Развиваем познавательные способности детей при помощи творческой деятельности


Авторы: Зубова М. П., Тахирова Г. К., Дмитриева Т. В.

Библиографическое описание статьи:
Зубова М. П., Тахирова Г. К., Дмитриева Т. В. Развиваем познавательные способности детей при помощи творческой деятельности // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 26. – ART 26098. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26098.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В статье представлен практический материал по развитию познавательных процессов в процессе творческой деятельности. Игры и упражнения на развитие творческой деятельности помогут специалистам в своей работе развивать творческий потенциал детей

Ключевые слова:
познавательные процессы, творческая деятельность

Полный текст:
Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию одаренных дошкольников.
В своей работе с одаренными детьми мы уделяем большое внимание творческой деятельности. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание, которые определяют успешность ребенка.

Игры и упражнения на развитие творческой деятельности 
«Аналогии»

- Ребята, вы надели треугольные волшебные очки, и все вокруг стало вдруг « треугольным». Назовите, какие предметы треугольной формы вы видите вокруг себя? Порисуем треугольные предметы. Что получится, если к треугольнику пририсовать одну палочку? Две? Подумайте, что можно изобразить с помощью треугольника? Овала? Круга?»

«Чей дом»

- «Жилище животного: дупло – белка, конюшня – лошадка, псарня – собака, камыш – комар;
- « Место у вещи»: гараж- для машины, кастрюля для супа, ваза- для цветов;
- «Шуточное»: крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, голова – для мыслей, игра – для удовольствия и радости и др.

«Азбука игры». «Игробанк
».
«Придумай предложение»

Водящий называет слово (например, «близко») и дает игровой камешек участнику игры. Получив от водящего камешек, игрок должен составить предложение, например (Маша живет близко от детского сада) и только после этого передать камешек другому игроку, игра продолжается.

«Ателье»

Цель: овладение техническими приемами изображения, развитие воображения.
Нарисовать при помощи трафаретов разные предметы одежды (вырезать из цветной бумаги, лоскутков), придумать и  нарисовать дополнительные детали (карманы, украшения).
Придумать и нарисовать свои модели одежды.
Оформить витрину ателье (создание коллекции одежды).

«Превращения ниток и лоскутков»

Цель: развивать воображение в процессе усвоения новых технических приемов изображения, используя свойства и характерные качества материалов.
Поэкспериментировать с фоном из бархатной бумаги: что к ней «прилипает». Использовать нитки, вату, мелкие кусочки тканей, перышки и др. Создать изображение, учитывая цвет фона, форму и величину изобразительного материала, преобразовать его при помощи ножниц. Придумать название картинки, историю, сказку.

«Заколдованные картинки»

Цель: развивать воображение - умение создавать замысел на основе восприятия формы, цвета, величины, фактуры.
На листе бумаги наклеены кусочки тканей разной формы, величины, фактуры материала, окраски. «Расколдовать» картинки: дорисовать так, чтобы получились определенные картинки. Объединить их в единый сюжет сказки, рассказа.

«Братья Карандаши и сестрица Кисточка»

Цель:   развивать воображение - умение создавать замысел на основе особенностей изобразительных материалов.
Что умеют карандаши?  - Рисовать самые разнообразные линии, штрихи, точки…
Что умеют кисточки?   - Рисовать пятна, линии, мазки, точки…
«Карандаши и Кисточка подружились»  - придумать и нарисовать картинки в смешанной технике.

Упражнение-энергизатор «Дотронься до...»

Психолог: Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, а теперь посмотрите внимательно, кто, во что одет и какого цвета эта одежда. Я буду предлагать вам дотронуться до чего-либо, и вы должны будете дотронуться до этого на соседе или другом любом участнике. Например: «Дотроньтесь до синего!» Начали!

Упражнение-энергизатор «Черепашка»

Психолог:Давайте представим, что мы все с вами — черепашки. Кто такие черепашки? Правильно, это такие животные с панцирем — защитным домиком на спине, в который они прячутся, когда чувствуют опасность. Но сейчас все хорошо, ярко светит солнышко, и все черепашки вылезли из-под камней погреться на солнце, они потягивают свои ручки, ножки широко, во все стороны, вертят головой и жмурятся от удовольствия. Но вдруг они чуют опасность и начинают прятать свои лапки и голову — они втягивают их в свой «домик», под панцирь, а еще пытаются свернуться клубочком, стараются стать меньше и незаметнее. Но вот опасность миновала, все вокруг снова спокойно, и черепашки выползают из своих домиков, потягиваются, крутят головой, растопыривают лапки и нежатся на солнышке. Все хорошо!

Упражнение «Каракули Леонардо да Винчи»

Психолог: Давайте представим, что мы с вами художники. С чем работают художники? Что им нужно для того, чтобы нарисовать картину? У нас есть ватман и карандаши (ватман и карандаши выкладываются на стол), но мы с вами будем сегодня волшебными художниками. Возьмем карандаши, закроем глаза, представим, что мы хотим изобразить, нарисовать, и закрытыми глазами начнем рисовать (психолог расставляет детей, так чтобы дети не мешали друг другу). Во время рисования психолог проговаривает, что, столкнувшись друг с другом не нужно отвлекаться, а можно повести карандаш в другую сторону.
Психолог: А теперь посмотрите и подумайте, что у вас получилось? Может ваш совместный рисунок вам что-то напоминает? (Психолог дает возможность высказаться каждому ребенку).

Игра - рисунок «Рукавички» (геометрические узоры)

Психолог: В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы тоже будем учиться тому, как нужно договариваться. Я по всей комнате разложу пары рукавичек с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные… Вы поднимете  одну рукавичку, найдите свою пару, сядете вместе за стол и с помощью трех карандашей постарайтесь как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково. (Обсуждение работ).

«Беседа доброго дня»

Психолог:  Ребята чтобы этот день прошел интересно давайте с вами начнем с доброй беседы. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его, старайтесь не повторяться. Вы можете пропустить очередь, но вы должны остаться на своих местах до конца нашей беседы.
Пример:
- Больше всего мне нравится в себе…
- Я бы хотел быть…
- Моя любимая игра…
- Я думаю, что мое имя означает …
- Я бы хотел узнать о…
- Я чувствую себя счастливым когда …
- Я чувствую печаль когда…
- Я хочу стать более…
- Когда-нибудь я надеюсь …
- Я хочу пожелать всем детям

Ссылки на источники
1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
3. Михайленко Н.Я.  Как играть с ребенком  / Н.Я. Михайленко,  Н.А. Короткова. – 3-е изд., дораб. – М.: Обруч, 2012.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий