Развитие фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий


Автор: Беседина А. М.

Библиографическое описание статьи:
Беседина А. М. Развитие фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 70. – ART 26089. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26089.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В докладе предложена коррекционная работа по исправлению речи с детьми с использованием новых технологий (ИКТ). Предложенные формы работы могут быть использованы во всех типах образовательных учреждений, поликлиниках, больницах, работающих с детьми

Ключевые слова:
коррекционная работа, речевое развитие, монологическая речь

Полный текст:
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  дошкольного образования выделяет в содержании программы речевое развитие как отдельное направление развития и образования детей, и показывает, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Несмотря на достаточную разработанность в методическом аспекте логопедического воздействия вопросов по развитию фонематических процессов, возросшие требования к образованию детей с речевыми нарушениями определяют необходимость поиска новых технологий, средств оптимизации коррекционно-педагогического процесса, индивидуализации обучения детей.
Коррекционно-педагогическая работа осуществлялась в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».
Учитывая, что у старших дошкольников с ФФНР проявляются выраженные трудности фонематического сосредоточения, неустойчивость внимания, стал вопрос о поиске новых технологий. Одним из таких средств являются информационно компьютерные технологии. Таким образом, возникает противоречие в рассогласованности между требованиями, которые предъявляют новые социальные условия к  образованию, и ограниченными возможностями их реализации в условиях применения традиционных обучающих технологий.
Использование ИКТ в специальном образовании, в частности в логопедической практике, даёт возможность повысить мотивацию и интерес детей к получению и усвоению новых знаний, улучшить качество обучения.
Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый – фонематический – слух.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [13].
Нарушение фонематических процессов входит в структуру дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова). Р.Е. Левиной установлена взаимосвязь между дефицитарностью фонематических процессов и развитием речи в целом.
В логопедии фонематические процессы принято рассматривать, как фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез.
Фонематические процессы:
- Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
- Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический анализ может быть простым и сложным.
- Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения частей в целое.
- Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений [16].
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Особая роль принадлежит фонематическим процессам в обучении грамоте. В русском языке овладение грамотой осуществляется аналитико-синтетическим методом. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, чтение представляет собой воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели).
Анализ специальной литературы по проблемам использования компьютерных технологий указывает на то, что в современном образовательном процессе повышается роль информационных технологий, внедряются специализированные компьютерные игры, программы для коррекционного обучения. Поиском средств, позволяющих оптимизировать процесс, сегодня занимается ряд исследователей, таких как Е.П. Вренева, М.И, Лынская, Е.Ф. Попова, Т.П. Смирнова, Т.С. Шеховцова.  

Игры и упражнения для развития фонематических процессов
Компьютерные игры 

«Наш дом»

Цель. Развитие фонематического восприятия, различение неречевых звуков.
Инструкция. «Как называются эти комнаты? Назови предметы, которые могут издавать звуки. Послушай внимательно звуки. 
Определи, в каких комнатах они звучат».

«Музыканты»

Цель. Развитие фонематического восприятия, различение неречевых звуков.
Инструкция. «Найди все музыкальные инструменты. Назови их. Выбери инструмент. Послушай, как он звучит. Послушай внимательно и запомни, какие инструменты звучали. Потом назови инструменты в последовательности их звучания».
 
 «Лес»

Цель. Развитие фонематического восприятия, различение неречевых звуков.
Инструкция. «Назови, какие времена года изображены на картинах. Нажимая мышью на каждую из картинок, ты услышишь звуки леса в разное время года. Назови, что ты слышишь? Послушай внимательно звуки. Определи, к какому времени года они относятся?».
 
Традиционные дидактические игры для развития фонематических процессов.
«Три медведя»

(игра для развития высоты голоса)
Цель: развитие высоты голоса
Задание.
1. Вспомни, из какой сказки эти медведи.
Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка?
2. Угадай, кто рычит: медведь, медведица
или медвежонок? (Взрослый рычит голосом разной высоты. Самый низкий - папа, самый высокий - Мишутка, средний - мама.)
3. Изобрази, как рычат медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-медведь.
4. Угадай, кто это говорит:
- Кто сидел на моём стуле? (низким голосом);
- Кто сидел на моём стуле? (средним голосом);
- Кто сидел на моём стуле? ( высоким голосом).
5. Покажи разными голосами (изобрази), как говорят Мишутка, медведь-папа, медведица-мама.
- зелёного замка. «Некоторые согласные звуки, выходя из замка, звонят в колокольчик. Такие звуки называются «звонкие согласные». Другие звуки не звонят в колокольчик – это «глухие согласные звуки». Закрепить эти понятия с помощью тактильных ощущений: приложить ладонь к горлу и почувствовать работу голосовых связок при произнесении звонких и глухих согласных звуков.

«Птичка»

Цель. Определять местоположение звука в слове.
Оборудование. Схематическое изображение птички, разделенное на части: голова, туловище, хвостик.
Определяя позицию изучаемого на занятии звука, дети сигнализируют: голова - если звук в начале слова, туловище - если в середине, хвостик - если звук последний.
Инструкция. «Поднимите нужную карточку, если услышали заданный звук (первый звук — носик, последний — хвостик, звуки в сере­дине — крылышки) в начале, середине, конце слова. «Найти хвосты» — значит определить последние звуки в словах. «Вернуть носы» — определить первые звуки.
Когда ребёнок ещё не знаком со слогами и только начал усваивать порядковый счёт, определять местоположение звука лучше на знакомом материале: в нача­ле, в середине или в конце слова он слышится. Закрыть фишкой местоположение звука в слове (начало, середина, конец)

«Избушки»

Цель. Развитие фонематического анализа.
Плоскостные изображения сказочных “избушек на курьих ножках” разных цветов.
Варианты заданий:
а) 2 избушки: красного и синего цвета. У детей предметные картинки. Надо разложить картинки к избушкам в зависимости от первого звука в слове - названии предмета: к красной - если первый гласный, к синей - если первый согласный звук.
б) 2 избушки: синего и зеленого цвета. Дифференциация предметных картинок по наличию твердого или мягкого согласного звука изучаемого на занятии.
в) На крыши избушек крепятся буквы гласных звуков. Дифференциация картинок по наличию в них указанных звуков гласных.
г) 6 избушек, на крыше каждой буква гласного: А, О, У, Э, И, Ы. Дифференциация предметных картинок по ударному гласному.
 
Ссылки на источники
  1. Вренева, Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи  // Логопед. – 2010. - №5 с. 46-53.
  2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961.
  3. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83.
  4. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М.: 1998.
  5. Зыкина, О.В. Компьютер для детей: - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 112с.
  6. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
  7. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2003.
  8. Лобачева, Е.К. Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР //Логопедия. - №4 – 2005.
  9. Лынская, М.И. Использование компьютерных технологий в работе логопеда  //  Логопедия. – 2006. – №2(12) с. 54-56.
  10. Нищева, Н.В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 32 с.
  11. Попова, Е.Ф. Влияние компьютерных технологий на коррекционно-развивающее обучение детей с общим недоразвитием речи  // Логопедия сегодня. – 2008. - №2(20). с. 20-25.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий