Развитие речи детей дошкольников с проблемами в развитии
Авторы:
Еверзова А. И.,
Карпенко Л. И.,
Попова О. Н.
Библиографическое описание статьи:
Еверзова А. И., Карпенко Л. И., Попова О. Н. Развитие речи детей дошкольников с проблемами в развитии // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 58. – ART 26045. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26045.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
Аннотация:
В докладе рассматривается вопрос о создании системы ранней помощи детям с проблемами в развитии. Предложенные игры и упражнения могут быть использованы во всех типах образовательных учреждений, работающих с дошкольниками
Ключевые слова:
развитие речи,
игры и упражнения,
коррекционно-развивающая работа,
овз (ограниченные возможности здоровья)
Полный текст:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет правовое пространство и социальный механизм защиты и поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных функций ФГОС дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития и адаптацию в социуме.
Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой психического развития. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим важное значение приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать речевую базу еще в дошкольный период.
Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи проблемного ребёнка позволяет принципиально изменить в лучшую сторону всю дальнейшую жизненную траекторию ребёнка, улучшить качество жизни семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут проблемного ребёнка.
Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. В нашем дошкольном учреждении это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.
Мы предлагаем игры и упражнения, которые можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи и другими проблемами.
1. Пальчиковая гимнастика «Урожай».
Овощи растут на грядке.
|
Скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы.
|
Посчитай их по порядку:
|
Соединить по очереди пальцы на двух руках.
|
Капуста, перец, огурец,
|
Кулак, ребро, ладонь.
|
Я сегодня молодец.
|
Гладим себя по груди.
|
На грядке овощи растут,
|
Скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы.
|
Что же мы увидим тут?
|
Соединить по очереди пальцы на двух руках.
|
Картофель, помидор, морковь,
|
Кулак, ребро, ладонь.
|
Мы себя похвалим вновь.
|
Гладим себя по груди.
|
2. Игра направленная на развитие внимания «Что слышно?»
Цель: развивать умение быстро сосредотачиваться.
Ход игры. Педагог предлагает ребёнку послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что он слышал.
3. Игра с мячом «Кто как передвигается?», «Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет».
Цель: обогащение глагольного словаря, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
Педагог: «Летают».
Ребёнок: «Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки».
Примерные задания. (Плавают - рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают - змеи, гусеницы, черви. Прыгают - кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы).
1. Пальчиковая гимнастика «Магазин одежды».
Открываем магазин,
|
Соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны.
|
Протираем пыль с витрин.
|
Ладонь одной руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот.
|
В магазин заходят люди,
|
Подушечки четырех пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой.
|
Продавать одежду будем.
|
Костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки.
|
|
Магазин теперь закроем,
|
Фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони.
|
Каждый пальчик мы помоем.
|
Массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки.
|
Потрудились мы на «пять» —
|
Сжимать и разжимать пальцы
|
Пальцы могут отдыхать.
|
Потереть ладони
|
2. Игра по развитию речи «Кузовок».
Педагог: Вот тебе кузовок,
Клади в него…
Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) После: корзинка накрывается платком, и ребенок вынимает по-одному и угадывает на ощупь что он вытащил.
3. Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи «Кто чем питается?»
Цель:закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.
Оборудование:картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.
Ход игры.Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Педагог показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например: «Капустой») или предложением («Заяц питается капустой»).
1. Пальчиковая гимнастика «Осень».
Осень, осень,
|
Трем ладошки друг о друга.
|
Приходи!
|
Зажимаем кулаки по очереди.
|
Осень, осень,
|
Трем ладошки друг о друга.
|
Погляди!
|
Ладони на щеки.
|
Листья желтые кружатся,
|
Плавное движение ладонями.
|
Тихо на землю ложатся.
|
Ладони гладят по коленям.
|
Солнце нас уже не греет,
|
Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди.
|
Ветер дует все сильнее,
|
Синхронно наклоняем руки в разные стороны.
|
К югу полетели птицы,
|
«Птица» из двух скрещенных рук
|
Дождик к нам в окно стучится.
|
Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони.
|
Шапки, куртки надеваем
|
Имитируем.
|
И ботинки обуваем
|
Топаем ногами.
|
Знаем месяцы:
|
Ладони стучат по коленям.
|
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
|
Кулак, ребро, ладонь.
|
2. Дидактическая игра с математическим содержанием «Составь загадку».
Цель: увеличивать словарный запас ребенка, учить описывать предмет, выделяя его характерные свойства.
Оборудование: геометрические фигуры, цифры.
Ход игры. Педагог показывает ребенку хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Вместе выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Ребенок по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание ребенок составляет без помощи педагога.
3 . Игр по развитию речи «Кто заблудился?»
Цель:образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
- Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажи, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
- Закончи предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем её, полечим, успокоим, утешим).
1. Пальчиковая гимнастика «Это звери»
У зверей четыре лапы.
|
Поднимаем и опускаем четыре пальца на обеих руках.
|
Когти могут поцарапать.
|
Пальцы двигаются как коготки.
|
Не лицо у них, а морда.
|
Соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз
|
Хвост, усы, а носик мокрый.
|
Волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа.
|
И, конечно, ушки
|
Растираем ладонями уши.
|
Только на макушке.
|
Массажируем две точки на темени.
|
2. Игровое упражнение «Чье все это?»
Цель: упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.
Ход игры: Ребенку показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом.
Педагог: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?
Корова - коровий, коровье, коровья, коровьи.
Заяц - заячий, заячье, заячья, заячьи.
Овца - овечий, овечье, овечья, овечьи.
Лошадь - лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
Кошка - кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
3. Игра по развитию речи «Громко - шепотом»
Цель: учить ребенка подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Ход игры: Педагог говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са - прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
- Су-су-су - кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Ребенок заканчивает фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).
1. Пальчиковая гимнастика «Дом».
Тук, тук молотком, Строим, строим новый дом. Этот дом - для Маши, Этот дом - для Саши, Этот дом - для Даши, Этот - для Наташи. Этот дом - для Ксюши, Этот - для Андрюши. Все соседи, Все друзья. Жить без дружбы им нельзя.
|
Сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
|
2. Дидактическая игра с математическим содержание «Концовка».
Цель: развитие речи ребёнка, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
Ход игры:
а) Педагог произносит начало предложения, ребенок продолжает его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать
вопросы), например: «Если сосна выше, чем березы, то береза ... (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы ... (тоньше ствола дуба)».
б) Педагог предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок ... (круглый), Буратино... (тонкий), дядя Степа... (высокий), мяч... (круглый), соломинка... (тонкая)».
3 . Игра по развитию речи «Найди первый звук».
Цель: учиться чётко выделять в слове первый звук.
Оборудование: машина и разные игрушки, слон, собака.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
- Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
1. Пальчиковая гимнастика «Зима».
Пришла зима,
|
Трем ладошки друг о друга.
|
Принесла мороз.
|
Пальцами массажируем плечи, предплечья.
|
Пришла зима,
|
Трем ладошки друг о друга.
|
Замерзает нос.
|
Ладошкой массажируем кончик носа.
|
Снег,
|
Плавные движения ладонями.
|
Сугробы,
|
Кулаки стучат по коленям попеременно.
|
Гололед.
|
Ладони шоркают по коленям разнонаправлено.
|
Все на улицу - вперед!
|
Одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем).
|
Теплые штаны наденем,
|
Ладонями проводим по ногам.
|
Шапку, шубу, валенки.
|
Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами.
|
Руки в варежках согреем
|
Круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони.
|
И завяжем шарфики.
|
Ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи.
|
Зимний месяц называй!
|
Ладони стучат по коленям.
|
Декабрь, Январь, Февраль.
|
Кулак, ребро, ладонь.
|
2. Игра по развитию речи «Найди точное слово».
Цель:учить ребёнка точно называть предмет, его качества и действия.
Ход игры: - Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
- Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
- Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
- Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Скажу я слово высоко,
Скажу тебе я слово трус,
А ты ответишь... (низко).
Ответишь ты... (храбрец).
Скажу я слово далеко,
Теперь начало я скажу -
А ты ответишь... (близко).
Ну, отвечай... (конец).
3. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?», «Человек легко находит, что в природе происходит»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч взрослому, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Например. Тема «Зима». Взрослый: «Солнце - что делает? Светит, но не греет. Снег - что делает? лежит. Птицы - что делают? Ищут корм. Медведь - что делает? Спит.
Ссылки на источники
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.6 Литера, 2005
- Наревская И.Н., Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ - М.: АРКТИ,2010;
- Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001;
- Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988
- Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников . - М., 1990.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий