Дошкольная педагогика
Автор:
Епураш В. Н.
Библиографическое описание статьи:
Епураш В. Н. Дошкольная педагогика // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 1. – ART 26005. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26005.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
Аннотация:
В работе отражены экологические проблемы должны решаться с помощью экологического воспитания дошкольников, которое начинается в дошкольном учреждении. Ведущие методы по экологическому воспитанию: это экскурсии, практические работы (опыты)
Ключевые слова:
экологическое воспитание,
экскурсия
Полный текст:
Актуальность выбранной темы — это походы с детьми в природу или экскурсии – это полезное и интересное педагогическое мероприятие. Подготовка к экскурсии, ожидание сильных впечатлений от выхода в новое место вызывают у детей радостные чувства. Положительное влияние на здоровье оказывает окружающая среда, относительно длительный переход вырабатывает выносливость, очень полезны для здоровья и подвижные соревновательные игры на свежем воздухе, и закаливающие процедуры в теплые дни. Особенно экскурсии влияют на нравственное, эстетическое и умственное развитие дошкольников. Они содействуют расширению экологического интереса, обогащают персональный опыт детей.
Выбранной темы характеризуется тем, что экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Цель исследования: изучить литературу по проблемам экологического воспитания и проверить эффективность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя методы экскурсии.
Объект исследования: процесс развития экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия экологического воспитания посредством экскурсии в природу как средство формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели были определены задачи:
- Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников.
- Разработать критерии экологической воспитанности детей 5-6 лет.
- Провести диагностику экологической воспитанности детей 5-6 лет.
- Определить технологии работы педагога по формированию экологической воспитанности детей 5-6 лет.
- Разработать методические рекомендации для педагогов по формированию экологической воспитанности детей 5-6 лет на материале экскурсий в природу.
- Разработать методы привлечения родителей к процессу формирования экологической воспитанности детей 5-6 лет на материале экскурсий в природу.
Сущность экологического воспитания дошкольников
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой [8, с.13].
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям ("Концепция дошкольного воспитания").
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются основными для создания развивающей экологической среды в ДОУ [15, с. 45].
Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.
Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается [17, с. 16].
Таким образом, экологическое воспитание – это целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.
Роль экскурсий в формировании экологической воспитанности у детей дошкольного возраст
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дошкольники знакомятся со всем богатством ее звуков, красок, запахов, форм в развитии и изменении. К познанию природного окружения надо приступать чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.
На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий практического или игрового характера. Следовательно, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого появляются мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Экскурсии в природу содействуют формированию нравственных качеств. Возможность узнать что-то новое, увлекательная познавательная и практическая деятельность - все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно влияет на развитие коллективных взаимоотношений. Как и на других развивающих мероприятиях, на экскурсии действуют правила поведения, выполнение которых дисциплинирует ее участников [4, с.22].
Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпевает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в результативную силу.
Следовательно, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности ребенка. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес любовь к родной природе – это значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий:
- на сельскохозяйственный объект,
- природоведческая,
- экологическая,
- экскурсия эстетического характера [2,с.16].
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:
- между органами животных и растений и их функциями;
- между различными живыми существами в одной экосистеме.
- между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;
- между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни.
Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя разнообразные педагогические приёмы, педагог способствует тому, что дети от общения с природой получают незабываемые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.
Вместе с тем, применение всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.
При планировании системы экскурсий необходимо придерживаться следующих принципов:
- на каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться;
- они должны обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса;
- повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;
- постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям:
- расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях;
- четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь между ними [17, с.34].
Структура экскурсии:
- вводная беседа;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- сбор материала;
- игры детей с собранным материалом;
- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк.
Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведение каждого этапа.
Первый этап – подготовительный. Как видно из самого названия, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, определить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда воспитатель напоминает детям о правилах поведения.
Второй этап - организация познавательной и практической деятельности детей. Результативность данного этапа зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов – это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно, можно разделить на три типа:
- активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;
- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.
Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Например, на первой экскурсии на луг в старшей группе воспитатель задает вопросы: какие луговые растения вы знаете? У каких растений желтые (белые, синие) цветы? Какие цветы имеют сильный запах? Каких насекомых вы знаете? Как называется бабочка с желтыми крыльями? Как называются насекомые, похожие на бабочек, но меньшего размера?
Широко применяются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и содействующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов повышается на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся известные предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому, педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Так, на повторной экскурсии в лес в старшей группе воспитатель предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес стал теперь, что в нем изменилось [18, с.17].
При проведении экскурсий необходимо иметь в виду следующее. Часто дети находят в лесу, на лугу, в поле птенцов, ежат, зайчат. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их в детский сад, выходить и вырастить. Делать этого нельзя. Задача воспитателя заключается в том, чтобы разъяснить детям, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, они не покинуты родителями, как кажется детям. Если даже они не найдут свой «дом», их выходят птицы, звери, живущие в лесу. А если их вырвать из привычных условий, то они могут погибнуть.
В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу» в старшей группе, после знакомства с огородными культурами - игра «Узнай по описанию» в средней группе.
Третий этап экскурсии - заключительный. Он охватывает экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их впечатлений, полученных от общения с родной природой.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста формируется эмоционально-психологическая, интеллектуально-творческая и познавательно - деятельностная сферы личности, что проявляется в восприятии природы, ее эстетического познания и осмысления.
Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе.
Осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств.
Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников.
Опытно-экспериментальное исследование влияния экскурсий на экологическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в два этапа:
- констатирующий эксперимент;
- формирующий эксперимент.
Целью эксперимента являлось выявление уровня экологической воспитанности старших дошкольников. Задачи эксперимента:
- Выявить педагогические условия для формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
- Определить показатели уровня развития экологической воспитанности старших дошкольников.
- Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей.
- Выявить технологию работы педагога по формированию экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Методами исследования являлись:
− отбор диагностического инструментария – методик диагностики: тестирование, анкетирование;
− анализ диагностических данных.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 14 п. Мухен района имени Лазо Хабаровского края.
Количество детей, принявших участие в эксперименте:20 детей старшей группы.
Наблюдение за детьми оценивалось по трем уровням:
Высокий уровень – Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, не терпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение – устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Средний уровень – Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения в природе другими детьми чаще пассивен.
Низкий уровень – Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение не устойчиво.
Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей детей по заданиям, направленные на выявление:
а) о мире природы
б) умений и навыков по уходу за объектами природы
в) отношения к миру природы
Задание 1. «Назови, что это?» (Индивидуально с каждым ребёнком)
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные
растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал: карточки с изображением деревьев (липа, берёза, ель);
Кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистые растения
(одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатные растения (фикус, аспидистра).
Содержание: возьми карточку, назови растение, определи, к какой группе оно относится, назови отличительные признаки данной группы.
Задание 2. «Определи, к какому растению подходит эта модель» (Индивидуально с каждым ребёнком)
Цель: выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения.
Содержание: на карточках нарисованы схемы способов ухода за комнатными растениями; детям предлагается выбрать то комнатное растение, которое по способу ухода соответствует его карточке, произвести вид.
Уровни
|
Экологические знания
|
Отношение к миру природы
|
|
Кол-во детей
|
%
|
Кол-во детей
|
%
|
Высокий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Средний
|
14
|
70%
|
11
|
55%
|
Низкий
|
6
|
30%
|
9
|
45%
|
Из таблицы видно, что показатели сформированности экологических знаний у большинства детей (70%) находятся на среднем уровне, а вот уровень отношений к миру природы значительно ниже. То есть, обладая достаточными знаниями, дети не применяют их на практике, не используют в других видах деятельности. Приобретенные знания не служат условием для выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами.
Можно сделать вывод, что испытуемые среднего уровня знаний проявляли интерес к предлагаемым заданиям, но при ответах допускали неточности, не всегда аргументируя свой выбор. Основная масса детей обладает достаточными знаниями о мире природы, многообразии животного и растительного мира, сезонных изменений.
Что касается отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста, то испытуемые высокого уровня без труда выражали свое отношение к проблеме. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными. Понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Полными предложениями отвечали на поставленные вопросы.
Анализ работы педагога выявил отсутствие системного подхода к экологическому образованию и воспитанию. Мы не увидели единства содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию. Реализация воспитательных задач проходит изолированно, а не в комплексе, в едином педагогическом процессе.
Данные результаты подтверждают правильность выявленной проблемы, и это легло в основу предварительной работы формирующего этапа исследования
Список литературы
- Гончарова, Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск, 2010. – С. 108
- Гончарова, Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства / Е.В. Гончарова. – Ростов - на - Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. – 288 с.
- Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания / Л.И. Егоренков. – М.: Прометей, 2010.
- Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / О.В. Забзеева / / Дошкольное воспитание. – 2010. –N 7.
- Зенина, Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим/ Т.Н. Зенина //Дошкольное воспитание. – 2012. – N 7.
- Зенина, Т.Н Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников/ Т.Н. Зенина//Дошкольное воспитание. – 2010. – N 7.
- Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2010. –N 7.
- Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Куряшова //. –Дошкольное воспитание 2010. – № 7
- Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2012. – N 3.
- Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144 с.
- Кочергин, А. Н. Экологическое знание и сознание / А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков. – Новосибирск, 2010.
- Кузнецов, В.Н. Программы: Экология / В.Н. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
- Мамедов, Н.М. Экология: новые направления в традиционной науке. Педагогическое образование / Н.М. Мамедов. – М., 2010.
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2010. – 319 с.
- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада: кн. для воспитателей дед. Сада / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2010. – 208 с.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий