Активные формы взаимодействия детского сада и семьи


Автор: Медведева И. А.

Библиографическое описание статьи:
Медведева И. А. Активные формы взаимодействия детского сада и семьи // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 1. – ART 26006. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26006.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи. В статье рассматриваются вопросы об общих понятиях работы дошкольного учреждения и семьи. Работа по взаимодействию детского сада с семьёй характеризуется с точки зрения таких аспектов как: содружество, сотворчества, объединения. Статья раскрывает содержание понятия «формы взаимодействия», которое получает всё более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании. Особое внимание обращается на применение активных форм взаимодействия детского сада с семьёй. К ним относятся: информационно – аналитические, наглядно – информационные, познавательные и досуговые. Главная идея статьи состоит в том что, «семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка». Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям, студентам учебных педагогических заведений

Ключевые слова:
семья, взаимодействие, детский сад, сотрудничество, содружество, формы взаимодействия

Полный текст:
«Сотрудничество - надолго остающееся
богатство не только
для родителя и ребенка,
но и для общества в целом».
Э. Эриксон

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. [1, с. 71] На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
Семья и дошкольное учреждение —два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. [2, с. 66] Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. [3, с. 13] Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй. Для достижения высокой результативности воспитательно – педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Таким образом, анализ ситуации свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского сада с родителями–это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. [4, с. 25] Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы –это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы –устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту ли иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия:
- оригинальность,
- востребованность,
- интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка.
- анкетирование;
- опрос;
Наглядно-информационные формы - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей, здесь стоит задача информационного просвещения родителей. Это:
- родительские клубы;
- мини-библиотека;
- заметки на сайте детского сада;
- папки-передвижки, памятки и буклеты для родителей;
Познавательные формы направлены на обогащение педагогического опыта родителей, развитие педагогической компетентности по разным вопросам воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Мы творчески подходим к их организации и проведению:
- походы в театр
- родительские гостиные;
- нетрадиционные родительские собрания (например, круглые столы);
- экскурсии.
Досуговые –они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
- праздники;
- совместные досуги;
- акции;
- участие родителей в конкурсах, выставках.
В планах у нас также ввести еще одну из форм информационно-аналитической работы - почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично. Ещё одна уже активно применяемая эффективная - наглядно-информационная.
В нашей группе в июле 2016года (сама группа была открыта в конце февраля 2016 года) начал действовать родительский клуб "Растем вместе". Встречи проходят 1 раз в месяц, и это либо мастерские, где мы вместе изготавливаем какие-то игры для детей, либо семинары-практикумы. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда стараемся действовать по запросам родителей и подбирать именно то, что для них интересно в тот или иной промежуток времени. После семинаров родителям раздаем памятки, чтобы они могли вернуться к той информации, которую они получили на наших встречах. Также мы стараемся раз в месяц выходить совместно с детьми и их родителями куда-либо за пределы детского сада, пока это походы в театр. Такая форма работы очень хороша тем, что направлена на сближение ребенка и родителей, и вместе с тем, воспитателей.
Также нельзя забывать и про совместную работу родителей, детей и педагогов на участке группы. Родители получают возможность оказать помощь в облагораживании и украшении площадки, общения друг с другом (украшение беседки, посадка цветов и деревьев, изготовление дорожки к беседке, ледяной горки и т. д.).
Так же планируется информационный стенд, который расскажет о жизни группы родителям. В нём будут отображаться наиболее важные события: репортажи с праздников и развлечений, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи с интересными людьми, вести с занятий, конкурсы. А пока вместо этого мы действуем через социальные сети (выкладываем фотографии и видео в общую группу). И еще один стенд планируется в виде яблоньки, где на каждого ребенка будет кармашек-яблочко. Сюда воспитатели будут класть в конце недели послание для родителей, а родители могут написать ответ и положить в кармашек. Таким образом мы получим обратную связь от родителей касаемо педагогического процесса в нашей группе.
Одной из самых традиционных, но активных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы находим выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Стараемся строить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат станет ощутимее. Собрания можно проводить в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д., использовать видеозаписи деятельности детей, фрагменты непосредственно–образовательной работы, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний и будет высок. Также нами планируется следующая форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Мы хотим, чтобы ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, походов, туристических прогулок стало нашей доброй традицией, так как подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
А пока необходимо отметить, что родители стали активными участниками мероприятий, проводимых нами. Мы всегда находим их отклик на наши идеи и предложения, видим их большой энтузиазм и очень рады, что мы на правильном пути.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения активных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности применения активных форм в работе с родителями.
Ниже приведено несколько фотографий нашей работы с родителями.
Первая встреча родительского клуба «Растём вместе».
 

Облагораживание участка группы. (длилось около месяца, ездили за камнями, деревьями, цветами, стройматериалами для площадки, собирались по выходным).
 
 
Семинар-практикум по пальчиковым и музыкально-ритмическим играм.
 

Одна из встреч родительского клуба «Растём вместе»
 

Поход в театр живых кукол «2+КУ»

Мы привели несколько фотографий для демонстрации нашей деятельности в работе с родителями. Эта работа интересна и важна не менее, чем работа с детьми. И возможностей для осуществления этой деятельности великое множество. Главное – желание и творческий подход.
 
Ссылки на источники
  1. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). —Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
  2. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308
  3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. 2002.No 4.С. 66-67.3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика –Синтез, 2007. 167с.
  4. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями// Дошкольная педагогика.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий