Синквейн как форма развития критического мышления старших дошкольников


Автор: Сидорова О. Н.

Библиографическое описание статьи:
Сидорова О. Н. Синквейн как форма развития критического мышления старших дошкольников // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 64 . – ART 26072. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26072.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Данная статья посвящена технологиям развития критического мышления, в частности технологии «Синквейн»

Ключевые слова:
речевое развитие, синквейн, критическое мышление

Полный текст:
Предложенные в литературе приемы критического мышления отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление с технологией развития критического мышления.
1. Приём «Инсерт»
В процессе изучения текста учащиеся отмечают изучаемую информацию: «галочкой», знаком «плюс», знаком «минус» и вопросительным знаком. Таким образом, отмечается информация известная, противоречащая представлениям ребенка, интересная и неожиданная, а также та информация, о которой хотелось бы узнать больше. Далее ученики систематизируют информацию в таблицы и обсуждают её, делая те или иные выводы.
2. Приём «Групповая дискуссия».
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
3. Приём «Кластер».
Посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или предложение, которое является «центром» идеи, темы. Вокруг «набрасываются» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Полученная модель похожа на планеты со спутниками. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает мысли детей, определяет информационное поле данной темы.
4. Приём «Синквейн».
Используется как способ синтеза материала. Благодаря лаконичной форме развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
5. Приём «Перепутанные логические цепочки».
Ученикам в заведомо нарушенной последовательности демонстрируется хронологическая или причинно-следственная цепь. После знакомства с материалом ученики на стадии «рефлексии» восстанавливают нарушенную последовательность.
6. Приём «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». В ходе знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». Далее подводят итоги, сопоставляют содержания граф.
7. Приём «Бортовые журналы».
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
В дошкольном возрасте технологию развития критического мышления в полном объёме применить нельзя, но и не развивать навыки критического мышления тоже нельзя.
По этому педагогу нужно выбрать из имеющихся приёмов и технологий современного обучения в области дошкольного образования, те которые будут формировать у ребенка 5 – 7 лет мыслительные операции, сходные с критическим мышлением.
Из классических приёмов развития критического мышления в детском саду успешно реализуются приёмы: «групповая дискуссия», «синквейн», «корзина идей» и «перепутанные цепочки». Прием «Кластер» может быть использован и в дошкольном возрасте при использовании картинного материала.
Синквейн, как приём развития критического мышления.
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Традиционный (классический) синквейн – это жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе. В начале 20 в. его придумала американская поэтесса А. Крэпси.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Любой синквейн состоит из пяти строк. Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в целом в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме.
Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы, отражающая личное выражение и эмоции автора. Это может быть слово-резюме, ассоциация, синоним.
Данный приём можно применять с дошкольниками 5 – 7 лет. Многим детям трудно запомнить название «синквейн», поэтому можно использовать фразу «стих-ёлочка». Дети ещё не умеют читать, поэтому при составлении синквейна используются схема и вопросы. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, понимать суть явления.
Первая строка обозначается знаком вопроса, этот знак знаком детям, т.к. применяется в составлении рассказов. Детям понятно, что это название стиха.
Вторая строка заполнена двумя треугольниками. Детям объясняется, что треугольник – это слово, которое отвечает на вопросы какой? какая? какое?
Третья строка состоит из трёх стрелок, «стрелка» - это слово, отвечающее на вопрос что делает?
Четвертая строка – четыре прямые линии – четыре слова, предложение.
Пятая строка – «точка», одно слово, выражающее отношение ребенка к предметы, его чувства, его мировоззрение. Таким образом, синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Таким образом, не обязательно формировать у детей понятия «слово-признак», «слово-действие», как это рекомендуют многие авторы.
 

Фиксировать текст синквейна можно прямо на модели или на записывающее устройство (диктофон).
Некоторые авторы предлагают свои модели синквейна для дошкольников. Так, например, Шелявая Э.А. предлагает слова изобразить в виде девочек в платьях, раскрашенных особым образом. Здесь дети ограничены в составлении предложения по определенной схеме (имя существительное – глагол – имя прилагательное – имя существительное), что несколько мешает развитию мышления.
 
Синквейн может использоваться как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, как коллективное творчество. Индивидуально и в парах дошкольники сочиняют синквейны на логопедических занятиях, коллективно – с воспитателем в процессе образовательной деятельности, как во время НОД, так и в режимные моменты. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может применяться как нетрадиционная форма на стадии вызова.
При организации группового синквейна нужно учитывать момент выбора детьми общего слова, которое бы было созвучно каждому ребенку. Только таким образом каждый ребенок в группе будет воспринимать созданный стих, как результат собственного мышления, собственного творчества.
Целесообразно сочинять стих-ёлочку в конце изучаемой лексической темы, когда у детей уже накоплен достаточный объём знаний и представлений по этой теме.
Актуально и целесообразно использовать дидактический синквейн в работе по развитию лексико-грамматических категорий, образной речи, для обогащения и актуализации словаря.
Дидактический синквейн можно использовать как диагностический инструмент, дающий педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
Применение данного метода помогает создать условия для творческого развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. 
Многие авторы предлагают свои приёмы построения синквейна. Например, Буйлова Н.Н. предлагает следующим образом составить синквейн «Семья».
«Семья
Какая она?
Прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая.
Что она делает?
Гордится, заботится, помогает, любит, надеется…
Предложение о семье, афоризм или пословица.
Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.
Синоним, или, как по-другому можно назвать семью
Мой дом! Любимая. Родная.»
Синквейн помогает освоить дошкольникам многие отвлеченные понятия, по-другому взглянуть на них, понять их значение для жизни человека. Так, например, стихи-ёлочки по темам «Золотая осень» и «Поздняя осень» будут отличаться не только словами, но и чувствами и эмоциями, хотя будут иметь одно название «Осень».
«Осень.
Золотая, красивая.
Перекрашивает, запасает, усыпляет.
Ветер гонит яркие листья.
Салют!»
«Осень.
Пасмурная, дождливая.
Хмурится, дует, морозит.
Она прогоняет нам радость.
Тоскливо…»
Синквейны по теме «Россия» показывают глубину понимания детьми своей Родины, а также событий происходящих в ней.
«Россия.
Большая, сильная.
Защищается, строится, растёт.
Наша Россия самая добрая.
Россия – самая любимая страна.
Любим».
«Флаг.
Трёхцветный, яркий.
Реет, поднимается, развевается.
Он символ нашей России.
Русский».
Таким образом, приём «Синквейн» - это творческая форма рефлексии, способствующая не только успешному развитию мышления и речи детей, но и лучшему пониманию педагогом своих воспитанников.
 
Ссылки на источники
  1. Буйвалова Н. Н. Синквейн для развития связной речи и мышления детей дошкольного возраста. – Режим доступа: http://vospitateljam.ru/sinkvejn-dlya-razvitiya-svyaznoj-rechi-i-myshleniya-detej-doshkolnogo-vozrasta/
  2. Коваленко М.Н. Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС. – Режим доступа: https://infourok.ru/tehnologiya-kriticheskogo-mishleniya-v-usloviyah-realizacii-fgos-1587514.html
  3. Шелявая Э.А. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников. – Режим доступа: http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/ispolzovanie-tekhnologii-sinkvejn-v-rabote-po-razvitiju-rechi-doshkolnikov-64309/ispolzovanie-tekhnologii-sinkvejn-v-rabote-po-razvitiju-rechi-1.html

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий