Ум ребенка — на кончиках пальцев


Автор: Ладонова Л. Н.

Библиографическое описание статьи:
Ладонова Л. Н. Ум ребенка — на кончиках пальцев // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 7. – ART 26021. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26021.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Ключевые слова:
речевое развитие, окружающая действительность, мелкая моторика пальцев, ум

Полный текст:

«Ум ребенка — на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Они особенно привлекают внимание и становятся перспективным средством в работе с детьми ОВЗ.
Одни из более эффективных методов, которые используются в работе: массажный шарик су – джок, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения.
Су – джок ("Су" – кисть, "Джок" – стопа. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек, соответствующих всем органам и участкам тела. В работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
При совершенствовании лексико-грамматических категорий, упражнение «Один-много» - педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения: «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один, два, пять», «Назови признаки, действия», «Какой? Какая? Какие?» «Вопрос – ответ»- массажный шарик на ладонь, задается любой вопрос, пример: (что может быть красивым, круглым, огромным?), тему можно взять любую. Любой ребенок, который желает ответить на вопрос, берет шарик с ладони, отвечает и отдает шарик обратно, задается следующий вопрос и т.д.
Используем массажный шарик в играх по звуковой культуре речи и развитию фонематического слуха «Раздели слова на слоги» - ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов; «Шарик прокати» -взрослый прокатывает шарик по столу и называет слоги, слово, фразу, ребенок повторяет сказанное, или прячет шарик в ладонях, если звука там нет».
Пальчиковая гимнастика: развивает речь, учит вслушиваться в нашу речь и понимать её, повышает речевую активность ребенка, учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, последовательность движений, и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша! А можно с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
Упражнения для кистей рук (такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они хорошо подходят для маленьких детей).
Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить
Малых деток веселить.
(Пальчики разгибаются по одному)
Прилетели тучки
Спрятались лучики.
(Пальчики прячутся в кулачок)
Упражнения для пальцев условно статические (более высокий уровень, более сложные, требуют более точных движений)
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!»
(Поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаемся всех остальных – «будим». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимаем, широко расставив пальцы в стороны.)
Упражнения для пальцев динамические (развивают точную координацию движений, сгибать и разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным)
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну
(на каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются дважды каждого пальца, начиная с указательного)
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость. Кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики: «Лезгинка»- левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук. «Кулак - ребро – ладонь!» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки, жарили оладушки. Так пожарим, повернем и опять играть начнем»
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, самомассаж с упражнениями по звукопроизношению и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. 

Ссылки на источнки
1. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
2. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство«Арго»,1996.
3.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
5. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед -2010. №1.
 

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий