Дошкольная педагогика


Автор: Епураш В. Н.

Библиографическое описание статьи:
Епураш В. Н. Дошкольная педагогика // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 1. – ART 26005. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26005.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В работе отражены экологические проблемы должны решаться с помощью экологического воспитания дошкольников, которое начинается в дошкольном учреждении. Ведущие методы по экологическому воспитанию: это экскурсии, практические работы (опыты)

Ключевые слова:
экологическое воспитание, экскурсия

Полный текст:
Актуальность выбранной темы — это походы с детьми в природу или экскурсии – это полезное и интересное педагогическое мероприятие. Подготовка к экскурсии, ожидание сильных впечатлений от выхода в новое место вызывают у детей радостные чувства. Положительное влияние на здоровье оказывает окружающая среда, относительно длительный переход вырабатывает выносливость, очень полезны для здоровья и подвижные соревновательные игры на свежем воздухе, и закаливающие процедуры в теплые дни. Особенно экскурсии влияют на нравственное, эстетическое и умственное развитие дошкольников. Они содействуют расширению экологического интереса, обогащают персональный опыт детей.
Выбранной темы характеризуется тем, что экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Цель исследования: изучить литературу по проблемам экологического воспитания и проверить эффективность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя методы экскурсии.
Объект исследования: процесс развития экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия экологического воспитания посредством экскурсии в природу как средство формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели были определены задачи:
  1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников.
  2. Разработать критерии экологической воспитанности детей 5-6 лет.
  3. Провести диагностику экологической воспитанности детей 5-6 лет.
  4. Определить технологии работы педагога по формированию экологической воспитанности детей 5-6 лет.
  5. Разработать методические рекомендации для педагогов по формированию экологической воспитанности детей 5-6 лет на материале экскурсий в природу.
  6. Разработать методы привлечения родителей к процессу формирования экологической воспитанности детей 5-6 лет на материале экскурсий в природу.
 Сущность экологического воспитания дошкольников
 
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой [8, с.13].
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям ("Концепция дошкольного воспитания").
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются основными для создания развивающей экологической среды в ДОУ [15, с. 45].
Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.
Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается [17, с. 16].
Таким образом, экологическое воспитание – это целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.
Роль экскурсий в формировании экологической воспитанности у детей дошкольного возраст
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дошкольники знакомятся со всем богатством ее звуков, красок, запахов, форм в развитии и изменении. К познанию природного окружения надо приступать чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.
На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий практического или игрового характера. Следовательно, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого появляются мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Экскурсии в природу содействуют формированию нравственных качеств. Возможность узнать что-то новое, увлекательная познавательная и практическая деятельность - все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно влияет на развитие коллективных взаимоотношений. Как и на других развивающих мероприятиях, на экскурсии действуют правила поведения, выполнение которых дисциплинирует ее участников [4, с.22].
Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпевает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в результативную силу.
Следовательно, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности ребенка. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес любовь к родной природе – это значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий:
- на сельскохозяйственный объект,
- природоведческая,
- экологическая,
- экскурсия эстетического характера [2,с.16].
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:
- между органами животных и растений и их функциями;
- между различными живыми существами в одной экосистеме.
- между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;
- между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни.
Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя разнообразные педагогические приёмы, педагог способствует тому, что дети от общения с природой получают незабываемые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.
Вместе с тем, применение всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.
При планировании системы экскурсий необходимо придерживаться следующих принципов:
- на каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться;
-  они должны обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса;
- повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;
- постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям:
- расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях;
- четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь между ними [17, с.34].
Структура экскурсии:
- вводная беседа;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- сбор материала;
- игры детей с собранным материалом;
- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк.
Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведение каждого этапа.
Первый этап – подготовительный. Как видно из самого названия, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, определить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда воспитатель напоминает детям о правилах поведения.
Второй этап - организация познавательной и практической деятельности детей. Результативность данного этапа зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов – это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно, можно разделить на три типа:
-  активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;
- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.
Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Например, на первой экскурсии на луг в старшей группе воспитатель задает вопросы: какие луговые растения вы знаете? У каких растений желтые (белые, синие) цветы? Какие цветы имеют сильный запах? Каких насекомых вы знаете? Как называется бабочка с желтыми крыльями? Как называются насекомые, похожие на бабочек, но меньшего размера?
Широко применяются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и содействующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов повышается на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся известные предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому, педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Так, на повторной экскурсии в лес в старшей группе воспитатель предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес стал теперь, что в нем изменилось [18, с.17].
При проведении экскурсий необходимо иметь в виду следующее. Часто дети находят в лесу, на лугу, в поле птенцов, ежат, зайчат. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их в детский сад, выходить и вырастить. Делать этого нельзя. Задача воспитателя заключается в том, чтобы разъяснить детям, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, они не покинуты родителями, как кажется детям. Если даже они не найдут свой «дом», их выходят птицы, звери, живущие в лесу. А если их вырвать из привычных условий, то они могут погибнуть.
В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу» в старшей группе, после знакомства с огородными культурами - игра «Узнай по описанию» в средней группе.
Третий этап экскурсии - заключительный. Он охватывает экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их впечатлений, полученных от общения с родной природой.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста формируется эмоционально-психологическая, интеллектуально-творческая и познавательно - деятельностная сферы личности, что проявляется в восприятии природы, ее эстетического познания и осмысления.
Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе.
Осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств.
Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников.
 
Опытно-экспериментальное исследование влияния экскурсий на экологическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста
 
Исследование проводилось в два этапа:
  1. констатирующий эксперимент;
  2. формирующий эксперимент.
Целью эксперимента являлось выявление уровня экологической воспитанности старших дошкольников. Задачи эксперимента:
  1. Выявить педагогические условия для формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить показатели уровня развития экологической воспитанности старших дошкольников.
  3. Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей.
  4. Выявить технологию работы педагога по формированию экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Методами исследования являлись:
− отбор диагностического инструментария – методик диагностики: тестирование, анкетирование;
− анализ диагностических данных.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 14 п. Мухен района имени Лазо Хабаровского края.
Количество детей, принявших участие в эксперименте:20 детей старшей группы.
Наблюдение за детьми оценивалось по трем уровням:
Высокий уровень – Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, не терпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение – устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Средний уровень – Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения в природе другими детьми чаще пассивен.
Низкий уровень – Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение не устойчиво.
Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей детей по заданиям, направленные на выявление:
а) о мире природы
б) умений и навыков по уходу за объектами природы
в) отношения к миру природы
Задание 1. «Назови, что это?» (Индивидуально с каждым ребёнком)
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные
растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал: карточки с изображением деревьев (липа, берёза, ель);
Кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистые растения
(одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатные растения (фикус, аспидистра).
Содержание: возьми карточку, назови растение, определи, к какой группе оно относится, назови отличительные признаки данной группы.
Задание 2. «Определи, к какому растению подходит эта модель» (Индивидуально с каждым ребёнком)
Цель: выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения.
Содержание: на карточках нарисованы схемы способов ухода за комнатными растениями; детям предлагается выбрать то комнатное растение, которое по способу ухода соответствует его карточке, произвести вид.

Уровни

Экологические знания

Отношение к миру природы

 

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

-

-

-

-

Средний

14

70%

11

55%

Низкий

6

30%

9

45%

 
Из таблицы видно, что показатели сформированности экологических знаний у большинства детей (70%) находятся на среднем уровне, а вот уровень отношений к миру природы значительно ниже. То есть, обладая достаточными знаниями, дети не применяют их на практике, не используют в других видах деятельности. Приобретенные знания не служат условием для выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами.
Можно сделать вывод, что испытуемые среднего уровня знаний проявляли интерес к предлагаемым заданиям, но при ответах допускали неточности, не всегда аргументируя свой выбор. Основная масса детей обладает достаточными знаниями о мире природы, многообразии животного и растительного мира, сезонных изменений.
Что касается отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста, то испытуемые высокого уровня без труда выражали свое отношение к проблеме. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными. Понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Полными предложениями отвечали на поставленные вопросы.
Анализ работы педагога выявил отсутствие системного подхода к экологическому образованию и воспитанию. Мы не увидели единства содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию. Реализация воспитательных задач проходит изолированно, а не в комплексе, в едином педагогическом процессе.
Данные результаты подтверждают правильность выявленной проблемы, и это легло в основу предварительной работы формирующего этапа исследования
 
Список литературы
  1. Гончарова, Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск, 2010. – С. 108
  2. Гончарова, Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства / Е.В. Гончарова. – Ростов - на - Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. – 288 с.
  3. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания / Л.И. Егоренков. – М.: Прометей, 2010.
  4. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / О.В. Забзеева / / Дошкольное воспитание. – 2010. –N 7.
  5. Зенина, Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим/ Т.Н. Зенина //Дошкольное воспитание. – 2012. – N 7.
  6. Зенина, Т.Н Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников/ Т.Н. Зенина//Дошкольное воспитание. – 2010. – N 7.
  7. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2010. –N 7.
  8. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Куряшова //. –Дошкольное воспитание 2010. – № 7
  9. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2012. – N 3.
  10. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144 с.
  11. Кочергин, А. Н. Экологическое знание и сознание / А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков. – Новосибирск, 2010.
  12. Кузнецов, В.Н. Программы: Экология / В.Н. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
  13. Мамедов, Н.М. Экология: новые направления в традиционной науке. Педагогическое образование / Н.М. Мамедов. – М., 2010.
  14. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2010. – 319 с.
  15. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада: кн. для воспитателей дед. Сада / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2010. – 208 с.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий