Взаимодействие с семьей в условиях организации дошкольного образования: «Вместе рядом»


Автор: Карпова И. О.

Библиографическое описание статьи:
Карпова И. О. Взаимодействие с семьей в условиях организации дошкольного образования: «Вместе рядом» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 11. – ART 26038. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26038.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Данная статья посвящена проблеме взаимодействия педагогов с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений. В работе раскрываются особенности взаимодействия детского сада с семьей с появлением Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены современные направления, формы сотрудничества с родителями. В статье раскрыты задачи взаимодействия с родителями, представлен поэтапный план организации взаимного сотрудничества и принципы взаимодействия педагога с семьей

Ключевые слова:
семья, взаимодействие, дошкольный возраст, детский сад, формы взаимодействия

Полный текст:
Взаимодействие педагогов и родителей в ДОУ является неотъемлемой частью деятельности педагога, так как именно в процессе него формируется, а порой и корректируется педагогическая позиция родителей как активных участников педагогического процесса, которыми они являются в соответствии с законом «Об образовании».
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Анализ литературы позволяет утверждать, что взаимодействие педагогов и родителей будет эффективным, если основной его целью является установление партнерских отношений между участниками педагогического процесса, создание благоприятных условия для формирования культуры взаимоотношения и взаимодействия в системе «родитель – ребенок».
В современном мире родителям необходимы педагогические знания. С рождением ребенка они овладевают профессией воспитателя. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, абсолютно не ориентируясь в потоке противоречивой информации о воспитании детей, когда каждый специалист с экрана дает свои рекомендации, которые могут быть вредными, запугивают родителей. Либеральные ценности, перемена половых ролей, рыночные отношения, ювенальная юстиция, рекомендации СМИ мешают родителям в выборе правильных методов и средств воспитания детей. Здесь на помощь может прийти педагог ДОУ. Он может осуществлять сопровождение и поддержку родителей в воспитании ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства. Именно педагог должен быть инициаторам взаимодействия, установления сотрудничества, поскольку он профессионально подготовлен к образовательной работе, следовательно, понимает, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и в этом ему необходимо убедить родителей.
Педагогам важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье. В условиях реализации ФГОС ДО, проблема повышения воспитательного потенциала родителей является одной из самых сложных. Организовать образовательно-воспитательный процесс в группе, повысить уровень педагогической грамотности родителей, скорректировать детско-родительские отношения, предупредить асоциальное поведение ребенка в обществе помогают новые активные формы взаимодействия с родителями: семинары, консультации, практикумы, круглые столы, конференции и т.д. Организация работы с родителями предполагает использование различных ситуативных задач, игрового моделирования, элементов тренинга и т.д. При подготовке таких встреч педагог проводит анкетирование родителей по теме, разрабатывает рекомендаций, консультаций и др.
Представленный ниже цикл различных форм взаимодействия с родителями, дает возможность родителям овладеть навыками позитивного общения с ребенком, развить умение адекватно оценивать свое действие, формировать модель положительного личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком с учетом его возрастных особенностей.
Цель таких встреч – создание благоприятных условия для формирования культуры взаимоотношения и взаимодействия в системе «родитель – ребенок».
Задачами являются: повышение психолого-педагогической грамотности родителей; формирование навыков взаимодействия в системе «родитель – ребенок» с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; оказание помощи родителям во взаимодействии с другими специалистами ДОУ (психологом, логопедом, медицинским работником).
Работа с маленькими детьми в ДОУ имеет свою специфику:
- ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах – они проявляются косвенно через отставание в развитии, капризность, агрессивность, замкнутость, страхи, конфликты и др.;
- необходимо разделение в жалобах родителей их собственных проблем и трудностей ребенка;
- ребенок не может осознанно поставить перед собой цель и избавиться от своих проблем и трудностей;
- отсутствие рефлексии у детей дошкольного возраста вызывает необходимость работать с переживаниями ребенка «здесь и сейчас».
Вследствие этого, главный принцип взаимодействия с семьей – корректировать надо не следствие (поведение ребенка), а причину нарушения. Каждый специалист, работающий с детьми должен выявить и устранить причину нежелательного поведения ребенка.
Деятельность педагога в процессе такого взаимодействия направлена на:
  1. Просвещение. Проведение просветительских семинаров по обеспечению родителей знаниями о современных концепциях развития и воспитания детей, о стилях семейного воспитания.
  2. Профилактику. Проведение практических семинаров по формированию благоприятного климата в семье, улучшению форм общения родителей с детьми и детей между собой.
  3. Коррекцию детско-родительских отношений. Проведение тематических семинаров по формированию у родителей навыков взаимодействия «родитель – ребенок»: анализ ситуаций, поступков, действий детей и родителей, специальных упражнений на развитие навыков общения, включение элементов проигрывания ситуаций, задания по научению ребенка какому-нибудь действию, игре.
  4. Консультации. Рекомендации родителям по преодолению отклонений в развитии ребенка, организация взаимодействия с другими специалистами (психологом, логопедом, медицинским работником).
Взаимодействие с родителями реализуется на протяжении всего периода дошкольного детства: начиная с младшей, заканчивая подготовительной группой.
План мероприятий по взаимодействию с родителями.
Задача в младшей группе: формирование положительных установок во взаимоотношениях взрослого и ребенка.
Содержание деятельности:
- Просветительский семинар на тему: «Возрастные особенности детей. Кризис 3-х лет».
- Практический семинар на тему: «Игра – основной вид деятельности дошкольника» (включение элементов проигрывания ситуаций).
- Беседа на тему «Зачем детям родители?».
- Заключительное занятие «Какие мы родители» (анкетирование, обзор литературы, встреча с психологом).
- Индивидуальные консультации для родителей по вопросам ребенка.
- Взаимодействие с другими специалистами (психологом, логопедом, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по ФК).
Задача в средней группе: вооружить родителей средствами создания благоприятной среды для развития ребенка.
Содержание деятельности:
- Просветительский семинар на тему: «Возрастные особенности детей 4-5 лет. Мы такие разные – мальчики и девочки».
- Практический семинар с элементами игры «Сюжетно-ролевые игры и их влияние на развитие ребенка».
- Семинар-практикум на тему: «Стили семейного воспитания» (анкетирование, опрос).
- Заключительное занятие (круглый стол) «Зачем нужно учить и воспитывать детей».
- Индивидуальные консультации для родителей по проблемам поведения ребенка.
- Взаимодействие с другими специалистами (психологом, логопедом, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по ФК).
Задача в старшей группе: создание благоприятных условий для бесконфликтного общения в системе «родитель – ребенок».
Содержание деятельности:
- Просветительский семинар с обсуждением вопросов «В чем суть воспитания – в обучении или общении? Нравственные основы родительства».
- Практический семинар с элементами игры на тему: «Бесконфликтное общение. Наши конфликты с детьми».
- Семинар-практикум на тему «Интеллектуальное развитие ребенка в процессе игры. Компьютерные игры».
- Беседа на тему «Развитие творческих способностей детей». Выставка детского творчества.
- Индивидуальные консультации по проблемам поведения ребенка.
- Взаимодействие с другими специалистами (психологом, логопедом, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по ФК).
Задача в подготовительной группе: профилактика школьной дезадаптации и неуспеваемости будущих учеников.
Содержание деятельности:
- Просветительский семинар на тему «Готовность к школе. Мотивация учения».
- Практический семинар с элементами игры на тему «Игра с правилами. Мотив достижения успеха».
- Беседа на тему «Поможем детям учиться». Обсуждение рекомендаций «Как прожить день без нотаций, поучений, взаимных обид».
- Заключительное заседание, организация выпуска детей.
- Консультации по вопросам подготовки к школе, проблемам ребенка в общении и поведении.
- Организация взаимодействия с другими специалистами (психологом, логопедом, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по ФК, учителем начальной школы).
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая рецептов. Ее успех определяется терпением, искренним желанием педагога помочь семье и стать ее профессиональным помощником.
 
Ссылки на источники
  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб, 2006 г.
  2. Крыгина Н.Н. Основы психологии пола.- Магнитогорск, 2003 г.
  3. Миниярова М.Н. Программа психологического сопровождения образовательного учреждения: предупреждение асоциального поведения.- Самара, 2007 г.
  4. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001 г.
  5. Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г. Учебник «Культура семьи». – М., 2009 г.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий