Из опыта работы "Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"


Автор: Дмитриева Ю. А.

Библиографическое описание статьи:
Дмитриева Ю. А. Из опыта работы "Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников" // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 8. – ART 26024. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26024.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Познавательная активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ

Ключевые слова:
познание, экспериментирование, уголок экспериментирования, исследование окружающего мира, опытно-исследовательская деятельность

Полный текст:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем
мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребёнку захотелось
ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский

Современному обществу нужны люди образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью, с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок рос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Познавательная активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.
Изучая новинки методической литературы, результаты педагогической диагностики, наблюдая за детьми, сделала вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития.
Я, как педагог, считаю важным создать условия для полноценного развития детей, удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир.
Теоретической базой организации экспериментальной деятельности стали исследования академика Н. Н. Поддьякова. По его мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных познавательно-исследовательских знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, в экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные результаты действенным путем, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Считаю, что главное достоинство экспериментирования заключается в том:
- что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы;
- развивает речь ребенка;
- формирует самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивает эмоциональную сферу ребенка, его творческие способности, трудовые навыки.
В работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Помню, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.
Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности является организация развивающей предметно-пространственной среды. Она окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.
В группе организовала Центр «Узнаем – познаем – развиваемся», оборудование которой использую в педагогических мероприятиях с детьми.
Для того чтобы ребенок после проведения опытов мог самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе организованы сменные выставки для экспериментирования.
Например, если в дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещают коллекцию полезных ископаемых, набор материала для исследований (камни, глину, песок и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, схемы.
Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается примерно 1 - 2 неделями.
Материалы и оборудование в Центре познавательной активности по экспериментированию разнообразны и распределяются по категориям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина», «Ткани» и др.
Основным оборудованием являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты, фонарики;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмасса, пробки и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:
  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • насыщенность;
  • вариативность;
  • трансформируемость;
  • доступность расположения.
Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняю в соответствии с планом работы.
Технология экспериментальной деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.
Алгоритм организации детского экспериментирования выглядит следующим образом:
  • ребенок совместно с взрослым выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагается различные варианты ее решения;
  • обсуждает с взрослым план эксперимента и подбирает оборудование;
  • оговаривают правила безопасности;
  • проводит эксперимент и делает выводы.
Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом. Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений или схемы.
Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяю индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулирую от имени сказочного героя. Так, в Центре экспериментирования может «жить» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания.
Дети могут обнаружить конверт с семенами фасоли и гороха и задание-записку: «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?».
Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.
Например: Денис, придя утром в группу, сообщил, что ему купили мыльные пузыри, но он их нечаянно разлил. Дети сразу определили, что можно получить их, если взять воду и мыло.
В процессе изготовления мыльных пузырей был проведен эксперимент. Так дети опытным путем доказали, что мыльные пузыри можно получить из смеси воды и нескольких капель жидкого мыла. Результат был схематично зафиксирован в карточке-схеме.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы следующие методические приемы:
- наблюдение на прогулке за силой ветра;
- эксперимент «Упрямый воздух»;
- для закрепления представлений о свойствах воздуха игра «Воздух есть везде» (в разных предметах – стаканах, губках, мандаринах и др.);
- изготовление вертушек;
чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;
- решение экологических задач, например: «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. На острове постоянно дули сильные ветры. Ученые решили, что во всем виноват именно он. Вот почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т.д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Вовлекая родителей в совместную деятельность - разъясняю, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, и пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, но важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Одним из эффективных и перспективных методов сотрудничества с родителями, а также способствующим развитию познавательного интереса у дошкольников является метод проектной деятельности. Проекты в познавательно-исследовательской деятельности – это, прежде всего, решение определенных проблем и задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и возможностями детей. 
В ходе реализации проекта дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, совместно с взрослым сочиняют свои рассказы и сказки.
Реализовывала такие проекты: «Секреты воды», «Мир моря», «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого», «Узнаем – познаем – развиваемся».
Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Например, «Свойства воды (в какой воде яйцо будет плавать?)» (соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде оно не будет тонуть).
На родительском собрании проводила игры, в которых использовала результаты экспериментирования, например «Рисование мыльными пузырями» (изготовить мыльные пузыри, окрасить их в разные цвета и нарисовать ими на листе бумаге, затем можно дорисовать отдельные элементы краской).
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Очень важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Когда ребенок попробует самостоятельно проделать опыт, то запомнит его надолго. Важно его не только заинтересовать, но и научить ставить цели, а также самостоятельно находить способы их осуществления.
Создавая условия, побуждающие ребенка к участию в экспериментировании, анализируя образовательную деятельность, я пришла к выводу, что воспитанники раскрывают свой интеллектуальный потенциал, становятся более уверенными и инициативными, бодрыми и любознательными.
Они проявляют интерес к явлениям и процессам окружающего мира, наглядно демонстрируют свои знания и способности.
А значит, все это не зря и дальнейшую работу стоит продолжать. В перспективе моей педагогической практики написание дополнительной программы по познавательно-исследовательской деятельности…
Что нужно современному ребёнку? Знания? Обретение своей системы ценностей, которая будет определять и цель, и смысл его жизни? Да, знания, несомненно, необходимы. Но, все-таки, особенно важным считаю в своей работе – это вырастить человека, ценящего доброту, умеющего помочь другому человеку, любящего себя, своих близких, свою Родину; вырастить человека, который мог бы удивляться, учиться, думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий