Из опыта работы «Организация самостоятельной деятельности детей с ОВЗ 6-7 лет как основа успешного обучения в школе»


Автор: Колгушкина Л. А.

Библиографическое описание статьи:
Колгушкина Л. А. Из опыта работы «Организация самостоятельной деятельности детей с ОВЗ 6-7 лет как основа успешного обучения в школе» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 9. – ART 26032. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26032.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Статья описывает пути обучения детей самостоятельной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом ФГОС ДО

Ключевые слова:
самостоятельность, подготовка к школе, самостоятельная деятельность, индивидуализация, условия

Полный текст:
«Воспитание личности – это воспитание такого
стойкого морального начала, благодаря
которому человек сам становится
источником благотворного влияния
на других, сам воспитывается и
в процессе самовоспитания еще больше
утверждает в себе собственное моральное начало".
В.А. Сухомлинский
 
В современном мире все большую актуальность приобретает проблема повышения уровня компетенций у детей, поступающих в школы. Этот вопрос также актуален для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Общество ожидает увидеть современных, самостоятельных, мобильных, умеющих подстраиваться под быстро меняющийся ритм жизни, людей. Для нас, специалистов дошкольных учреждений, этот вопрос стоит также остро, потому что очень хочется не просто насытить мозг ребенка академическими навыками, но и гармонично «включить» эти знания и умения в жизнь ребенка, чтобы он смог ими пользоваться без подсказки взрослого. Важными принципами современной системы образования по ФГОС ДО являются: поддержка инициативы учащихся в различных образовательных ситуациях и учет индивидуальных особенностей детей при обучении в дошкольном образовательном учреждении. Зачастую дети с ОВЗ испытывают выраженные трудности при самостоятельной организации деятельности, что отмечается как на этапе планирования, так и в ходе соблюдения алгоритма выполнения задания. Представляется чрезвычайно важным в структуре работы по подготовке ребенка к школе с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью выделить отдельным направлением подготовку к самостоятельной деятельности.
Перед началом работы нам нужно отдельно остановится на вопросе о том, что же такое самостоятельность. В словаре Ушакова самостоятельность понимается как Способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность [4].
В работе по данному направлению можно выделить три этапа:
  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Завершающий.
На подготовительном этапе работы педагогу необходимо определить в группе рабочее место, куда дети смогут приходить и выполнять индивидуальные самостоятельные задания.
Оборудование для рабочего места:
- стол,
- стул,
- полки, где будут располагаться прозрачные контейнеры с материалом для выполнения задания.
В этот же период планируется подготовка материалов и игр, которые будут в дальнейшем использоваться в работе. Материал для каждого задания помещается в отдельный прозрачный контейнер и располагается на полке перед рабочим местом таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно достать его. Например, если в задании для ребенка предлагается заштриховать букву, то в контейнере лежат лист с буквой и карандаши. Помещение материалов в отдельные контейнеры необходимо для снижения риска «потери» задачи ребенком во время поиска материалов, а также для создания интуитивно понятной ситуации завершения задания и наведения порядка: после выполнения каждого задания ребенок складывает все обратно в контейнер и убирает обратно на полку.
Специалист проводит анализ занятий с ребенком и выделяет наиболее успешные и любимые задания, которые могут способствовать успешной подготовке к обучению в школе, например:
- обведение по контуру картинок, цифр или букв,
- выкладывание слов из букв по образцу или к картинке,
- раскрашивание цифр или букв,
- соединение двух картинок линией, например задание, где нужно подобрать, какое домашнее животное, чем питается;
- обведение узоров по контуру;
- выкладывание узоров из геометрических фигур по образцу;
- выкладывание звуковых схем слова из цветных кружков к картинкам;
- выполнение элементов артикуляционной гимнастики с опорой на картинку, которая обозначает название упражнения; здесь дополнительно ребенок осуществляет самоконтроль с помощью маленького настольного зеркала;
- сравнение двух похожих картинок с обведением непохожих элементов;
- выкладывание букв и цифр из палочек по образцу.
В ходе основного этапа ребенку предлагается алгоритм выполнения заданий. Для его изготовления берется небольшой фотоальбом, на обложку помещено фото ребенка и подписано имя. Работа начинается с одной странички. Ребенок подходит к столу, берет свой альбом, открывает его и видит фото с заданием, которое ему необходимо выполнить. Для начала можно поместить на первую страницу его любимое задание, с которым он успешно и с удовольствием справляется на занятиях у специалистов. Многие дети в качестве такого задания предпочитают различные печатные материалы (лабиринты, штриховки, обводилки). После успешного, а главное быстрого выполнения задания ребенок получает похвалу от специалиста, что помогает закрепить стереотип самостоятельного выполнения различных заданий. Затем, по мере усвоения новой формы организации деятельности, количество рабочих страниц в альбоме постепенно увеличивается до 8. Здесь также могут использоваться задания, необходимые для создания основы самостоятельной учебы в школе, такие как:
- заточка карандашей,
- самостоятельный сбор пенала или портфеля по инструкции.
Подобные задания не могут быть отработаны на занятиях со специалистами, а в структуре обучения самостоятельной деятельности с опорой на алгоритм становятся успешными. Такое задание как сбор пенала может послужить отличной основой для формирования самостоятельности в взрослой жизни. Здесь ребенку предлагается список предметов в виде картинок. После того как ребенок опустит предмет в пенал, он ставит галочку рядом с картинкой. По мере освоения данного задания можно добавить в контейнер лишние предметы, для наиболее осознанного выполнения задания. Заточка карандашей также не является обязательным навыком при подготовке к школе, однако умение самостоятельно поддерживать свои вещи в порядке станет отличной основой для формирования самостоятельности и независимости от организующей помощи взрослого в будущем.
По мере освоения основных учебных умений можно добавить бытовые задания:
- полив цветов;
- помощь в сервировке стола к обеду;
- помощь в наведении порядка в помещении группы и т.д.
В заключительном этапе проведения работы по обучению самостоятельной деятельности необходимо обратить особое внимание на снижение интенсивности подсказки. Важно не забывать, что мы обучаем ребенка именно самостоятельной деятельности и хотим, чтоб он выполнял все эти задания вне зависимости от контроля взрослого. Для снижения степени участия взрослого в данном мероприятии мы изначально закладываем основу в виде зрительной опоры, то есть самого альбома с заданиями. Задания в нем, как уже говорилось выше, предлагаются на картинках с использованием схем выполнения. Сами схемы могут быть различного уровня сложности: слова и знаки для детей, кто уже умеет читать и понимать прочитанное, и картинки для тех, кто еще не читает. Отдельно необходимо уделить внимание завершению заданий и уборке рабочего места, ведь самостоятельность предполагает также и аккуратность.
Особую роль в обучении самостоятельной деятельности играет взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса, куда входят не только специалисты и воспитателя, но также и родители ребенка. Дома они с помощью приобретенных знаний могут осуществлять организацию свободного времени ребенка и направлять познавательную активность в нужное русло. Также выполнение любимых видов заданий дома с использованием списка, пусть и небольшого, создаст необходимый фундамент для самостоятельного выполнения домашнего задания в период обучения в школе.
В результате работы была создана картотека заданий, используемых при реализации проекта обучения самостоятельной деятельности детей с ОВЗ. Особо следует подчеркнуть, что обучающиеся в течение учебного года воспитывали в себе самостоятельность, волю и аккуратность. Современное общество ждет от подрастающего поколения самостоятельных решений, умения быстро реагировать на изменения в жизни. Таким образом, перед участниками образовательного процесса в дошкольных учреждениях встает серьезная задача подготовки детей к переходу в школу не только с точки зрения освоения академических навыков, но и с точки зрения обучения самостоятельной деятельности. Такая работа должна складываться из обучения планированию, умению ему следовать, а также соблюдать правила выполнения заданий. Необходимо отметить, что работа по этому направлению должна помочь собрать все знания ребенка, накопленные в период дошкольного детства воедино и способствовать формированию полноценной, разносторонней личности. В данной работе также непосредственное и активное участие принимают родители воспитанников. Их роль трудно переоценить, так как благодаря соблюдению правил и этапов работы по развитию самостоятельности у детей появляется больше возможностей для переноса знаний из ситуации обучения в детском саду в домашнюю привычную обстановку. Таким образом, обучаясь самостоятельной деятельности, дети приобретают возможность легче адаптироваться к школьному образованию и в будущем стать активной частью современного общества.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  3. Тавстуха О.Г., Колисниченко Т.Н., Михеева Е.В., Муратова А.А. Учебное пособие. Развитие Самостоятельной Деятельности Ребенка В Дошкольном Образовательном Учреждении. Коллектив авторов, 2014. Издательство «ФЛИНТА», 2014 г.
  4. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий