Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР посредством театрализованной деятельности в рамках ФГОС. Участие родителей воспитанников в образовательном процессе


Авторы: Жданова Н. И., Илюхина Б. В., Лузай Н. В.

Библиографическое описание статьи:
Жданова Н. И., Илюхина Б. В., Лузай Н. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР посредством театрализованной деятельности в рамках ФГОС. Участие родителей воспитанников в образовательном процессе // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 8. – ART 26026. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26026.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В статье изложен опыт работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Возможности использования театрализованных игр, упражнений, этюдов в воспитательно-образовательном процессе, учитывая требования ФГОС ДО. Привлечение к сотрудничеству родителей воспитанников для достижения наилучших результатов в речевом развитии детей

Ключевые слова:
коммуникативные навыки, сотрудничество с родителями, требования фгос до, дети с тяжёлыми нарушениями речи

Полный текст:
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания  детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Одним из основных направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. На сегодняшний день существует реальное противоречие между установками традиционной системы обучения дошкольников и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития творческого потенциала личности в условиях воспитательной системы дошкольного учреждения.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:
- между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;
- потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.
Исходя из изученного материала, мы убедились, что особенно эффективной является образовательная деятельность с использованием театрально-игровых методов. Мы решили связать образовательную работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.
Варианты построения работы самые разнообразные. Большинство из них проходят в достаточно свободной форме. Можно расположиться на ковре, что способствует созданию спокойной домашней атмосферы, передвигаться по комнате в ходе игр - драматизаций, в участии в подвижных играх. Расположение детей в течение одного занятия меняется несколько раз. Такая организация занятий детей дает простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в своих силах.
Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выгодский Л.С.) [3].
Из практики своей работы мы сделали вывод, что любая задача, поставленная перед ребёнком, решается детьми легче и проще, быстрее, если её обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении коррекционно-развивающей деятельности.
Элементы театрализации стараемся включить в образовательную деятельность по всем образовательным областям: речевое направление (развитие диалогической речи, интонационной и звуковой культуры речи), социально-коммуникативное направление (развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, эмоциональная отзывчивость, ознакомление с художественной литературой), познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации), художественно-эстетическое развитие (стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализация самостоятельной творческой деятельности детей), физическое направление (развитие крупной и мелкой моторики, становление ценности здорового образа жизни).
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А.К. Менегетти) и российскими (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. [1].
Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
- активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
- при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
- при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
- развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
- развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности [2].
Используя в образовательной деятельности необычные сказочные сюжеты, мы быстро заинтересовываем детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет ребят приложить максимум усилий для выполнения заданий.
Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.
Для успешной работы создана предметно-пространственная среда: в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, существует театральная зона «В гостях у сказки», где имеются куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений. 
Практический опыт работы показывает, что для полноценного развития детей с ТНР, важно тесное взаимодействие с родителями. Активная родительская позиция и их вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество с родителями в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы. Театрализованные постановки, этюды, сценки на праздничных мероприятиях, позволяют родителям увидеть своих детей раскрепощёнными, артистичными, заинтересованными, умеющими сотрудничать друг с другом.
Формы работы с родителями, которые мы используем для достижения наилучших результатов:
  • Мастерская по изготовлению театрального реквизита.
  • Привлечение родителей для участия в театрализованных представлений в качестве актеров.
  • Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, заучивают роли.
  • Консультации на темы: «Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка» «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики» и др.
  • Информация о репертуарах детских театров города.
  • Совместные занятия детей и родителей, которые позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе совместного выполнения с ним.
  • Групповые формы работы с родителями мы начинаем с проведения обучающих мастер-классов, на которых мы учим родителей правильно проводить с детьми занятия по развитию мелкой моторики, которые они могут проводить дома, не отвлекаясь от своих домашних забот и др.
Показать приемы работы с ребенком: учить правильно выполнять задания на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику, закреплять полученные знания в бытовых ситуациях и повседневной жизни;
Большую часть информации родители могут найти на стендах, находящихся в группах. При оформлении информационно-методических стендов для родителей мы пытаемся привлечь их внимание, используя современные технологии, рекламные слоганы, цвет, шрифт.
Активно используя в коррекционной работе с детьми театрально-игровые приёмы, мы добились следующих результатов:
  • Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
  • Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.
  • Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
  • Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
  • Улучшилось звукопроизношение.
  • Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
  • Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».
  • Повысился культурный уровень дошкольников.
  • Участие детей в музыкальных спектаклях: «Волк и семеро козлят», «Репка» и др.
По результатам анкетирования родителей, поведённого в начале и конце учебного года, получены следующие данные:
Вопросы:
  1. Играете ли вы дома с ребёнком в «театр»?
  2. Считаете ли Вы, что театральная деятельность способствует развитию речи ребёнка?
  3. Готовы ли Вы принимать участие в театрализованных представлениях вместе с ребенком в нашем детском саду?
  4. Посещаете ли Вы с ребёнком театр?
Таким образом, театрализованная деятельность дошкольников являются эффективным средством развития коммуникативных способностей у детей с тяжелыми нарушением речи.
 
Ссылки на источники:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008г.
2. Кратова М.В., Дубинина Н.Б. «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» - Тамбов, 1995г.
3. Додокина Н.В., Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2008г. 

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий