Здоровьесберегающие технологии в ДОУ


Авторы: Чиботарь А. В., Ламова Т. В.

Библиографическое описание статьи:
Чиботарь А. В., Ламова Т. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 16. – ART 26069. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26069.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В статье обозначена актуальность проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении. статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста. Авторы, раскрывают понятия и виды здоровьесберегающих технологий, которые используются в педагогическом процессе ДОУ

Ключевые слова:
здоровьесберегающие технологии, оздоровление, сохранение здоровья

Полный текст:
В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного образования важнейшими задачами по-прежнему являются формирование физических качеств, ценностей здорового образа жизни, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической и оздоровительной работы на основе интеграции всех пяти образовательных областей.
Наиболее значимыми для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду являются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20%, увеличивается число функциональных отклонений практически у каждого ребёнка. Отмечается число хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте.
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства.
Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Януш Корчак делился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов станут приоритетными в дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в детском саду, так и в семье.
В нашем дошкольном учреждении охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию, оздоровлению и здоровьесбережению дошкольников.
Много времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они это делают под руководством взрослых, и самостоятельно. Оформление участка отражает возраст воспитанников.   Участки групп отличаются друг от друга. Воспитатели каждой группы выбирают собственную тему для оформления и отражают разные аспекты общей темы. Классики и цифровые бабочки на асфальте очень полюбили дети, они позволяют закрепить и развивать прыжки на одной и двух ногах. На новых установленных горках дети катаются до выпадения снега. На детских прогулочных площадках созданы все условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования, закрепления ОВД.
Для обеспечения двигательной активности детей в любое время года проводятся подвижные и спортивные игры.
В бассейне нашего детского сада с детьми дошкольного возраста проводится образовательная деятельность по плаванию, отвечающая всем санитарно-гигиеническим требованиям.  В бассейне имеется необходимый инвентарь, пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации образовательной деятельности по плаванию, проведения различных упражнений и игр, способствующих успешному освоению детей в воде и формированию навыков плавания. Наглядный материал по ОБЖ, первичных знаний по оказанию первой помощи на воде.
Физкультурная площадка нашего ДОУ предназначается для занятий и выполнения спортивных упражнений, на ней же проводятся детские праздники. Площадка используется не только для организованных мероприятий, но и для самостоятельных игр детей небольшими группами.
По периметру площадки есть разметка беговой дорожки, а по краям размещены пособия для упражнений в основных движениях. Большая часть площадки свободная: она для коллективных подвижных игр, спортивных и гимнастических упражнений. Чтобы во время занятий дети, как можно больше упражнялись, имеется гимнастическая стенка на 2 пролета, 2 мишени для метания, скамейки. Для упражнений в лазании установлена гимнастическая лестница. Снаряды на площадке размещены так, что образовалась полоса препятствий, для выполнения упражнений на разные группы мышц.
Самостоятельная двигательная деятельность детей является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Во всех группах оборудованы центры двигательной активности, правильно подобранно физкультурно-игровое оборудование с учетом возраста.
Центры двигательной активности активно используются воспитанниками в течение дня в самостоятельной и организованной деятельности.
Нестандартное оборудование поддерживает интерес к занятиям физической культуры. Воспитателями групп совместно с родителями изготовлены различные виды массажных дорожек для профилактики опорно-двигательного аппарата. Имеются коврики для релаксации.
Для укрепления сердечно-сосудистой системы, вестибулярного аппарата и формирования правильной осанки воспитанников в ДОУ функционирует   тренажерный зал, в котором используются тренажеры разного типа: простейшие и сложного устройства.
Тренажеры простейшего типа:
- гимнастическая скамейка;
- наклонная доска;
- ролики гимнастические;
- диски здоровья;
- эспандеры
Тренажеры сложного типа:
- беговая дорожка;
- велотренажеры;
- степпер;
- волна;
- опорные брусья;
- «тяга верхняя»;
- «тяга нижняя». 
Главное назначение таких новых технологий – объединить воспитателей, инструкторов по ФК, педагога - психолога, медицинских работников, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и воспитателя, ребенка и инструктора, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья, формирование необходимых навыков по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии в нашем саду применяются и представлены в различных видах деятельности.
Ритмопластика проводится на утренних зарядках, музыкальных разминках в ОД в физкультурном зале и бассейне, на музыкальном занятии. Во время занятий у детей развиваем музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируем правильную осанку.  Обращаем внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
Динамические паузы проводим во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводим ежедневно, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираем в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья воспитанников необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Педагоги помогают научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводим в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень полюбились воспитанникам, т. к. в них есть элемент игры.
Пальчиковая гимнастика. Проводим индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренируем мелкую моторику, стимулируем речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводим в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз. Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Такая гимнастика способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используем наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика. Проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Бодрящая гимнастика.  Ежедневно после дневного сна продолжительностью до10 мин в зависимости от возраста воспитанников. В комплексы входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей воспитателями совместно с родителями были изготовлены различные массажные коврики - дорожки, приобретены медицинские массажные коврики. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна и в свободной деятельности по желанию воспитанников.
Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. У воспитанников при этом формируются ритмические умения и навыки. Воспитателями собраны различные комплексы с учетом возраста. 
Образовательная деятельность в бассейне. Проводится 2 раза в неделю в соответствии Образовательной программой МАДОУ №7. Разные виды занятий направлены на обучение плаванию, ОБЖ, закаляют организм и способствуют повышению иммунитета. Использование музыкальных разминок с атрибутами на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния воспитанников.
Оздоровительные проекты «День здоровья». Проводятся педагогами для воспитания дошкольников и формирования представлений о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных проектов совместно с инструктором по ФК и применением нетрадиционных методов и приёмов, необычным содержанием и игровым сюжетом позволило увлечь повысить интерес воспитанников к получению знаний о сохранении здоровья. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье.
Самомассаж. Массаж, выполняемый самим ребёнком. Улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде динамической паузы на занятиях, с использование массажных палочек и мячиков. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрыва­ющие массажные движения, их простота, до­ступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время спо­собствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздейст­вия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все воспитанники приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, эстафетах, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, эмоционально, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения. Проводятся в физкультурном зале, бассейне, на улице.
Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.
Главным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.
Исходя из выше сказанного, сделали вывод, что формирование культуры здоровья состоит из трех пунктов: педагоги, ребёнок, семья.
"Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам" - так гласит восточная мудрость. Наша задача - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в современном мире, человек должен иметь контроль над собой, своим умом, телом и душой. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
В ДОУ на протяжении последних 4 лет стало традиционным проведение спортивных праздников, каждый из которых приурочен к всероссийским, областным или городским спортивным мероприятиям. Главная цель таких праздников - воспитание патриотизма, уважение к спортивным традициям нашей страны, привлечение к систематическим занятиям спортом. Принимают участие в праздниках дети всех возрастов.  
Стали традиционными такие праздники, как:
- «День бега» - посвященный Дню города;
- «Детский сад в движении» - поддержали городскую акцию «Город в движении»;
- «Спортивный калейдоскоп» - в рамках Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»;
- «Первый старт» - на лыжах для привлечения к активным занятиям лыжными гонками;      
- «Здравствуй, солнце» - для сохранения традиций;
- «День здоровья» - в рамках Всемирного дня здоровья;
- «Я помню, я горжусь!» - посвященный Дню победы;
- «Веселые эстафеты» - с участием родителей традиционно в «День семьи»;
- «Мой любимый самокат» - проводится к Дню защиты детей или 23 июня в Международный Олимпийский день.
Наш детский сад с 2014 года стал инициатором проведения «Фестиваля зимних видов спорта» среди дошкольных учреждений южного микрорайона. Спортивные эстафеты проводятся на спортивной площадке ДОУ.
Огромная работа проводится в целях предупреждения наркомании и незаконного оборота наркотических средств, в рамках утвержденного плана мероприятий антинаркотической направленности и пропаганде здорового образа жизни среди дошкольников в МАДОУ №7:
- подобран и постоянно обновляется материал для стенда по ознакомлению родителей (законных представителей) по теме «Профилактика наркомании - это важно», «Профилактика наркомании в семье!»;
- проводятся консультации для педагогов «Формы подачи информации для родителей по пропаганде здорового образа жизни» - для всех возрастных групп;
- проводится акция «Сообщи, где торгуют смертью»;
-  информация для родителей (законных представителей) на официальном сайте МАДОУ№7, в которой указаны сведения о ведомствах и службах, занимающихся вопросами профилактики и лечения, реабилитации и ресоциализации наркозависимых, о здоровом образе жизни;
- проводятся тематические недели в соответствии с перспективным планом для детей старшего дошкольного возраста;
- организуется выставка рисунков о вреде курения в подготовительных к школе группах.  
Именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы с родителями, направлены на достижение единой цели - стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации; создания условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения в решении поставленных задач влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, формирует стойкий интерес к занятиям спортом.  
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о его здоровье, необходимо, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. 
Традиционные и активные формы работы с родителями:
- участие в фотоконкурсах;
- участие в экскурсиях к спортивным учреждениям города;
- совместное проведение спортивных мероприятий в физкультурном зале и бассейне;
- «День родительского самоуправления»;
- «День открытых дверей»;
- интегрированные тематические занятия для родителей;
- мастер-класс от инструктора по физической культуре;
- проведение родителями бесед с детьми (о профессиях, здоровье и т.д.);
- изготовление плакатов, стенгазет родителями о своём ребёнке и семье, например: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Будущий чемпион».
- выступление детей и родителей по принципу «Мы - спортивная семья» в показательных выступлениях на спортивных мероприятиях.
Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей служат формированию здорового образа жизни, стойкой жизненной позиции о пользе занятий спортом, развитию навыков в установлении контактов со взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений со взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.
По привлечению детей к активным занятиям спортом, формированию устойчивого интереса к здоровому образу на протяжении нескольких последних лет привлекаем специалистов СДЮШОР №1. Проводим «Мастер - классы от тренера», на которых родители и дети знакомятся с тренерами по разным спортивным дисциплинам, проходят показательные выступления воспитанников, занимающихся в спортивной школе на различных отделениях. Опробовали форму «Один день с тренером», которая также оказалась актуальной и привлекательной для родителей и детей. Была организована экскурсия в физкультурно – оздоровительный комплекс «Умка», во время которой специалисты спортивной школы не только провели с нашими воспитанниками эстафеты, но и показали весь комплекс, спортивную площадку на улице, а самое главное, сказали, что их там ждут и будут рады встрече. После такой экскурсии дети пришли с родителями на спортивную площадку уже заниматься вместе. Спортивная школа предложила нам использовать физкультурный зал для занятий с воспитанниками, чем мы непременно воспользуемся уже в ближайшее время.
Применение в нашей работе здоровьесберегающих педагогических подходов и технологий повысило результативность образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. На протяжении трех последних лет увеличилось количество детей, занимающихся в спортивных школах города и детских центрах дополнительного образования. Наши воспитанники становятся победителями и призерами в спортивных соревнованиях различного уровня, чем мы гордимся. Будем и в дальнейшем создавать условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей, детей.

Ссылки на источники:
1. Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001
2. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993
3. Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»
4. Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. 2001
5. Кудрявцев В. Т., Нестерюк Т. В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М., 1997
6. Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., 1999
7. Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000
8. Праздников В. П. «Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина», 1988
9. Сивачева Л. Н. «Физкультура –это радость», СанктПетербург «ДетствоПресс», 2002

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий