Педагогическая система формирования представлений о мире профессий посредством организации тематической недели в ДОУ «Мир профессий»


Автор: Чушникова О. В.

Библиографическое описание статьи:
Чушникова О. В. Педагогическая система формирования представлений о мире профессий посредством организации тематической недели в ДОУ «Мир профессий» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 9. – ART 26030. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26030.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Статья раскрывает актуальность актуальность вопроса ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данный материал будет полезен всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. В статье раскрывается опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством посредством организации тематической недели в ДОУ «Мир профессий»

Ключевые слова:
профессия, тематическая неделя, профориентация дошкольников, профориентационная работа, профессиональное самоопределение

Полный текст:
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего и полноценного развития [1].
В то же время в дошкольных учреждениях не в полной мере реализуются потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности. Одним из путей решения проблемы является модернизация содержания образовательной работы с воспитанниками через включение комплекса эффективных педагогических технологий в рамках тематической недели «Мир профессий». 
Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. [2].
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий, на основании которых будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Ранняя профориентация призвана:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В образовательной программе ДОУ ставится задача постепенного развития у детей с учётом их возрастных возможностей интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Для каждой возрастной группы в программе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Исходя из этого, в ДОУ в рамках комплексно-тематического планирования организуется тематическая неделя «Мир профессий». В рамках недели система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение работы взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Во время организации непосредственно образовательной деятельности педагоги обращают внимание на такие понятия как «Профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).
Непосредственно образовательная деятельность на тему «Все профессии важны – все профессии нужны!» сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций из серии "Профессий много на земле» и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
Музыкально-театрализованная технология так же занимает особое место в ранней профориентации. Для дошкольников музыкально-театрализованная деятельность – источник новых знаний о профессиях, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к труду, развивать трудолюбие и интерес к выбору профессии. [4]
Проведение праздников и развлечений так же включается в систему работы по ранней профориентации. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, педагоги уделяют внимание профессиям родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь физическую подготовку, например: День железнодорожника, День нефтяника, День энергетика День учителя. Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер. [5]
Работу по ранней профориентации можно проводить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности дошкольников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и пробуют свои силы в этих видах деятельности. Проведение НОД по изобразительной деятельности на темы "Кем ты хочешь быть?", "Путешествие в страну профессий" и др., также способствует усвоению информации о труде взрослых. Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы. [5]
Приближению работы взрослых к детям способствует организация экскурсий, наблюдений, тематических встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей старшего возраста с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии на почту, в библиотеку, в пожарную часть, в выставочный зал и др., которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Так же используются виртуальные экскурсии с использованием информационно-коммуникационных технологий, в оранжерею, на шоколадную фабрику, на металлургический завод и др.
С целью уточнения, дополнения, закрепления сведений, полученных во время наблюдений и экскурсий, с детьми проводятся беседы, выставки рисунков и др. Исходя из возрастных особенностей детей младшего возраста организуются экскурсии по детскому саду: в медицинский кабинет, в прачечную, на пищеблок. С помощью таких экскурсий расширяются знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Поэтому взрослые вовлекают детей в производимый им трудовой процесс, дают им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. В ходе наблюдений за трудом взрослых педагоги акцентируют внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение. [3]
Совместная деятельность взрослого и ребёнка осуществляется через формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка. Так, сюжетно-ролевые игры («Строители», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» и др.) позволяют закреплять знания о профессии врача, продавца, парикмахера и др. Обогащать детей знаниями о различных профессиях помогают подвижные игры («Шофёр», «Изобрази профессию», «Вкусный обед» и др.),. Узнать больше о профессиях позволяет чтение художественной литературы («А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Доктор Айболит» К. Чуковский, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов, и др.).
Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры «Огнеопасные предметы», «Что пригодится при пожаре», «Сделаем куклам красивые прически» и др., моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Важную роль в профессиональном самоопределении играет организация развивающей предметно-пространственной среды. В соответствии с возрастом педагоги вносят необходимые атрибуты, предметы для организации сюжетно-ролевых игр. В книжном уголке обновляют художественную литературу, энциклопедии, связанную с темой «Мир профессий». Педагоги создают картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда. В уголке изобразительной деятельности подбирают иллюстрации, репродукций картин, раскрасок с профессиями. В детском саду имеется видеотека мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Мир профессий», тематические папки.
Родители активно включаются в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых: готовят атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр, помогают организовать экскурсии, участвуют во встречах с людьми разных профессий. В группах совместно с родителями оформляются альбомы о профессиональных династиях воспитанников; оформляются альбомы с фотографиями «Профессии наших родителей».
В результате реализации мероприятий в рамках лексической темы недели «Мир профессий» в соответствии с возрастом детей, к моменту завершения дошкольного образования достигаются следующие результаты:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Педагогическая система формирования представлений о мире профессий посредством организации тематической недели в ДОУ «Мир профессий» поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Все это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.
 
Список цитируемой литературы:
  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания.
    Пособие для педагогов дошкольных учреждений
  3. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005 г.
  4. Званцугова А.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности: Дошкольная педагогика №1, С.-Петербург, 2007г.
  5. Пасечникова Т.В. «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации» //Методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013 г.
  6. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010.
  7. Фирсова Е. А., Бондаренко Е. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 36-39.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий