Использование интерактивного метода работы с детьми «сторителлинг», как средство коррекции речи детей старшего дошкольного возраста»
Автор:
Муравьева О. С.
Библиографическое описание статьи:
Муравьева О. С. Использование интерактивного метода работы с детьми «сторителлинг», как средство коррекции речи детей старшего дошкольного возраста» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 58. – ART 26043. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26043.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
Аннотация:
Данная статья посвящена проблеме коррекции речи детей, имеющими нарушения в звукопроизношении с применением интерактивного метода сторителлинг
Ключевые слова:
сторителлинг,
интерактивный метод
Полный текст:
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка
Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словарь), грамматики (словообразование, словоизменение, согласование), но и четкой и безупречной в плане звукопроизношения.
Процесс коррекции звукопроизношения требует длительного времени и отнимает у ребенка и педагога много сил. Постепенно у ребёнка утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Поэтому, организация обучения таких детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольника на занятиях. Возникла необходимость поиска новых приёмов, методов и технологий. Одним из таких методов стал: интерактивный метод – сторителлинг.
Интерактивный метод «сторителлинг» имеет большое значение для коррекции речи дошкольников, так как позволяет учителю-логопеду обеспечивать положительный настрой обучающегося и поддерживать интерес детей к выполняемым коррекционным упражнениям.
Вся работа с использованием сторителлинга опирается на общие дидактические принципы:
- систематичность и последовательность. Данный принцип предполагает постепенный переход воспитанника из пассивного слушателя в активного участника деятельности по созданию истории. На первом этапе педагогом задается «канва истории», дети – активные слушатели в процесс создания и рассказывания историй. Далее дети создают истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям педагога; моделируют различные ситуации и ищут пути выхода; анализируют истории самостоятельно или с педагогом.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей. Данный принцип позволяет достичь эффективности в работе через индивидуальный подход к каждому ребёнку, с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей (заинтересованность, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание, и память ребенка и т.д.).
- учет структуры дефекта. Этот принцип предполагает определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков. воздействие на все структурные компоненты языка.
- поэтапность коррекции речи. Последовательно формирование предпосылок для перехода от одного этапа к другому. Каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции.
- активизации речевой практики. Данный принцип позволяет использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
Цель педагогической деятельности: использование интерактивного метода «сторителлинг» для повышения эффективности коррекции речи детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:
- создавать благоприятную среду для речевой активности ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
- развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения в ДОО.
Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.
Значение сторителлинга:
- отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время;
- форма дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а так же развивают фантазию, логику и повышают культурное образование;
- способ научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность.
В практике интерактивный метод «сторителлинг» применяется, как на индивидуальных так и подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может открываться историей в картинках. Посредством этой истории вводится новый лексический и грамматический материал. Взаимосвязь сторителлинга с комплексно-тематическим планирование в ДОУ отражается в перспективном планировании индивидуальных коррекционных занятий на логопункте с использованием интерактивного метода «сторителлинг».
Практический опыт работы показал, что ограничиваться только составлением историй недостаточно для эффективного результата по решению коррекционных задач. Для модификации (логопедического дополнения) этого метода, используются дополнительные средства:
- сменные картинки необходимые для работы над автоматизацией звука в слове, фразе (подбор картинок в соответствии с сюжетом истории, с нужным звуком или лексической темой); расширения и обогащения словаря, работы над грамматическим строем речи (составление схем слов) и т.д.
- авторское дидактическое пособие «логобокс». Данное пособие отлично подходит для мотивирования ребенка к посещению занятий, так как это пособие ребенок может «изготовить сам» из заранее продуманного и предложенного педагогом материала. Материал «логобокса» представлен различными объектами, в зависимости от темы историй. (Например, тема «Красочный мир насекомых». Данное пособие состоит из набора резиновых насекомых, различного природного и бросового. Насекомые – не статичны, они могут свободно перемещаться с одного места на другое. На «полянке» размещен: «сухой бассейн» (окрашенная манная крупа), который представлен в виде песка. В паутине, сплетенной из ниток, находятся «коконы паука» (бусинки двигаются по нитке). Муравейник, сделан из веточек, по краям расположена декоративная травка).
- кубики историй – это уникальная настольная игра-пособие, развивающая фантазию и речь. На индивидуальных логопедических занятиях задается тема рассказа либо читается начало, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинки и сам придумывает уже свою историю, либо придумывает историю вместе с педагогом. На таком занятии использую 3-4 кубика.
- сюжетные картинки. Каждый из участников игры, вытягивает свою, рассматривает ее и в итоге по очереди рассказывают свою часть истории. Для работы над связной речью используется разное количество кубиков, в зависимости от целей занятия. Возможна и работа в паре, где дети работают по очереди (шаг - один, шаг - другой), или тот, кто только что рассказал историю, молча кладет картинку, а другие ученики пытаются вспомнить, о чем говорилось именно на этом этапе.
- ИКТ-технологии-как комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную составляющие в качестве видеоролика или презентации.
- Конверт-доска, как средство для визуализации историй. Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему.
В основу работы берётся структура индивидуального коррекционного занятия с использованием метода «сторителлинг».
Таблица 1
Структура индивидуального коррекционного логопедического занятия с использованием метода сторителлинга
Этапы
|
Содержание НОД
|
Структура сторителлинга
|
1 этап: Мотивационный
|
1.Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя. 2. Артикуляционная гимнастика. Используются упражнения, которые способствуют правильной артикуляции звука. 3. Дыхательные упражнения.
|
1.Вступление к истории. - Ставится вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. - Вступление очерчивает сложную ситуацию.
|
2 этап: Основной
|
4. Анализ артикуляции. Проанализировать, проговорить положение органов артикуляции перед зеркалом. 5. Автоматизация звука: - в слогах. От занятия к занятию типы слогов усложняются. - в словах. Слова должны быть с проработанными слогами, соответствовать возрасту. - в предложениях. - в текстах. 6. Дифференциация звука. 7. Развитие фонематического восприятия.
|
2.Развитие события. (раскрытие сюжетной линии и характеры действующих лиц). - проникновение в проблему или конфликт, о котором узнали из вступления. 3.Кульминация. - возникает решение проблемы
|
3 этап: Заключительный
|
8. Итог. Ребёнок уточняет звук, который учится говорить. 9. Оценка работы ребёнка. Всегда должна быть положительной («Ты молодец!», «Ты старался!» и т. п.).
|
4. Заключение. (Итог рассказа одним предложением)
|
Использование интерактивного метода сторителлинг на логопедических занятиях позволяет осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие, приводит к повышению мотивации детей на занятиях, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. Ребенок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться, помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление их в речи происходит в увлекательной и непринужденной форме, усиливает культурное самосознание, помогает лучше запомнить материал. Не требует затрат и может быть использован в любое время.
Таким образом, интерактивный метод сторителлинг является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.
Ссылки на источники
- Давыдова О. И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017 - №4 – с.18-24
- Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. - №16. – с. 515-518
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий