Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС


Авторы: Кучумова О. Ю., Рыжова Е. Н.

Библиографическое описание статьи:
Кучумова О. Ю., Рыжова Е. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 2. – ART 26003. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26003.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
«Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной , театральной и др.). Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы, может реализовываться в различных видах деятельности ребенка

Ключевые слова:
декоративно-прикладное искусство, фольклор, эстетическое отношение, сенсорика

Полный текст:
Система работы по художественно-эстетическому развитию детей состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для художественно-эстетического воспитания и развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) определены такие виды изобразительной деятельности как конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Основой художественно-эстетического развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:
- личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
- развитие способностей к изобразительной деятельности (эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
- создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности; взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
- синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества;
- изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства (педагога - помощник, соучастник творчества).
Для развития художественного творчества необходимы определенные условия:
- опыт художественных впечатлений образов искусства;
- некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
- система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
- создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
- материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, коммуникативную функции, но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
Одним из важных условий в художественно-творческом развитии является организация свободной изобразительной деятельности детей.
Основные требования к организации свободной деятельности детей:
- Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их в жизнь группы.
- Уголок по развитию продуктивной деятельности должен включать в себя изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации и ручного труда, а также произведения изобразительного искусства, скульптуры, в том числе и народного.                  
Детские работы широко используются:
В оформлении группы
В различных видах игр: с/р/и, п/и, д/и
В театрализованной деятельности
В оформлении макетов
Оформление книг и папок
Устраиваются выставки (персональные, сотворчество с родителями, сотворчество с педагогами)
Отправляются работы на конкурсы различного уровня (грамоты, дипломы хранятся в портфолио группы)
Продуктивные виды деятельности способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, а положительные эмоции, ощущаемые ими при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает детям справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами, что позволяет использовать продуктивную деятельность в коррекционных целях.
Толчком к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности является использование нетрадиционных техник рисования:
- Они способствуют снятию детских страхов;
- Развивают уверенность в своих силах;
- Учат свободно выражать свой замысел;
- Побуждают к творческим поискам и решениям;
- Учат работать с разнообразными материалами;
- Развивают чувство композиции и ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;
- Развивают мелкую моторику рук;
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В младших группах используют такие техники:
- Рисование пальчиками;
- Рисование ладошками;
- Оттиск печатками.
В средних группах:
- Тычок сухой, жесткой кистью;
- Печать поролоном;
- Печать пробками;
- Восковые мелки и акварель;
- Свеча и акварель;
- Отпечатка листьями;
- Ватными палочками.
В старших и подготовительных группах:
- Рисование мыльными пузырями;
- Рисование мятой бумагой;
- Рисование красками на кефире;
- Рисование по мокрому;
- Кляксография;
- Монотипия предметно-пейзажная;
- Пластилинография;
- И многие другие.
Работа по ознакомлению с художественными техниками осуществляется поэтапно.
Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникой включает в себя следующие этапы:
I этап - знакомство с художественной техникой;
II этап - упражнения в художественной технике;
III этап - самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.
IVэтап- различные творческие выставки детских работ
Художественно-эстетическое развитие включает в себя и театральную деятельность
Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
- Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
- Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми.
Театрализованно-игровая деятельность в разных возрастных группах
Младшая группа
Последовательное знакомство с видами театров, основами актерского мастерства.
  1. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц.
  2. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей.
  3. Игра-импровизация под музыку.
  4. Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток.
  5. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов.
  6. Ролевой диалог героев сказок.
  7. Инсценирование фрагментов сказок о животных.
  8. Однотемная игра-импровизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.
Средняя группа
Кукольный театр следует объединить с театрализованной игрой.
  1. Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок.
  2. Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых».
  3. Постановка спектакля по произведению.
  4. Знакомство с мимикой и пантомимикой.
  5. Постановки театра по поэтическим и прозаическим произведениям (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Путаница»).
  6. Пальчиковый театр в самостоятельной деятельности («Жили у бабуси», С. Михалков «Котята», Л. Зубкова «Мы делили апельсин»)
Старшая группа
В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
  1. Детям уже доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе и на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений.
  2. Добавляются кулы-марионетки, куклы с живой рукой.
  3. Используются русские народные сказки-басни о животных.
Подготовительная    группа
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами (расположение актеров на сцене).
Развиваются умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах и по-разному. Воспитывается доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Дети учатся адекватно реагировать на поведение партнеров. Дети сочиняют этюды с нафантазированными обстоятельствами.
Виды театра в детском саду
- бибабо;
- настольный театр;
- театр на фланелеграфе;
- книжка-театр;
- театр пяти пальцев;
- театр масок;
- театр ручных теней;
- пальчиковый теневой театр;  
- театр «живых» теней;
- магнитный театр;
- марионеточный театр и т.д.
Для работы по театрализованной деятельности в нашей группе создан уголок театрализации.
Театральный уголок представлен разнообразным оснащением для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и т.д.), разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольные кукольные, настольный театр мягкой игрушки, настольный вязаный театр, театр ложек, театр пальчиковый, театр картинок (фланелеграф), и т.д.), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления атрибутов для театрализованных игр.
Пальчиковый    театр
- способствует развитию речи, внимания, памяти;
- формирует пространственные представления;
- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Театр картинок и фланелеграф
Развивают творческие способности;
Содействуют эстетическому воспитанию;
Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Настольный
Театр на перчатк
Театр кукол Би-ба-бо
Игра-драматизация
Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
- Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
- Способствует самопознанию и самовыражению личности;
- Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация
Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие с родителями.
Таким образом, театрализованная игра оказывает влияние на развитие связной речи у детей в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будут учитываться возрастные и индивидуальные способности.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий