Подвижная игра как средство воспитания здорового ребенка


Автор: Казначеева Ю. В.

Библиографическое описание статьи:
Казначеева Ю. В. Подвижная игра как средство воспитания здорового ребенка // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 8. – ART 26023. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26023.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплектность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание дошкольников. Подвижная игра является одним из средств воспитания здорового ребенка

Ключевые слова:
подвижные игры, эстетические чувства, волевые качества

Полный текст:

«Игра имеет важное значение, в жизни ребенка... Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»
А.С. Макаренко

«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности»
В.А. Сухомлинский

Подвижная игра - одно из важных средства всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплектность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание дошкольников. Подвижная игра является одним из средств воспитания здорового ребенка.
Роль подвижной игры
Дошкольный возраст - это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.
В процессе воспитания и обучения приходится бороться с вредными привычками и навыками, заменять их новыми и закреплять те, которые полезны, нужны ребенку.
Задача дошкольного учреждения обеспечить всестороннее воспитание ребенка. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре.
Подвижная игра имеет большое значение как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, прыжки, равновесие и т.д. Движения, входящие в игру, если они даются в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем.
Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка. Сила и искренность переживаний детей во время игры делают ее эффективным средством воспитания, поэтому игра должна проводиться живо, интересно, эмоционально.
В результате систематического проведения игр у детей воспитываются важнейшие волевые качества: выдержка, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, свое поведение.
Игры способствуют умственному развитию ребенка. С помощью игр у детей расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развивается внимание, память, наблюдательность.
При помощи подвижных игр можно воспитывать у детей такие моральные качества, как смелость, решительность, честность, коллективизм.
Воспитатель приучает детей играть дружно, не ссориться, подчинять свои желания общим для всех правилам игры; воспитывает навыки культурного, дисциплинированного поведения в коллективе.
Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические чувства.
Игра - одно из важных средств всестороннего развития дошкольника. Проф. П.Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия».
Однако только при правильном руководстве со стороны воспитателя игра может оказать положительное влияние на ребенка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.
Методика проведения подвижной игры
Подбор игр.
Как было сказано выше, при помощи игры воспитатель осуществляет несколько задач - укрепляет, оздоровляет организм ребенка, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т.д.
Включая в план ту или иную игру, воспитатель должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить при ее помощи: в одной игре преобладает бег, а в другой - метание, в одной от детей требуется ловкость, а в другой - выдержка и т.д.
При подборе игр воспитатель учитывает особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность. Кроме того, приходится принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха. В зимнее время в играх, которые проходят на участке, должны выбираться такие игры, в которых активно участвуют все дети. Поочередное участие детей в игре приводит к тому, что ожидающие зябнут и теряют интерес к игре. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения.
В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности.
При выборе игры воспитатель должен иметь в виду, где он предполагает провести ее: в помещении или на площадке; также принимается во внимание место в режиме дня.
Игра во всех возрастных группах проводится ежедневно на прогулке, а также она может составлять часть занятия гимнастикой.
Много места отводится играм на детских праздниках. Именно игры создают радостное настроение у детей и проходят всегда живо и весело. Для праздника надо подбирать такие игры, которые были бы интересны не только участникам, но и детям, которые смотрят на играющих. Много смеха вызывают у детей веселые игры - шутки. По своему характеру и содержанию игры должны соответствовать содержанию праздника. Большое значение на празднике имеет художественное оформление игр.
Организация условий для проведения игр.
Важно не только правильно подобрать игру, но и провести ее таким образом, чтобы она принесла пользу как в отношении приобретения ими положительных навыков и качеств.
Организовывая игру, надо заботиться о том, чтобы были соблюдены основные гигиенические требования.
Костюм детей должен быть чистым, легким и не стеснять движений.
Все пособия и материалы, которые требуются для игры, должны быть приготовлены до ее начала. К приготовлению их, к организации соответствующих условий необходимо привлекать детей. Дети приносят флажки, мячи, считают их, упражняясь одновременно в счете, раскладывают по цвету. Места хранения пособий надо устраивать таким образом, чтобы детям было легко и удобно вынимать и убирать материалы. Пособия, которыми пользуются дети, должны содержаться в порядке, быть чистыми, красивыми; при этом условии дети приучаются к опрятности, у них повысится интерес к игре, разовьется художественный вкус.
Сбор детей на игру.
Дети любят подвижные игры с правилами и играют в них с большим интересом, однако не всегда сбор на игру проходит быстро и организованно, дети часто бывают увлечены игрушками, творческими играми и не сразу оставляют их. Поэтому для сбора на игру надо удачно выбирать время.
Сбор на игру не должен превышать 1-2 минут.
Длительный сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их. Долго ожидая товарищей, дети напрасно растрачивают время и энергию. Если игра проводится зимой на участке, то долгое ожидание приводит к тому, что дети зябнут и у них пропадает желание играть.
Руководство воспитателя игрой.
Перед проведением игры необходимо создать у детей интерес к игре. Заинтересовать детей игрой помогает лучшему усвоению ее правил, более четкому выполнению движений, создает эмоциональный подъем. Подвести детей к игре можно путем вопросов или при помощи показа игрушки, картинки. Можно заранее рассказать детям сказку или прочитать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встречаются в игре.
Объяснение игры.
После того как дети соберутся на игру, воспитатель сообщает название игры и рассказывает ее содержание.
При объяснении игры воспитатель должен стоять так чтобы его видели все дети. Изложение содержания игры, объяснение ее правил должны быть краткими, четкими. Многословное, сбивчивое объяснение ведет к тому, что дети утомляются, у них притупляется интерес, падает внимание. При объяснении игры надо рассказать самое главное.
В процессе проведения игры слово воспитателя имеет ведущее значение, опираясь в своей речи на знакомые детям понятия, воспитатель помогает формированию у детей новых понятий, направляет детское сознание на определенные поступки, действия.
Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Слово, выделенное и подчеркнутое соответствующей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.
Тон воспитателя должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонное объяснение игры.
Делая детям указание, надо иметь в виду как всю группу в целом, так и отдельных детей, учитывая их особенности. Обращаясь к отдельным детям, воспитатель должен в своей речи то, что имеет прямое отношение к данному ребенку.
При объяснении более сложных игр не следует давать все объяснения сразу: их можно чередовать с распределением ролей между играющими, с показом некоторых движений, которые могут затруднить детей в игре. Воспитатель сам показывает движение или выбирает для этого кого-либо из детей.
Проведение игры.
В процессе игры воспитатель следит как за поведением всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре он поддерживает у детей во время игры радостное настроение, поощряет проявление детьми решительности, ловкости, находчивости, инициативы. Вместе с тем воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись.
Непосредственное участие воспитатель в игре поднимает у детей интерес, придает игре живость, делает ее эмоциональнее. Участие воспитателя в игре зависит от характера самой игры, от состава группы и возраста детей, от их поведения во время игры. Чем меньше возраст играющих, тем активнее воспитатель. Воспитатель младшей группы играет наравне с детьми или выполняет главную роль. При этом он одновременно руководит игрой , подает сигналы, следит за выполнением детьми правил. В средней и особенно в старшей группе воспитатель только вначале сам исполняет главную роль, а затем передает ее детям. Детей старшей группы воспитатель постепенно приучает к самостоятельному проведения игры в небольшом коллективе.
Правила игры.
Особое внимание воспитатель уделяет выполнению детьми правил.
Правила имеют большое воспитательное значение. Правила - это определенные требования, которые должны выполняться всеми детьми. Не нарушая эмоциональности и непринужденности игры, правила ограничивают определенными рамками поведение играющих. Сознательное подчинение правилам игры имеет большое значение для воспитания дисциплины, коллективизма. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их. Правила игры должны соответствовать возрасту детей. Правила должны способствовать выработке у детей положительных качеств. Поэтому не следует вводить в игру правил, которые побуждают детей к проигрыванию. Вредны в воспитательном отношении правила, по которым проигравшие выключаются из игры. Проигравшему следует предоставить возможность поупражняться в том, что ему не удается, и исправить свою ошибку, поэтому его выход из игры возможен только на очень короткий срок.
Распределение ролей.
Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Роль, выполняемая в той или иной игре, определяет поведение ребенка, которое, должно соответствовать действиям изображаемого персонажа.
Выделить детей на ответственные роли можно различными приемами: воспитатель сам поручает ребенку какую-нибудь роль, выделяет посредствам считалки или ребенок, выполняющий роль водящего, выбирает на эту роль себе заместителя.
Подбирая детям соответствующие роли, можно активизировать малоактивных детей, регулировать неуравновешенных, следя за неуклонным выполнением ими правил.
Окончание игры.
Закончить игру можно по-разному. Так, иногда, заканчивая игру, воспитатель подводит итог:
- отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнил правила, выручал товарищей;
- воспитатель называет и тех, кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть.
Для того чтобы игры оказали положительное воспитательное воздействие на детей недостаточно только использовать вышеизложенные методические указания. Необходимо еще, чтобы воспитатели работающие с одной группой предъявляли детям одни и те же требования.
Народная подвижная игра и ее значение в жизни ребенка
Удивительный феномен игры… В разных формах сопровождает человечество на всем пути его исторического развития – от древности до современности.
Понятие игры очень многопланово. Ею пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая играет и до свадьбы – своеобразной драматической игры с четко определенными ритуально-игровым поведением каждого персонала, последовательным ходом актов и сцен и т.д.. Особые формы ритуально- игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Семик-Троицу, в Купальную ночь...
Когда-то игра была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Она магически представляла желаемое и как бы предвосхищала появление его в реальной действительности. Игра развивала и «держала в форме» все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность и т.д.
По-разному играет человек от рождения до старости. Но все же само слово «игра» неразрывно связано с нашим восприятием именно с детством.
Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны, детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой - дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося жизненного строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младших поколений.
Когда дитя еще мало, с ним играют бабушки, мамушки-нянюшки, часто переадресовывая из «большого» фольклора то, что под силу детскому восприятию.
Когда малыш подрастает, круг его общения расширяется. Он вступает в различные отношения со сверстниками, с теми, кто младше, старше. Эти отношения во многом строятся игровыми способами, касается ли это разрешения конфликтных ситуаций или создания общего дружеского досуга.
С возрастом расширяется «жизненное пространство» ребенка - и физическое, и эмоциональное, и социальное. Здесь тоже незаменима игра. У каждого времени свои игры, помогающие освоить окружающий мир.
Обращение к детскому игровому фольклору объясняется тем, что современные дети в связи с разрушением традиционной устной культуры становятся в своих играх все менее певучи, «безгласнее». Они утрачивают благотворную возможность научиться в игре соотносить интонацию, ритмику, пластику, т.е. согласовывать движение, внешнее действие и заключенный в нем идеальный, внутренний смысл. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На это вопрос только один ответ: они созданы народом.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, желание обладать силой, ловкостью, быстротой и выносливостью.
Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и другие, заботятся о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные подвижные игры, чтобы довести до потомков народный кал орт обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитание дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.
Неизгладимое впечатление дает детям знакомство с особенностями жизни родных народов. Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно обогащаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, вносят в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональной культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка- дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению образ («Гуси - лебеди», «Коршун и наседка» , «Олени и пастух» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины требуют от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату. («Палочка - выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожидаемыми веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые по определению русского фольклориста Г.А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче дудочка дуди:
Мы играем, ты води.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.
Конь вороной остался под горой,
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется,
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный становится водящим.
Эти четкие считалки, забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует, эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радости. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Объяснение новой игры может происходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания.
Педагогу следует помнить, что только играя самостоятельно и активно, дети приучатся сами в любой ситуация регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
И так, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека.

Литература

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  2. Володченко В., Юмашев В. Выходи играть во двор. Издательство: М.: Молодая гвардия; Издание 2-е, доп. 139 с.
  3. Давыдов А. Играем, растём и умнеем/ А. Давыдов. – М.:АСТ, 1997-304 с.
  4. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / М. Ф. Литвинова. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003.
  5. Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей /Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2001
 
 

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий