Развитие танцевального творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
Авторы:
Курская Н. Л.,
Ушакова В. Л.,
Курбанова С. М.
Библиографическое описание статьи:
Курская Н. Л., Ушакова В. Л., Курбанова С. М. Развитие танцевального творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 17. – ART 26071. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26071.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
Аннотация:
Предложенная в докладе система творческих заданий, используемых в музыкальной деятельности помогут музыкальным руководителям организовать такую работу в ДОУ.
Доклад предназначен музыкальным руководителям, работающим с детьми
Ключевые слова:
воображение,
творческие способности,
танцы,
музыкальные занятия
Полный текст:
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо развивать у дошкольников танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Через приобщение к искусству танца активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению ценностей мировой культуры.
Наблюдения показали, что дошкольники, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, но не показывают творчества. В таких случаях детские танцевальные импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, стереотипны и неоригинальны; сами дошкольники мало эмоциональны, они будто боятся отступать от выученных образцов и не могут придумать собственных вариантов движений. Причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, в результате чего оказываются лишенными той содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения танцев и созданию творческих композиций.
В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими своё постоянное место в дошкольном воспитании, танец, несмотря на усилия искусных педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов, так и не смог войти в число образовательных предметов дошкольника. Между тем танцы, танцевальные упражнения - один из наиболее эмоциональных, доступных и любимых обучающимися видов двигательной деятельности. Занятия танцами помогают понять красоту правильных, легких, выразительных движений, содействуют физическому развитию, вырабатывают правильную осанку, уверенную, легкую походку, ловкость и изящество движений. Это ценное средство общения, которое содействует воспитанию коллективизма, дружбы и товарищества.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения. На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования», абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта и наблюдательности ребенка.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития музыкального творческого воображения. Предлагаем систему заданий для развития творческих способностей в процессе музыкальной деятельности в ДОУ.
Система творческих заданий для развития
творческих способностей дошкольников
Месяц
|
Творческие задания под музыку
|
Пальчиковая гимнастика
|
Психогимнастика
|
Имитация движений
|
Игры-имитации
под музыку
|
Сентябрь
|
Придумать новое движение
|
«Кисточка»: соединить все подушечки руки и, покачивая «кисточкой», раздвигать и соединять пальчики
|
«Старый гриб». Стоять: коленку согнуть, руки вдоль тела, голова клонится к плечу.
|
Изобразить образа «деревьев», «листьев», «облаков», «цветов»
|
«В гостях у Буратино»
|
Октябрь
|
Исполнить танец осени
|
«Дождик»: подушечки рук прижать к полу, попеременно постукивать ими по полу
|
«Повтори за мной»: прохлопать ритм, который простучит ведущий; если движения точные – остальные дети поднимают палец вверх или наоборот
|
Изобразить осенние листья, дождь, ветер
|
«В сказочном лесу»,
«Феи и волшебники»
|
Ноябрь
|
Усложнить рисунок танца «Хоровод»
|
«Кошачьи лапки»: то ласково поглаживать, то сжимать в кулачки и разжимать пальцы обеих рук.
|
«Кот Васька»: Прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и отругала Ваську. Ваське стало стыдно.
|
Изобразить кота, лошадку, лягушонка.
|
«На дискотеке»
|
Декабрь
|
Исполнить танец вьюги
|
«Человечек»: указательный и средний пальцы ходят по полу.
|
«Раздумье»: Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец, вышел на дорогу, но в какую сторону идти? Ребёнок стоит, одна рука поддерживает подбородок, другая руку.
|
Изобразить
Бабу-Ягу:
полёт на метле.
|
«Новогодний карнавал» (маски, герои).
|
Декабрь
|
Исполнить танец вьюги
|
«Человечек»: указательный и средний пальцы ходят по полу.
|
«Раздумье»: Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец, вышел на дорогу, но в какую сторону идти? Ребёнок стоит, одна рука поддерживает подбородок, другая руку.
|
Изобразить
Бабу-Ягу:
полёт на метле.
|
«Новогодний карнавал» (маски, герои).
|
Январь
|
Усложнить движения «Кадрили»
|
«Веер»: Соединить прямые пальцы рук, расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер.
|
«На берегу моря»: Дети «играют возле воды», затем ложатся на песок, закрывая глаза от солнца, раскидывают ноги и руки.
|
Изобразить «гадание цыганки», «веер» юбкой, «волну» плечами.
|
«Зимнее царство» (снежинки, ветер, мороз).
|
Февраль
|
Исполнить танец «Гномиков»
|
«Птички»: пальцами обеих рук произвести движение вверх, вниз.
|
«Я не знаю!»: Стоя, приподняты брови, опущены уголки рта, приподнять плечи.
|
«Крылья птицы», «Маленьких старичков», «Варить кашу».
|
Мы в театре «Куклы», разные персонажи.
|
Март
|
Исполнить танец первых цветов.
|
«Цветок»: руки вместе, образуя бутон; затем раскрыть пальцы по кругу, немного прогнув.
|
«Золушка»: Очень печальная возвращалась с бала – она больше не увидит принца, к тому же потеряла туфельку.
|
Образ появления первого цветка и распускание бутона при помощи рук.
|
На балу у Золушки.
|
Март
|
Исполнить танец первых цветов.
|
«Цветок»: руки вместе, образуя бутон; затем раскрыть пальцы по кругу, немного прогнув.
|
«Золушка»: Очень печальная возвращалась с бала – она больше не увидит принца, к тому же потеряла туфельку.
|
Образ появления первого цветка и распускание бутона при помощи рук.
|
На балу у Золушки.
|
Апрель
|
Придумать композицию «Перелетные птицы».
|
«Солнце»: ладоши скрестить, растопырив пальцы, изображая лучи, вращать ладоши.
|
«Жар-птица»: Вытянутая шея, откинутая назад голова, поднятые брови, широко раскрытые глаза, улыбка.
|
Изобразить «капель», «Солнышко», «Радость».
|
Игра «ручеёк».
|
Май
|
На основе разученных русских народных движений посоревноваться в пляске.
|
«Шарики»: кончики пальцев обеих рук прижаты друг к другу. Ладошками образовать маленький, а затем большой шарик. Попеременно.
|
«Качели»:
Ребёнок, стоя «качается на качелях» из стороны в сторону, вперёд- назад.
|
Изобразить надувающийся шарик, салют.
|
«Найди себе пару».
|
Упражнения на развитие музыкально-танцевальных
навыков у детей дошкольного возраста
«Веселый каблучок»
Притопы – одно из основных движений танцев. Они соответствуют веселой, плясовой музыке и передают ее ритмический рисунок. При энергичных, сильных притопах ногу следует поднимать выше и быстрее (как бы отталкиваясь от пола). Колено опорной ноги может слегка пружинить.
«Я настойчивая»
Притопы одной ногой под силу даже самым маленьким детям. В веселой пляске они хорошо активизируют малышей. Надо следить, чтобы при повторении пляски дети поменяли ногу и чтобы, топая, не выносили ногу далеко вперед. Руки при выполнении этого движения следует ставить кулачками на пояс. Это помогает сохранить хорошую осанку.
«Я веселая»
Переменные притопы выполняются то одной, то другой ногой, с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной: на «раз» – топнуть чуть впереди себя; на «два» – приставлять ногу к опорной ноге; потом тоже с другой ноги. Чем старше ребенок, тем более подвижно могут исполняться притопы. Чтобы не потерять равновесие, не следует выносить топающую ногу далеко вперед, необходимо ставить ее рядом с опорной. Корпус во время движения следует держать прямо.
«Топотушки-рассыпушки»
Притопы двумя ногами поочередно – быстрые топочущие шажки на месте. При их выполнении колени должны быть слегка согнуты, корпус прямой. Движение всегда соответствует задорной, шутливой музыке.
«Я кокетливая»
Выставление ноги вперед на пятку или носок – элемент польки и других народных и детских танцев. Нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх задорно и весело; корпус остается прямым. На носок нога выставляется косо вперед, подъем выпрямляется. Корпус можно слегка наклонить к выставленной ноге, взгляд направить на носок (будто любуясь своим красивым башмачком). Во всех случаях ногу следует выставлять не далеко от опорной ноги, чтобы не переносить тяжесть тела на выставленную ногу.
«Я озорная»
Прыжки с выбрасыванием ноги вперед – одно из популярных и любимых плясовых движений детей. Во время движения необходимо сохранять хорошую осанку, держать ноги близко одна к другой. Чем старше ребенок, тем легче ему выносить ногу вперед, не сгибая колено и почти касаясь носком ноги пола. Носок при этом следует слегка повернуть наружу.
