Проект «Край, в котором я живу»


Автор: Наборщикова С. В.

Библиографическое описание статьи:
Наборщикова С. В. Проект «Край, в котором я живу» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 15. – ART 26061. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26061.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Данный проект разработан с целью расширить знания детей о родном крае и создать условия для познавательного развития детей посредством проектной деятельности

Ключевые слова:
достопримечательности, родной край, история города

Полный текст:
От камских вод
Ты светел, город.
От песен звонок,
Подобрел.
Неповторимый,
Строен,
Молод,
Но сколько славных
Сделал дел!...
(
Зашихин Леонид Чайковский)
 
Проблема. Из беседы с детьми нашей группы выяснилось, что большинство детей не знают домашний адрес, названий улиц своего района. Знания о родном городе у детей ограничены, а материал уголка  краеведения в группе очень скуден.
Актуальность. Как не велика наша страна, каждый человек связан глубокими корнями со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. Навсегда сохраняются в памяти и сердце картины родных мест. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими и природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей страны.
Метод проектной деятельности позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Тип проекта:
- групповой;
- долгосрочный;
- познавательный. 
Цель: создание условий для познавательного развития детей посредством проектной деятельности.
Задачи:              
Старшая группа (первый год совместной деятельности)
Образовательные:
1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике.
2. Дать знания детям о символике родного города.
3. Формировать представления об основных предприятиях, памятниках, достопримечательностях города.
4. Расширять знания о флоре и фауне родного Чайковского района.
5. Создать и пополнять уголок краеведения.
Развивающие:
1. Развивать исследовательские способности детей.
2. Развивать потребность в самостоятельном и совместном с родителями освоении окружающего мира путем изучения истории своего города
3. Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение видеть красоту родного города.
2. Стимулировать творческую активность детей и их семей, осознание их собственных возможностей и желание совместного сотрудничества.
Подготовительная группа (второй год совместной деятельности)
Образовательные:
1 . Расширять представления родителей и детей о Пермском крае (историческое прошлое, достопримечательности, традиции, ремесла и т.д.)
2. Дать знания детям о символике Перми.
3. Познакомить с некоторыми городами и  знаменитыми людьми Пермского края.
4. Познакомить с детскими писателями Пермского края.
Развивающие:
1. Развивать исследовательские способности детей,
2. Развивать потребность в самостоятельном и совместном с родителями освоении окружающего мира путем изучения истории своего города
3. Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей родине.
2. Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между детьми, родителями и детским садом.
Участники проекта:дети, воспитатели, родители, социальные партнёры
Срок реализации: сентябрь 2016г. – май 2017 г.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- подбор методической литературы по теме;
- составление плана работы  по проектной деятельности;
- приобретение наглядно – иллюстративного, видеоматериала ;
- подготовка карточек с символическим изображением «методов исследования;
- изготовление «папки исследователя»;
- систематизация материала для реализации проекта;
Основной:
- реализация проекта;
-знакомство родителей с методом проектной деятельности. 
Итоговый:
- обработка и оформление материалов проекта
- представление проектов детям других групп и родителям.
 
Перспективный план по ознакомлению с родным городом и созданию проектов
 

Срок проведения

Тематика

Содержание деятельности

1

сентябрь

 

Реализация подготовительного этапа проекта.

Экскурсия по микрорайону.

Видеопутешествие по городу.

Создание фотовыставки «Дом, в котором я живу»

Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание дома и в ДОУ»

Знакомство родителей с методом проектной деятельности.

Диагностика уровня сформированности знаний о родном городе у детей

2

октябрь

«Моя малая родина»

 

Проведение тренировочных занятий по исследовательской деятельности(не более 3).

Видеоэкскурсии воспитателя о истории создания города.

Знакомство с флагом, гербом г.Чайковского

Рассматривание открыток, иллюстраций о родном городе»

 Возможные темы проектов:

«Интересные факты о жизни П.И.Чайковского» «Знаменитые люди нашего города»

3

ноябрь

« Животный мир»

Рассматривание энциклопедий о животных и растениях.

Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку»

Изготовление альбома «Природа моего края»

Посещение библиотеки

Возможные темы проектов:

«Лисица — рыжая плутовка.»

«Кто такие динозавры?»

«Удивительный мир динозавров»

«Существуют ли животные, похожие на динозавров»

«Зачем ежу иголки?»

«Как видят летучие мыши?»

«Лесные жители нашего края.»

«Кто живет в моем лесу?»

«Кто живет в норе?»

«Почему медведь так любит спать?»

«Мои наблюдения за воробьями.»

«Птицы моего двора.»

«Чье это гнездышко?»

«Чьи следы на снегу?»

«Чтение книг  о животных.»

4

декабрь

«Растительный мир»

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Чтение книг  о растениях.

Составление рассказов.

Возможные темы проектов:

«Природа города Чайковского»

«Как вырастить в домашних условиях росток дуба.»
«Какие растения «умеют» предсказывать погоду?»

«Что за ягода земляника?»

«Моя любимая ягода.»

«А лисичка – это гриб»

«Мое маленькое грибное лукошко».

«Аптека под ногами.»

 

5

январь

«Река Кама»

Просмотр видеоролика о Каме

Чтение стихов о родном крае

Возможные темы проектов:

«Кто живёт в реке?»

«Почему  в городе мало мест для купания?»

«Кто загрязняет воду?»

6

Февраль

«Достопримечательности родного города»

Создание альбома «Достопримечательности  города»

Создание макетов «Уголок Родного края»

Проекты о памятниках города

6

Март-апрель

«Культурно-спортивные объекты города»

Создание альбомов

Рисование «Мой город»

 Возможные темы проектов:

«Биатлонный комплекс»

«Трамплинный комплекс города»

«Места для отдыха»

«Музеи города»

«Детские развивающие центры»

8

 май

 

Беседы на тему «День Победы в моей семье»

Викторина «Я знаю город, в котором живу»

Возможные темы проектов : «Мой прадед ветеран»

«Что значит: Вечный огонь»

Диагностика


Ожидаемые результаты
:
- в группе появится уголок краеведения,
- обогатятся знаний детей о родном городе и крае,
- дети научатся проектной деятельности и презентации её результатов,
- создание макетов в рамках детских проектов,
- расширится и обогатится активный словарь детей,
- сформируется чувство гордости к родному городу, уважение к его истории, людям, которые в нем живут и работают 

Проведение диагностики для определения уровня сформированности знаний о Чайковском
(Пермском крае) у детей 5-6 лет, 6-7 г.

Задание 1. «Родной  город»
Цель: Определить уровень знаний о родном городе, крае (знать название   своего города, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности, названия улиц, представителей флоры и фауны города.(края)
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, названия природных объектов.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности села. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного города»(края)
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе   родного края.  
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе района и области. Может объяснить символику.  Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
 
Оценка эффективности  реализации проекта:
Эффективность проведения проекта будет оцениваться:
- по результатам диагностики;
- по уровню заинтересованности детей и родителей проектной деятельностью;
- по уровню обогащения уголка краеведения.
Оценка рисков
При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
- Малая активность родителей  в ходе реализации проекта.
Пути преодоления риска: Пригласить родителей на беседу, проводить индивидуальные и подгрупповые консультации по проектной деятельность, приглашать на презентации детьми своих проектов.
- Отсутствие интереса у детей темой проекта.
Пути преодоления риска: Заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя различные средства, методы и приёмы, например, экран участия детей в проектной деятельности.
- Невыполнение намеченного объёма работы с детьми.
Пути преодоления риска:
Активное взаимодействие с родителями, групповые проекты

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий