать нагрузки, не забывать дать детям отдохнуть после очередного движения, и конечно, придать комплексу соответствующую эмоциональную окраску. Для придания эмоциональной окраски и с целью привития интереса к физической культуре в целом, используются различные формы проведения утренней гимнастики: сюжетная, образно – игровая, с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений, подвижных игр с разными уровнями интенсивности, в форме аэробики, круговой разминки, оздоровительно – беговая.
1. Сюжетная форма утренней гимнастики проводится в форме двигательного рассказа или сказки («Колобок», «Теремок», «Незнайка», «Любимые игрушки» и т.п.). Двигательный сюжет позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы дошкольников путём нахождения новых форм. Это способствует повышению настроения во время выполнения физических упражнений.
2. Образно – игровая гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, прибауток, загадок способствует не только развитию у детей гибкости, ловкости, координации движений, а также направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям. В самом тексте игры заложено содержание разных двигательных действий.
3. Танцевально-ритмическая разминка включает в себя различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, гимнастические упражнения. В конце такой гимнастики проводятся музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика («Бубен», «Микрофон» и др.).
4. Упражнения аэробики по своей двигательной структуре просты и доступны для дошкольников. Сюда входят общеразвивающие упражнения, разные виды бега и ходьбы, различные прыжки, элементы танца, выполняемые с постепенным увеличением двигательной активности воспитанников, более разнообразно, эмоционально и под ритмичную музыку. Использование в утренней гимнастике упражнений на основе аэробики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям утренней гимнастикой.
5. Утренняя гимнастика на основе подвижных игр носить развлекательный игровой характер, что облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, основных движений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В неё включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия («Ровным кругом», «Быстро шагай!», «Поменяемся местами» и др.), легкий бег 1,5-2 минуты, построение в круг, пары, колонны, шеренги. Подвижные игры – наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей.
6. Утренняя гимнастика на полосе препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением физической нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды основных движений. На занятиях утренней гимнастики на полосе препятствий обязательно введены специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. Это упражнения в равновесии, прыжки по воображаемой прямой, с о беганием предметов, подлезаниями, пролезаниями и многие другие.
В результате использования разнообразных форм утренней гимнастики у дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых движений неизменно выше, когда они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями, дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его.
Таким образом, можно утверждать, что утренняя гимнастика является одной из основных форм физического воспитания детей, поэтому должна проводиться эмоционально, выразительно, интенсивно, привлекательно. Но не стоит забывать, что лишь наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным, а для этого необходимо соблюдать некоторые несложные Правила, которые должны использовать педагоги.
1. Упражнения для зарядки детей необходимо проводить в одно и то же время. Единственное исключение из правила — это болезнь ребенка.
2. Комплекс утренней зарядки для детей нужно проводить до еды, натощак.
3. Нужно хорошо проветрить помещение. Это позволит совместить утреннюю зарядку для детей с закаливанием.
4. При выполнении упражнений для зарядки очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов.
5. Также нельзя забывать о дыхании. Следить за тем, как ребенок дышит во время выполнения комплекса зарядки - нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соразмеряя ритм дыхания с движениями.
6. Для того, чтобы воспитанникам было интереснее, комплекс утренней зарядки для нужно проводить под весёлую музыку.
7. Кроме того, сложность упражнений, включаемых в утреннюю зарядку для детей, должна расти соответственно их физическому развитию и уровню подготовки. Не нужно слишком усердствовать — все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть удовольствием, а не проверкой на прочность.
Методические рекомендации к утренней гимнастике для детей старшего дошкольного возраста
Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Построение комплексов оздоровительной гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схеме. Как правило, комплексы утренней гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания); общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки и т.д.) и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты.
Ходьба и бег в начале гимнастики — это небольшая разминка, затем дети выполняют упражнения общеразвивающего характера для мышц плечевого пояса, спины, живота и ног.
Упражнениям общеразвивающего характера отводится основная роль (по объему и значимости), их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силу мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. Правильное соблюдение исходных положений — обязательное условие при выполнении каких-либо гимнастических упражнений. Объяснение и показ упражнений должны быть четкими и краткими. Особенно нежелательна длительная статическая поза, что отрицательно сказывается на осанке в целом и в основном формировании свода стопы ребенка.
Игровые задания, подвижные игры малой и средней активности служат дополнением к двигательной нагрузке оздоровительного комплекса, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удовольствие. В заключение комплекса, как правило, проводится ходьба в умеренном темпе или несложное игровое задание для приведения всех функций и систем организма детей в относительно спокойное состояние.
Старшие дошкольники имеют значительный двигательный опыт, приобретенный ими в предыдущих возрастных группах. Но в то же время задачи физического развития детей совершенствованию ходьбы, бега, гимнастических упражнений остаются прежними. В ходьбе дети 6-7 лет продолжают осваивать равномерный шаг со свободными естественными движениями рук и ног. В беге они же умеют соблюдать предложенный темп, движения при этом достаточно ритмичны и легки. В гимнастических упражнениях старшие дошкольники умеют правильно занимать исходное и промежуточное положения, стараются соблюдать заданную амплитуду движений. Усложнение двигательных заданий для детей этого возраста происходит не только за счет увеличения объема упражнений (количество повторений), но и повышаются требования к качеству (технике) выполняемых движений.
Таким образом, многократное и вариативное повторение ходьбы, бега, гимнастических упражнений оказывает благоприятное воздействие на различные мышечные группы, формирование правильной осанки и в целом на общее укрепление здоровья детей
Каждому ребёнку хочется быть сильным, бодрым, энергичным – бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе. Одним из способов приобщения детей к здоровому образу жизни является формирование полезной привычки ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
Старшая группа
В старшей группе утренняя гимнастика становится привычной. При подготовке к ней, дети оказывают большую помощь: готовят необходимый инвентарь. Педагог следит за тем, чтобы дети быстро переодевались, не задерживали друг друга разговорами. Утренняя гимнастика со старшими дошкольниками проводится в физкультурном зале 8-10 минут, а летом и в тёплое время года на открытом воздухе.
Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными, проводится в разных построениях. Комплекс содержит 5-6 ОРУ, в разных исходных положениях, с предметами и без. Игровой тип гимнастики вызывает у детей желание участвовать в ней. Игровой метод придаёт процессу проведения утренней гимнастики привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения физических упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
В старшей группе важной задачей является воспитание у детей ответственного отношения к утренней гимнастике. Педагог добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. При чем, к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь.
На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Ежедневное участие детей помогает воспитывать у них привычку к систематическому выполнению.
Подготовительная группа
Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной группе 10-12 минут. Комплексы существенно не отличаются от комплексов старшей группы. Количество повторений ОРУ 6-8 раз. Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием. Каждый комплекс повторяется в течение 2 недель. Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики.
Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений. От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением. Все это благоприятно для укрепления разных мышечных групп, формирования осанки. Утренняя гимнастика ценна и тем, что она проводится летом и в тёплое время года на открытом воздухе, это является эффективным средством закаливания организма ребенка.