Прыжки с выбрасыванием ног не следует делать очень активными, нужно соизмерять их с возможностями детей. При движении корпус остается спокойным, чуть откинутым назад, руки положены на пояс кулачками или скрещены на груди.
«Я стремительная»
Боковой галоп – элемент бальных и многих народных танцев. При галопе вправо ребенок выполняет движение правым плечом вперед; корпус в сторону движения не разворачивается; правая нога делает шаг вправо, левая приставляется к ней пяткой, как бы подталкивая для следующего шага вправо, при движении влево наоборот. Носки обеих ног слегка разведены в стороны. Характер движения – полетный. Если музыка стала более энергичной, правая нога поднимается выше и опускается на пол с легким ударом, прыжок делается сильнее и выше. Чтобы быстрее научиться этому движению, исполнять его лучше сначала в прямом смысле направлении, а лишь затем – по кругу.
«Я легкая»
Шаг польки представляет собой сочетание легкого пружинящего бега и подскоков: на «раз и два» – три небольших шага бегом на носках – правой, левой, правой ногой; на «и» – подскок на правой ноге, левая слегка сгибается в колене.
Затем три шажка – левой, правой, левой – и подскок на левой ноге.
Полька – танец чешский. Название его произошло от слова пулка, что означает половинка. Характер исполнения танца соответствует названию: вместо четвертого шага выполняется его половинка – подскок.
Танцуя польку, девочки обычно красиво придерживают юбочку, а мальчики кладут руки на пояс кулачками.
«Пружинка»
«Пружинка» – это движение, которое исполняется без остановок, включая покачивание вниз и вверх на слегка согнутых коленях. Исполняется в удобном для детей темпе, не слишком быстром. Но и незамедленном, без напряжения мышц.
Педагог обращает внимание на то, чтобы колени во время движения не выпрямлялись.
«Я порхаю как мотылек»
Поскоки с ноги на ногу обычно выполняется под музыку веселой польки и передают ее беспечный, непринужденный, легкий характер. Движение выполняется без напряжения, шаг небольшой. Ребенок должен стараться хорошо оттолкнуться от пола, устремляясь корпусом вверх. Качество движения зависит от степени от степени развития стопы ребенка. Для ее укрепления (а значит, и для совершенствования поскока) следует выполнять тренировочные упражнения: в умеренном ритме и темпе активно подниматься на носки, хорошо обхватив талию руками, или, активно отталкиваясь от пола, прыгать как можно выше. Выполняя для лучшего отскока одновременно хлопок над головой.
«Прыгаю как мячик»
Подпрыгивание – элементарный вид движения, доступного детям любого возраста. Большой или меньший отскок от пола может быть использован в зависимости от характера музыкально – двигательного образа. В любом случае приземляться следует бесшумно, мягко сгибая колени. Подпрыгивания могут иметь варианты: на двух ногах, на одной, попеременно, в чередовании прыжков на двух ногах с прыжками на одной.
«Шагаю как лошадка»
Шаг с высоким подъемом ноги в колене часто используются в играх. Согнутая в колене нога поднимается вперед так, что бедро принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Носочек при этом «смотрит» в пол (как копытце у лошадки). При выполнении этого движения корпус должен быть прямым, голова поднята. Ненапряженные руки можно согнуть в локтях перед собой («держим вожжи»).
«Скачу как лошадка»
Галоп прямой – движение, которое нравиться детям любого возраста. Как правило, оно используется в играх для передачи образ лихих наездников, отважных всадников или скачущих лошадок.
Дети трех лет при выполнении этого движения делают шаг вперед одной ногой, а другую подтягивают к ней сзади, затем снова шаг той же ногой и т.д. Прыжка почти не делают.
Дети 4-5 лет могут выполнять движение с легким прыжком; для этого ступающая нога поднимается выше и опускается на пол с притопом.
Дети 6-7-летние при галопе ногу поднимают еще выше, ударяют об пол носком ноги, акцент и прыжок усиливаются. Хороший активный отскок, доступный детям этого возраста, придает движению яркую выразительность.
Ссылки на источники
1. Движения и музыка /Игры, пляски, хороводы для детского сада.//Сост. Л. Генералова. М.: Музыка, 1966.
2. Риевская Е., Руднева С. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1969.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий