Конспект занятия "Русские богатыри"


Авторы: Кучумова О. Ю., Рыжова Е. Н.

Библиографическое описание статьи:
Кучумова О. Ю., Рыжова Е. Н. Конспект занятия "Русские богатыри" // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 9. – ART 26027. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26027.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
При помощи данного конспекта в детях воспитывается гордость за своих предков, дать возможность почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа

Ключевые слова:
патриотические чувства, богатырь, русь, кочевники, войны

Полный текст:
Программное содержание:
  1. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
  2. Познакомить с историей Куликовской битвы, ее ходе, значении для Руси, о мужестве и отваге воинов.
  3. Вызвать у детей патриотические чувства, гордость за дела своих предков, интерес к отечественной истории.
  4. Учить работать с картой, понимать схематические изображения и их значения.
Словарная работа: кольчуга, палица, меч, копье, былина, атака, засада, рать.
Предварительная работа:
- Чтение книг о богатырях;
- Чтение былин;
- Просмотр видеофильмов о богатырях, битвах;
- Рассматривание иллюстраций.
Материал: Карта России, карта Руси, картина Васнецова «Три богатыря», иллюстрации к рассказу о Куликовской битве, иллюстрации снаряжения и оружия русских воинов, видеофильм.
 
Ход занятия
 
1 часть
1. Прослушивание песни о Родине из фильма «Финист - ясный сокол»
Вопросы детям:
- О чем эта песня?
- Что такое Родина?
2. Работа с картами:
- Карта какого государства у нас находится в группе? (России)
- Кто сможет показать границы нашей страны?
- Какая наша страна по размеру?
- Границы нашей страны проходят через леса, моря, степи, горы. Наша страна очень большая.
- Но не всегда наше государство было таким большим. Раньше оно было намного меньше. (Карта Руси).
- Кто сможет сказать, как называлось наше государство раньше? (Русь).
- А что означает и почему Русь? (ответы детей).
3. Работа по картине Васнецова «Три богатыря»
- Кто охранял и защищал границы Руси? (русские воины, богатыри)
- Кто такие богатыри, какими они были? (сильными, ловкими, смелыми, храбрыми, мужественными и т.д.)
- Кто знает как называется эта картина?
- Кто изображен на этой картине?
- Как зовут этих богатырей?
- Сейчас мы поговорим о снаряжении и оружии русских воинов - богатырей. (Детям раздаются картинки со снаряжением и оружием богатырей, рассказы детей).
4. Физкультминутка.
Чтобы стать сильными, ловкими надо что делать? (заниматься спортом). Сейчас мы с вами сделаем зарядку для богатырей.
2 часть
- Ребята, от кого защищали богатыри, русские воины границы Руси? (от татар-кочевников, от врагов).
- Кто такие кочевники? (ответы детей).
Рассказ воспитателя:
Кочевники - это странствующее, кочующее племя. Правил ими Великий хан по имени Мамай. С древности совершали они набеги на земли русские, грабили, брали в плен русских людей, собирали с русских князей дань (плату) за то, чтобы не было их страшных набегов.
Долго платили русские князья дань, а потом перестали.
Собрал тогда хан Мамай несметное полчище своих войск и повел их на Русь. Он решил так наказать Русь, чтобы она еще долго не подняла головы. И летом в 1380 году татарское войско двинулось на Русь. Их было столько много, что застонала под ними степь.
Русские князья решили дать отпор врагу. Русский князь Дмитрий Иванович решил объединить всех русских князей, собрал войско, и решили они биться с Мамаем насмерть. Даже святые люди-монахи - встали в ряды воинов.
Подошли русские к Дону, подумали, переправились через него и сожгли за собой мосты. Встали они на поле Куликовом, позади них реки кругом, впереди татары, отступать некуда: или погибнуть, или победить. Сказал Дмитрий Иванович своим войскам: «Други, мои ратные, честная смерть лучше позора! Постоим за Русь святую, за свою Родину». И сошлись два войска на поле Куликовом.
Выстроились войска в боевом порядке: впереди большой полк, с флангов - полки левой и правой руки. А за полком правой руки- резерв. Недалеко от поля сражения была зеленая дубрава, в ней спрятался засадный полк князя Владимира Андреевича.
В те давние времена было принято перед сражением устраивать поединок двух самых сильных и смелых воинов от каждого войска. Вышли: от русских - монах Пересвет, а от татар - богатырь Челубей. На всем скаку налетели они друг на друга, сшиблись с налету копьями. Устояли кони, а воины рухнули наземь, оба мертвые. Своею смертью предсказали они, что битва будет трудная и кровопролитная.
И тотчас обе рати ринулись друг на друга. Татары первыми двинулись в атаку. Они рассеяли сторожевой и передовой полки и напали на основные силы - большой полк, стали обходить его слева. Но в этот решающий момент из дубравы ударил засадный полк, и татары обратились в бегство.
Князя Дмитрия Ивановича нашли раненым. Ему перевязали раны и он сел на коня, и объехал Куликово поле. Сколько погибших лежало на этом поле, сколько русских воинов-богатырей здесь погибло. Восемь дней хоронили русские воины павших товарищей.
Это была первая большая победа русских воинов над татарами. Хан Мамай так и не смог вернуться после поражения на свой трон. Дмитрия Ивановича после победы стали называть Дмитрием Донским.
После победы на Куликовом поле стала возрождаться русская земля. Но прошло еще много лет, прежде чем Русь окончательно избавилась от татар-кочевников.
Весь мир понял, что русские воины готовы сражаться за свою землю, за веру до последней капли крови. Силой покорить Русь не дано никому, пока есть на нашей земле храбрые и мудрые полководцы, могучие и мужественные богатыри.
3 часть
Давным-давно не было на Руси ни радио, ни телевидения, ни библиотек с книгами, но мы с вами знаем о богатырях героях, о Дмитрии Донском, о Куликовской битве. А откуда нам это известно? (ответы детей).
Мы знаем это с вами из былин. Былина- это русские народные песни - поэмы о богатырях и народных героях, сложенные в старину певцами- сказителями и устно передававшиеся из поколения в поколение.
В образах героев былин народ воспевал патриотические подвиги, самоотверженную борьбу за родную землю, храбрость, удаль, стойкий характер, честность - все черты русского характера.
- Послушайте отрывки из былины «Мамаево побоище». Вот как рассказывается в былине о нападении Мамая:
Из-за моря, моря синего,
Из-за тех же гор из-за высоких,
Из-за тех же лесов темных,
Из-за той же сторонушки восточныя
Не темная туча поднималася,
С силой Мамай соряжается
На тот же на крашен Киев-град
И хочет крашен Киев в полон взять.
Дошла до Мамая славушка немалая,
Будто в том же городе во Киеве
Будто не стало Ильи Муромца,
Будто все сильные богатыри
Во чисто поле разъехались.
И подходила сила Мамаева
Ко тому же ко чисто полю,
Ко тому ли раздольецу широкому.
Не дошедши они до города до Киева в двухстах верстах,
Развернули шатры белополотнянные,
Разостали они войском в лагере, и поставили они кругом войска стражу строгую.
- Послушайте, какие богатыри и воины собирались на битву:
Ко своим ко братьицам ко названным:
Во первых-то, к Самсону Колувану,
Во вторых-то, к Дунаю Ивановичу,
Во третьих-то, к Василию Касимеровичу,
Во четвертых-то, к Михайлушке Игнатьевичу с племянником,
Во пятых-то, к Потоку Ивановичу,
Во шестых-то, к Добрынюшке Никитичу,
Во семых-то, к Алеше Поповичу,
В восьмых-то, к двум братьям Иванам,
Да еще к двум братьям, к двум Суздальцам.
Поехал Потанюшка во чисто поле,
Собрал всех удалых добрых молодцев,
Русских могучих богатырей.
- За что же пошли на битву воины, ради чего? (ответы детей).
Постоим-ка-ся мы за веру христианскую,
И за те же за храмы за божие,
И за те же честные монастыри
И своею мы кровью горячею,
И поедем мы в далече чисто поле,
На рать-силу великую.
Итог занятия:
Еще много раз собирались русские воины и сражались с врагами, которые хотели захватить и поработить русский народ. В школе вы еще узнаете много нового и интересного о героях, о битвах, о нашей Родине.
- А сегодня мы с вами узнали о какой битве? (о Куликовской битве).
- Под руководством какого князя воевали русские воины? (Дмитрия Донского).
В будущем вы тоже станете защищать свою страну, свою Родину. А как надо готовиться, чтобы стать настоящими защитниками своей страны? (ответы детей).
- Надо любить свою Россию, потому что это наша Родина, мы родились и живем здесь.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий