Управление инновационной деятельностью в муниципальных дошкольных образовательных организациях


Автор: Бондарева И. В.

Библиографическое описание статьи:
Бондарева И. В. Управление инновационной деятельностью в муниципальных дошкольных образовательных организациях // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 65. – ART 132183. – URL: http://www.kids.covenok.ru/132183.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В работе представлен материал об инновационной деятельности в ДОУ, анализ нормативно-правовых документов, система работы МДОУ Детского сада № 3 «Сказка» в режиме развития

Ключевые слова:
адаптация, инновационная деятельность, модернизация

Полный текст:
В современных условиях развития дошкольного образования основной целью всех дошкольных образовательных организаций (далее- ДОО) является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Согласно п. 3.2.5. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), необходимыми условиями для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. В связи с этим, перед ДОО встает одна из главных задач – поиск таких форм взаимодействия с семьей, которые позволили бы родителям воспитанников стать полноправными участниками образовательного процесса. Признание приоритета семейного воспитания (Закон РФ «Об образовании в РФ», ст.44 п.1) требует иного, нового взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, оно определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «доверительность» [3]. Важно определить единые воспитательно-образовательные позиции с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, взаимопомощи и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Существуют разные формы работы с родителями. Родительские собрания, музыкальные, физкультурные праздники, театрализованные представления и пр. – эти формы широко используются педагогами в детских садах, но в результате родители, чаще всего, являются лишь зрителями, и даже хорошо организованное мероприятие не дает нужного результата.
Как показывает практика, родителей, желающих посетить группу в качестве участников образовательной деятельности, а не зрителей, немного. Это связано, в первую очередь, с нехваткой у них свободного времени. Еще одной причиной нежелания участвовать в совместных мероприятиях является недооценка значимости совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Но даже те родители, которые хотят принимать участие в совместной деятельности, испытывают чувство неуверенности, считая, что группа - это «территория воспитателя», они боятся совершить ошибку, опасаются причинить вред и т.д.
Для реализации задач по привлечению семей дошкольников в качестве активных участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации может быть разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
В нашем дошкольном учреждении была создана и апробирована программа «Мы вместе» (далее – Программа). Ее целью является объединение усилий педагогов и семей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников, создание условий для открытого взаимного общения. В основу для разработки программы «Мы вместе» вошли идеи, заложенные в программе «Сообщество», которые предполагают свободное участие родителей в жизни группы. Данная программа изначально определена авторами как «программа для детей, родителей и педагогов». Это означает, что педагоги принимают семью как «первое и самое главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка» [4].
В программе «Мы вместе», также как и в программе «Сообщество», поощряется непосредственное присутствие членов семьи ребенка в группе, их активное участие в оценивании и прогнозировании развития ребенка, в планировании и осуществлении развивающего обучения.
На начальном этапе реализации Программы воспитатели совместно с родителями разрабатывают и обсуждают календарно – тематическое планирование, определяются основные темы, которые будут изучены в течение учебного года. Педагоги и члены семей воспитанников обсуждают и планируют возможные совместные мероприятия, утверждают общие правила, регулирующие совместную деятельность педагогов и членов семей дошкольников. Одно из таких правил заключается в том, что родители могут посещать группу в любое удобное время, но заранее согласовав время прихода с воспитателями, не нарушая имеющийся распорядок дня.
Еще одним направлением сотрудничества с семьями дошкольников является проектирование содержания и дизайна развивающей предметно-пространственной среды в группе, она служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. Педагоги и родители обсуждают и планируют содержание Центров активности, на которые условно разделена развивающая предметно-пространственная среда группы, разрабатывают памятки совместной деятельности взрослого и ребенка в различных Центрах активности [5; 6].
Для знакомства родителей дошкольников с особенностями совместной образовательной деятельностью взрослых и детей в течение года организуются открытые показы образовательной деятельности и мастер-классы с участием детей и членов их семей.
Родители привлекаются к совместной творческой деятельности: принимают участие в изготовлении поделок и оформлении групповых выставок («Дары осени», «Новогодняя фантазия», «Мамино рукоделие» и др.). Совместная творческая деятельность взрослого и ребенка имеет огромное значение, в первую очередь, для ребенка. Бесспорно, при изготовлении каких-либо поделок основная работа будет выполнена старшими, но дети будут стремиться внести свою посильную помощь и принять активное участие в совместном деле. Дошкольники обычно гордятся результатами творчества, при этом общий труд всегда сближает тех, кто занимается одним делом [1].
Другим направлением сотрудничества с семьями является разработка и реализация детско-взрослых проектов различной направленности. Родители принимают участие в изготовлении игровых пособий (проекты «Правила дорожного движения для малышей», «Зимняя фантазия», «Участок нашей группы» и др.), готовят совместно с педагогами и детьми итоговые мероприятия проектов (праздники, коллажи, альбомы, выставки и др.), участвуют в осуществлении мероприятий проектов. Так в процессе реализации проекта «Семейные традиции», родители и дети создавали фотоальбомы, в которых отражались традиционные для семьи виды отдыха, праздники и развлечения, составляли рассказы о сложившихся в их семьях традициях, озвучивали их на творческом вечере «Семейный очаг» другим семьям- участникам проекта. Данный проект позволил педагогам узнать о семейных ценностях воспитанников группы, родителям воспитанников лучше узнать друзей своего ребенка и их родителей, чем сплотил детский и родительский коллективы [2].
Реализация программы «Мы вместе» предполагает возможность участия родителей во всех групповых делах и занятиях. Поэтому родители, при желании, могут не только принять участие в организованной образовательной деятельности в роли помощников, но и самостоятельно осуществить ее.
Так, например, на познавательную деятельность по теме «23 февраля – день защитника Отечества» можно пригласить пап. Дети с удовольствием узнают от пап, служивших в армии, о том, что такое армия, как проходит солдатский день, какими качествами должен обладать солдат. Детям может быть предложено для просмотра видео из семейного архива об армейской жизни. Интересным для ребят старшей группы будет просмотр армейских альбомов пап. Мамы и бабушки дошкольников могут познакомить детей с различного рода рукоделием. Так же родители, совместно с педагогами, могут организовать экскурсии для дошкольников на место работы родителей. Дети смогут узнать об особенностях разных профессий, а необычная форма познания, вне стен группы, конечно, впечатлит детей.
Формы сотрудничества с семьей, представленные в Программе, предоставляют педагогам возможность наблюдать, какие приемы используют родители в общении с ребенком, узнать, какие увлечения семья разделяет со своими детьми. Благодаря реализации идей Программ воспитатели получат возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство, на практике показать родителям достижения детей.
Реальное присутствие и участие семьи в жизни группы:
- оказывает психологическую поддержку ребенку;
- приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
- дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей;
- дает родителям представление об особенностях развития ребенка через наблюдение его в деятельности;
- дает ребенку возможность гордиться своими близкими (это наша с мамой поделка, это мой папа сегодня рассказал интересную историю и т.д.);
- дает воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях семейного общения;
- дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;
- обеспечивает преемственность в обучении и развитии ребенка, осуществляемого в семье и в детском саду;
- предоставляет возможность родителям стать участниками во всех групповых делах и занятиях[6].
 
Ссылки на источники
1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст]/ Е.П.Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – С. 23-35.
2. Бывшева, М.В Проектирование социально-педагогического партнерства в современном образовании [Текст] / М.В. Бывшева, Н.Н. Ведерникова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 4 (37).- С. 304–309.
3. Пидшморга, Е.С. Модернизация дошкольного образования в условиях введения ФГОС: проблемы и перспективы [Текст]: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово: в 3ч./ред. кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, Л.В. Чванова, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Из.-во КРИПК и ПРО, 2015- Ч.3-С. 187-192.
4.  Программа сообщество. Качественная педагогика XXI века. Общественная инициатива Российского фонда развития образования «Сообщество» по обеспечению качества образования [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika-21vek.ru/programma-soobshhestvo/.
5. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах - вторая часть учебно-методического комплекта «Сообщество» / Под редакцией О.Л. Князевой - М.: «Гендальф», 1999. - 122 стр.
6. Хансен, К.А. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа «Сообщество» - первая часть учебно-методического комплекта «Сообщество»/К.А. Хансен, Р.К. Кауфман, К.Б. Уолш. Предисловие П.А. Коглин./М.: «Гендальф», 1999.-276 стр.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий