Использование сказок в коррекционно - воспитательной работе с дошкольниками


Авторы: Герасимова Л. А., Кожина Л. Н., Кузнецова А. В.

Библиографическое описание статьи:
Герасимова Л. А., Кожина Л. Н., Кузнецова А. В. Использование сказок в коррекционно - воспитательной работе с дошкольниками // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 11. – ART 26035. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26035.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с применением арттерапии, частности сказкотерапии, в ходе воспитания и обучения детей с ОВЗ. В ней раскрывается значимость сказкотерапии, как метода коррекционного воздействия, и обосновывается целесообразность её использования в работе с детьми. Также даются рекомендации и раскрываются приёмы работы со сказкой, позволяющие наиболее эффективно добиваться положительных результатов. При этом акцент делается на развитие творческой, активной, социально компетентной личности ребёнка. Данная методика адресована педагогам ДОУ, студентам и родителям дошкольников

Ключевые слова:
сказка, дошкольник, творческая личность, эмоциональное восприятие, арттерапия, психологические затруднения

Полный текст:
С каждым годом арттерапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе, в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья и даёт положительные результаты. Одним из направлений арттерапии в работе с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и психологические затруднения, является сказкотерапия, которая используется как инструмент, способствующий снятию психоэмоционального напряжения в процессе общения детей со своими сверстниками и всеми окружающими людьми.
Очевидно, что сказки являются наиболее доступным и благоприятным материалом, который может быть использован в воспитательном и образовательном процессе, имея под собой опыт, проверенный временем, и исходящий из глубин народной жизни. Через события в сказке ребёнок знакомится с жизненным опытом многих поколений. У него формируется представление о прекрасном, он учится чувствовать слово и воспринимать родную речь. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказки часто изобилуют пословицами и поговорками, крылатыми выражениями: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Сказка входит в жизнь человека с самого рождения, проходит с ним через все этапы взросления и остаётся до конца жизни. Через неё начинается осознанное восприятие мира человеческих взаимоотношений и окружающей действительности в целом. Она даёт простор воображению, так как в ней сталкиваются добро и зло, переплетаются правда и вымысел, и именно это делает сказку особенно притягательной и волнующей для юных граждан.
Вместе с тем, это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, и где ребёнок может увидеть перспективу совершаемых героями поступков. Известно, что личный жизненный опыт ребёнка невелик, а через сказку, наблюдая за тем, как развиваются события, у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним. Он учится сопереживать и внутренне содействовать персонажам. Результатам таких познаний становится формирование таких личностных качеств, как автономность (проявление личного мнения, позиции, взглядов); активность (умение вступать в общение, эмоционально откликнуться на состояние партнёров); социальная компетентность (способность понять интересы, особенности, потребности другого человека и освоить нормы и правила общения).
Как литературный жанр, сказки имеют ряд особенностей.
Во-первых, героями сказок часто являются не только люди, но и животные и даже неодушевлённые предметы. Это относится не только к народным сказкам, но и к авторским.
Во-вторых, в сказках нет прямых нравоучений, однако, сказки - всегда назидательны и поучительны, в них иносказательно раскрывается суть человеческих взаимоотношений. А это часто помогает детям научиться оценивать свои желания и поступки и в дальнейшем регулировать своё поведение. Через содержание сказки педагог может помочь ребенку усвоить определённые нравственные уроки.
В-третьих, сказки всегда имеют «счастливый» конец и заканчиваются благополучно. Победа добра над злом в сказках обеспечивает ребёнку психологическую уверенность: чтобы ни происходило в сказке – все закончится хорошо. Ребёнок наблюдает, как испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.
Вот как писал Валентин Берестов о сказках:
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Сказка наиболее действенный инструмент воспитательного воздействия на детей, в том числе, на детей, имеющих особенности в развитии. Но при ознакомлении детей со сказками необходимо соблюдать несколько условий. В первую очередь необходимо соблюдать возрастные критерии, так как содержание сказок должно быть доступным для понимания детьми того или иного возраста. Следующим моментом является эмоциональное восприятие сказки ребёнком. Она должна заинтересовать его, увлечь, и только тогда сказка станет предметом воспитательного воздействия и научит сопереживать героям. Созданное яркое образное представление способствует развитию памяти, восприятия, мышления, воображения и других психических процессов у детей. И, наконец, взрослому необходимо научить детей осмысленному восприятию сказки, усвоению заложенных в её содержание нравственных ориентиров. Давая оценку действиям и поступкам персонажей сказки, дети
смогут постепенно научиться регулировать и собственное поведение.
Можно предложить два варианта знакомства детей со сказкой:
  1. сказка для чтения (слушания),
  2. сказка для театрализации.
Первый тип обогащает внутреннюю жизнь ребенка, питает эмоциональную сферу, чувства. Второй тип может развивать творческие, коммуникативные способности и поведенческие реакции.
В работе с детьми можно использовать следующие приёмы сказкотерапии:
  1. Инсценировка фрагментов сказки. При этом виде работы взрослый читает сказку целиком, а отдельные фрагменты дети инсценируют после предварительной подготовки.
  2. Настольный или кукольный театры, где взрослый берёт на себя роль автора, а роли отдельных персонажей исполняют дети.
  3. Использование продуктивных видов деятельности в ходе знакомства со сказкой: изготовление поделок и рисунков и создание выставки детских работ.
  4. Сочинение небольших сказок детьми под руководством взрослого на заданную тему.
  5. Речевые и тематические праздники «В гостях у сказки», «Сказочный сундучок» и другие.
Использование сказок в процессе психокоррекции у детей с особенностями в развитии связано с тем, что кроме поучительной и воспитательной, у сказки есть ещё одна, не менее важная функция – развлекательная. Слушая сказки, дети отдыхают, радуются, смеются, волнуются и переживают. Сказки становятся эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, и являются источником новых художественных впечатлений детей. Двигательная активность детей в инсценировках, движениях-импровизациях, упражнениях на мимику и пантомимику способствует объединению двигательной и чувственной сферы, помогает осознанию собственного тела, его физических ощущений, способствует концентрации внимания и дает ребёнку чувство раскрепощения и удовлетворения своими достижениями.
Всё это помогает преодолению у детей трудностей взаимного общения, возникающих страхов и тревожных состояний, вселяет в них уверенность, воспитывает личностные качества.
 
Ссылки на источники
  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки — СПб.— КАРО, 2001.
  2. Громова О.Е. Инновации — в логопедическую практику — 2008 .
  3. Зинкевич Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006.Основы сказкотерапии; Тренинг по сказкотерапии.- Санкт - Петербург. 2010.РомусикМ.Н.Комплексный подход в работе с детьми с ОНР. Ж.Логопед в детском саду.1-2010.с.39
  4. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.
  5. Стишенок И.В.Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.
  6. Танникова Е.Б.Формирование речевого творчества дошкольников-М.2008.
  7. Шорохова О.А.Играем в сказку. - М.2006.
  8. Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
  9. www.cka3ka-pro.ru

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий