Развитие творческих способностей у дошкольников посредством использования нетрадиционных способов рисования


Авторы: Зубова М. П., Ворнавская Н. Ф., Дмитриева Т. В.

Библиографическое описание статьи:
Зубова М. П., Ворнавская Н. Ф., Дмитриева Т. В. Развитие творческих способностей у дошкольников посредством использования нетрадиционных способов рисования // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 58. – ART 26047. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26047.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Индивидуально - психологические особенности личности проявляются в творчестве, как одной из самых содержательных форм психической активности и являются универсальной способностью, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Психологической основой творческой деятельности является воображение, способствующее активным процессам в решении познавательных задач. В докладе представлены нетрадиционные способы рисования, способствующие развитию воображения у детей. Доклад будет полезен специалистам ДОУ

Ключевые слова:
воображение, нетрадиционные способы рисования

Полный текст:
Концепция воспитания и обучения нового поколения детей изменилась в настоящее время, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Именно поэтому важной педагогической задачей дошкольной образовательной организации является активизация проявления активности ребенка.
Творческие возможности ребенка могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны. Этот процесс тесно связан с воображением, которое проявляется в умении ребенка преобразовывать, пополнять, переструктурировать имеющийся опыт. При его целенаправленном развитии происходит значительный рост творческой активности, который выражается в проявлении потребности в творчестве, независимости суждений, открытости новому опыту/
Как отмечает Е.В. Заика «Воображению, как известно, принадлежит огромная роль и в творчестве (способствует порождению принципиально нового) и в обучении (дает возможность представить то, что ребенок никогда не видел) и в повседневной жизни (помогает предвидеть последствия и принятию решений).
Однако сложившаяся и традиционно существующая система дошкольного воспитания фактически не содержит в себе (или содержит в крайне недостаточной степени) специальные меры, направленные на систематичное и последовательное развитие у детей воображения. В этих условиях оно развивается лишь стихийно и, в результате, не достигает высокого, а не редко, даже удовлетворительного уровня своего развития»/
Дошкольный возраст представляет собой особый этап развития ребенка так, как именно в этом возрасте у детей возникает потенциальная возможность для развития воображения (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.).
На протяжении дошкольного детства воображение проходит существенное развитие и активно формируется средствами специфических «детских» видов деятельности (игры, разновидности творчества, восприятие произведений и музыки). Правильно подобранные и применяемые психолого-педагогические приемы и методы способны привлечь внимание детей к поставленной задаче, облегчить работу мышления и воображения. Наиболее ценны игровые методы, приемы и задания («Машина времени», «Представьте себе», «Неправильная сказка», «Небылицы», «Волшебники» и т.д.) так как они позволяют приобретать ребенку новые знания, умения и навыки, а так же учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
Развивать воображение в нашем детском саду помогают изобразительная и художественно-продуктивная деятельность дошкольников. Особенно нетрадиционные способы рисования. Из опыта работы можно сказать, что наиболее интересными для детей представляются следующие приемы нетрадиционного рисования:
Рисуем пеной
Возьмите краски, шампунь, воду, стакан, трубочку для коктейлей и надуйте себе в стакан много цветных пузырей.
А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене, и там отпечатывались цветы, мороженое, салюты и многое другое, что вы можете увидеть и пофантазировать.
Рисование цветным клейстером
Увлекательно рисовать жесткой кисточкой цветным клейстером различные узоры!
(Клейстер можно смешивать с гуашью различных цветов или смазать весь лист клейстером и рисовать по мокрому клейстеру гуашью любого цвета, опять же фантазируя с ребенком).
Рисование смятой бумагой
Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и блюдце и смятая бумага. Фантазируем с ребенком, что у нас получается.
Кляксография с трубочкой
Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, Чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
«Дорисовки»
Материал:
  1. цветные карандаши;
  2. набор из 10 карточек с незавершенными рисунками;
  3. листы обычной белой бумаги формата А4.
Инструкция: перед ребенком взрослый кладет карандаши и карточки с незавершенными рисунками (Примечание: не обязательно выкладывать сразу все 10 карточек). Взрослый рассказывает историю о том, что художник собирался нарисовать несколько предметов, уже начал рисовать каждый, но не закончил и просит ребенка сделать это вместо него.
Предварительно в качестве примера взрослый показывает, во что может превратиться, например, изображение прямоугольника - в вагончик поезда, в письмо, в коробку для подарка, в книжку и т. д. А затем предлагает ребенку дорисовать фигурки, изображенные на карточках, по-своему, как ему захочется. Дорисовывать картинки надо на чистых листах бумаги, а не прямо на карточке.
Ребенка нужно спросить, что напоминает ему тот или иной фрагмент, какой предмет он мог бы из него нарисовать. В процессе работы можно помогать ребенку в реализации замысла.
«Портрет моего листочка»
Предложить нарисовать осенний лист с любого дерева, выбрать выражение лица для своего листика, определить его характер и передать в рисунке. Поощрять творчество, интересный замысел. Составление детьми рассказа от имени нарисованного листочка «Я -осенний листочек» (например: «Я – грустный листик. Упал с березы. Меня закружил злой холодный ветер и я упал. На меня наступили чьи-то ноги…
«Загадочные рисунки»
Картон, размером 20/20 см. складывается пополам. Затем выбирается шерстяная или полушерстяная нитка длинной около 30 см., ее конец на 8-10 см. обмакивается в густую краску и зажимают внутри картона.
Следует поводить ниткой внутри картона, а затем вынуть ее и раскрыть картон: получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают.
Чрезвычайно полезно давать название полученному изображению. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной деятельностью будет способствовать развитию воображения и интеллектуальному развитию детей.
«Рисование с секретом»
Для рисования понадобятся прямоугольный лист бумаги и карандаши. Дети в группе или дома родители и дети распределяются. Первый на­чинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оста­вив какую-то часть для продолжения. Рисунки передаются по кругу. Второй продол­жает рисовать, не видя ничего, кроме оставленной части рисунка. Снова передают по кругу следующему, который заканчивает рисунок. Затем открывается весь листок. Можно таким образом рисовать человека, животного и т.д. Интересно будет приду­мать название, имя тому, что получилось.
 
Ссылки на источники
  1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. / О.М. Дьяченко - М. Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 г. -197 с.
  2. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 1996. – 198с.
  3. Королева С.Г Методика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста / С.Г. Королева – М.: Айрис-пресс,2007. – 53 с.
  4. Сапогова Е.Д Коррекция воображения у детей дошкольного возраста / Е.Д Сапогова - М.: Айрис-пресс,2007. – 165 с.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий