Обобщение опыта работы педагогов группы для детей с задержкой психического развития по ознакомлению воспитанников с родным городом


Авторы: Кучумова О. Ю., Рыжова Е. Н., Войлукова В. В.

Библиографическое описание статьи:
Кучумова О. Ю., Рыжова Е. Н., Войлукова В. В. Обобщение опыта работы педагогов группы для детей с задержкой психического развития по ознакомлению воспитанников с родным городом // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 4. – ART 26014. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26014.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В нашей группе реализуется адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР, которую мы разработали на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа разновозрастная (средняя/старшая), 2-й год обучения

Ключевые слова:
патриотизм, познавательная активность, экскурсии, познавательный интерес, зпр

Полный текст:
В нашей группе реализуется адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР, которую мы разработали на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа разновозрастная (средняя/старшая), 2-й год обучения.
На момент поступления в группу у воспитанников отмечались крайне бедные, а зачастую и ошибочные, представления о картине мира в целом и о родном городе в частности, что было вызвано низкой познавательной активностью, трудностями целостного восприятия наблюдаемых объектов. Дети воспринимали их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.
Целью нашей работы является воспитание у дошкольников таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям, развитие познавательного интереса, стремления к получению знаний.
Планирование работы всех специалистов осуществляется в соответствии с лексическими темами. Для работы над каждой темой отводится одна неделя. Но для наших детей этого времени недостаточно, чтобы в полной мере реализовать поставленные задачи. Поэтому с родным краем мы знакомим ребят в течение всего учебного года.
Важное место в нашей работе занимает проектная деятельность. В прошлом учебном году мы приступили к реализации проекта «Череповец – город, что сердцу дорог». Проект практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.
Успешно реализовать программу дошкольного образования невозможно без плодотворного взаимодействия с родителями воспитанников. Поэтому, участниками проекта стали педагоги, дети и родители. Вовлечь пап и мам в совместную деятельность на первых этапах помогло анкетирование. Оно выявило проблему (дети имеют низкий уровень знаний о родном городе, об истории его возникновения, культуре и традициях, достопримечательностях).
В банке методических материалов, созданных нами по этому направлению есть презентация «Вологодская область – душа Русского Севера», которая рассказывает детям о том, чем славится наша область, какие города в ней есть и чем они интересны. Дети узнали, что у многих городов есть свои бренды: «Вологда – культурная столица Русского Севера», «Череповец – горячее сердце Русского Севера», «Белозерск – Былинный город», «Кириллов – святая русская земля».
Презентация «Вологодские писатели и поэты» в доступной форме познакомила дошкольников с их биографией и творчеством. В создании этой презентации нами использовались материалы методического пособия Вологодского института развития образования «Вологодские писатели – детям» (2007г.).
Обе эти презентации были созданы нами в прошлом учебном году на этапе подготовки к конкурсу чтецов в ДОУ, который назвали строчкой из стихотворения Ольги Фокиной «Только тот, кто счастлив дома, знает счастье на земле» и посвятили творчеству поэтов-земляков.
В своей работе мы используем технологию музейной педагогики. В группе создан мини-музей «Волшебный сундучок»
В работе с детьми мы использовали разные виды деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность была организована при проведении экскурсий. Совместные экскурсии с родителями играют важную роль в социализации наших детей.
Обзорная экскурсия «Мы по улицам шагаем, все увидим, все узнаем»
В ходе экскурсии дети познакомились с названиями улиц ближайшего окружения, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением.
Автобусная экскурсия по Череповцу «Мы любим свой город»
Наши воспитанники с удовольствием совершили экскурсию по родному городу, узнали много нового и интересного. Дети познакомились с историей своего города, достопримечательностями.
Экскурсия на мемориал Боевой славы «Никто не забыт, ничто не забыто»
Благодаря данной экскурсии воспитанники много узнали интересного о событиях Великой Отечественной Войны, о подвиге русского солдата, о мужестве наших прадедов. Дети с большим интересом слушали экскурсовода, задавали вопросы.
 
Экскурсия в «Музей природы»
 
В детском саду мы много беседуем с детьми о жителях леса, о растительности, но лучше всего, когда они сами смогли бы увидеть все своими глазами, приблизиться хоть на миг к миру природы. И в этом нам помогла экскурсия в наш городской музей природы.
Экскурсия в «Детский музей»
В ходе экскурсии дети посмотрели экспозицию: «История детства в истории страны». Данная экспозиция рассказала нам о детстве разных поколений: деревенское детство конца XIX в., городское детство начала ХХ в., военное детство 1941- 1945 гг., 60-е ХХ века, октябрята, пионеры и комсомольцы. Дети и взрослые с интересом слушали, отвечали на вопросы, высказывали свое мнение.
 
Экскурсия в Пожарную часть
 
Сотрудник ПЧ побеседовал с детьми о цели их прихода, выяснил, что они знают о профессии пожарного, о правилах безопасного поведения с огнем, рассказал о своей работе. Дети с удовольствием разглядывали снаряжение пожарного, примеряли шлем, пояс с инструментами, дыхательные аппараты, задавали пожарным вопросы. А с каким восторгом и восхищением дети рассматривали и обследовали настоящие пожарные машины. Детям разрешили посидеть в машине. За рулем! С сиреной! В результате экскурсии дети подробно познакомились с работой пожарной бригады, активизировали знания о правилах противопожарной безопасности: что делать, чтобы предотвратить пожар? Куда звонить при пожаре? Что делать в случае пожара?
В «Петрушкиной избушке» (центр «Юность») дети прикоснулись к забытым вещам (керосиновая лампа, самовар, коромысло), узнали об их назначении.
Творческая деятельность проходила через работу с раскрасками (герб Череповца, Октябрьский мост), через разные виды продуктивной деятельности, педагоги вместе с детьми оформили альбом «Моя малая родина», изготовили макеты «Моя улица», «Город, в котором мы живём», оформили фотовыставку «С любовью к городу», стенгазету «С днём рождения любимый город» и т.д.
Игровая деятельность: были проведены дидактические игры, такие как «Путешествие по городу», «Городской лабиринт», «Я фотограф», «Собери картинку», «Доберись до дома», «Что перепутано», «Что было и что будет». Игры - путешествия: «Я - череповчанин», «Череповец любимый», с/р/ игры: «Экскурсия на автобусе по городу», «Путешествие по городу»
Игра с лэпбуком помогала каждому ребёнку актуализировать полученные знания (повторять, как его зовут, мальчик он или девочка, сколько ему лет, в каком городе и на какой улице он живёт, с кем он живёт, как зовут маму, папу, элементарные правила дорожного движения и др.)
Шнуровка «Городской маршрут» способствовала развитию мелкой моторики, пространственных представлений (нужно повернуть налево), умению узнавать на фотографии достопримечательности города Череповца, актуализации воспоминаний об экскурсиях.
Речевая:
Подбор определений к слову «город» - большой, красивый, чистый (сильная подгруппа);
Разучивание стихотворения «С мамой по городу» с опорой на мнемотаблицу (сильная подгруппа);
Проговаривание (с «отхлопыванием» ритма) названий города и улиц, на которых живут дети (все дети, имеющие экспрессивную речь);
Создание ситуаций игрового общения (диалога) в паре «ребёнок-взрослый» или «ребёнок — ребёнок», организованных взрослым («Коля, спроси Пашу, с кем он ходил в Ледовый дворец»).
В немалой степени успех нашей работы зависит от эффективного взаимодействия с родителями. Мы проводили для них консультации (о том, куда можно сходить с ребёнком в выходной и праздничный день).
Родители ходили с детьми на экскурсии по выходным (по субботам 1 раз в месяц), принимали участие в оформлении выставок, изготовлении дидактических игр.
В памятке для родителей «Идём в музей» мы собрали сведения о музеях Череповца (фотография, режим работы, адрес и телефон, краткая информация об экспозициях).
Продуктами реализации проекта стали раскраски, макеты, лэпбук «Прогулка по городу», фотоотчёты о проведённых экскурсиях.
Хотелось бы остановиться на результатах проекта для детей:
- Большинство детей знают название города, в котором мы живём (на конец года в группе были неговорящие дети);
- Многие дети знают и называют улицу, на которой они живут;
- Дети получили первоначальные представления об историческом прошлом и культуре родного города (о некоторых главных достопримечательностях города, его символике);
- У детей начало формироваться чувство особой привязанности к родному городу Череповцу.
Эта работа будет осуществляться на протяжении всего времени пребывания воспитанников в детском саду.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий