Тема «Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в игровую деятельность»


Авторы: Войтенко Г. П., Василенко Н. А., Еверзова А. И.

Библиографическое описание статьи:
Войтенко Г. П., Василенко Н. А., Еверзова А. И. Тема «Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в игровую деятельность» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 70. – ART 26090. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26090.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В докладе предложена коррекционная работа по формированию дружеских отношений. Предложенные формы работы могут быть использованы во всех типах образовательных учреждениях, работающих с детьми

Ключевые слова:
игры, формирование, дружеские отношения

Полный текст:
В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования отмечено: «Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности». Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми.
Пересмотрев подходы к организации обучения детей в соответствии с ФГОС ДО, педагог так организовывает свою работу, что именно в форме игры проходит вся образовательная деятельность. Именно через игру решаются все образовательные задачи.
Именно большая роль в развитии дружеских отношений у дошкольников отводится воспитателю. Приветливый тон, мажорный настрой, сдержанность, дружеские отношения с детьми, простота в общении, душевность, готовность прийти на помощь - всеми этими качествами должен обладать человек, воспитывающий детей.
В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра     активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка.
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) [16 ].
 Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками.
Советские психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым [13].
Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых. [14].
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, способствуя адекватной социализации ребенка. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра формирует дружеские отношения, дисциплинирует детей,  приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. [15].
Дружеские отношения - личностное качество, которое в российской системе дошкольного образования по-прежнему считается важнейшей целью воспитания. Дружеские отношения - это отношения, в которых ребенку надо  быть общительным, внимательным, гостеприимным, уважать людей, заботиться о друзьях (даже если они тебя об этом не просят), делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям.
Благодаря формированию дружеских отношений дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, воспитать у него базовое доверие к социальному миру, сформировать широкий диапазон взаимоотношений во время игр, совместной трудовой деятельности, на занятиях.[15].
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду:
«В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития,
Играя сначала просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, проблема формирования дружеских отношений у старших дошкольников в процессе игровой деятельности приобретает актуальное значение. Ориентация на формирование дружеских отношений дошкольников, способных к свободному общению, побуждает педагога к созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для развития воображения и творчества ребенка дошкольника, дружелюбия во взаимоотношениях, радости сознания своих сил.

Картотека игр
Игры на формирование дружеских отношений

Цели: Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;
Развитие дружеских отношений;
Формирование бережного и позитивного отношения к друг другу;
Повышение самооценки детей.
«Давайте познакомимся»
Дети стоят в кругу.  По очереди каждый  называет свое имя, говорит,  что-то хорошее о себе и делает какой-нибудь жест.
Я – Лиза (поднимает руки вверх).  Я веселая.
Я – Максим (хлопает в ладоши).  Я – добрый. И т.д.
Беседа: Объясните, зачем человеку нужен друг? Каким он должен быть? Как вы понимаете выражение «настоящий друг», «одиночество»? как объяснить значение пословицы «Старый друг лучше новых двух»?
«Волшебный мяч»
Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они рассказывают, с кем в группе дружат и почему. Ребята, а что было приятнее: говорить самому добрые слова или слышать их от других?
«Паутина» (на сплоченность).
Дети встают в круг, берутся за руки и «запутываются» в один большой «клубок», обязательно не разжимая рук. После этого необходимо распутаться, но с тем условием – не разжимая рук.
В чем была трудность игры?
Что помогло вам распутаться?
Какие чувства вы испытывали в начале игры, как в конце игры?
«Волшебный ковер» (на развитие чувства ответственности друг за друга)
Берется ткань размером 1,5х1,5м. дети встают в круг вокруг нее, берут двумя
руками за края ткани и натягивают ее. Ткань поднимается над полом на 15-20 см. ребята по очереди медленно проходят по ней, преодолевая сопротивление ткани. Было ли страшно идти по этому ковру? Какие опасения были? Были ли вы уверены в своих друзьях? Знали, что они обязательно поддержат?
Мирилка
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мирится нам скорей!
Хватит, нам уже сердится,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мирится:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дружеских отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Игры и упражнения.
1.«Назови себя». Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход.Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
2.«Позови ласково». Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.
3.«Волшебный стул». Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
4.«Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход. Ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
5.«Волшебный цветок». Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
6. «Разноцветный букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.
Также можно использовать с  детьми игры: «Я и моё имя», «Моя семья», «Группа детского сада - новая семья», «Словесные формы общения», «Движения и жесты в общении», «Школа вежливости»,  которые можно использовать, чтобы помочь детям установить контакты друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви.
 
Картотека художественной литературы, песенок и пословиц

Авторские и литературные сказки
«Зимовье зверей»,
«Лиса и Журавль»;
«Сказка о дружбе»;
«Воробей и лиса»;
Толстой Л. Н. «Визирь Абдулла»;
Б. Гримм «Бременские музыканты»;
Андерсен Г.-Х. «Гадкий утёнок».
Стихи и рассказы о дружбе
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Житков Б. «Пудя»;
Чарушин Е. «Никитка и его друзья»;
Мамлин Г. «Друзья у нас повсюду есть»;
Осеевой В. «Три товарища»;
Ермолаева Ю. «Лучший друг»;
Пантелеев Л. «Честное слово»;
Катаев В. «Цветик - семицветик»;
Панасюк И.С. « Я не подумал о других»;
Григорьева Н. « В магазине»;
Степанов В. «Настоящие друзья»;
Михалков С. «Хорошие товарищи»;
Заходер Б. «Мы друзья»;
Кузнецова А. «Подружки»;
Барто А. «Я люблю ходить вдвоем»;
Благина Е. «Подарок»;
Стеквашова Е. «Друзья»;
Песенки о дружбе
«Мы едем, едем, едем в далекие края…» слова Сергей Михалков;
«Улыбка» слова М. Пляцковский;
«Песенка кота Леопольда»;
«Большой секрет для маленькой компании» музыка С. Никитина, слова Ю. Мориц;
«Вместе весело шагать» слова М. Матусовский, муз. В.Шаинский;
«Добрый жук» слова Е.Шварца, муз. А. Спадавеккиа;
«Если добрый ты» слова М. Пляцковский. муз. Б.Савельев
«Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг...»;
«Бременские музыканты» слова Ю.Энтина, муз. Гладковаю
Пословицы о дружбе
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Дружба дороже денег.
Дружба не гриб - в лесу не найдешь.
Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.
Друзей много, а друга нет.
Назвался другом - помогай в беде.
Был бы друг, найдется и досуг.
От теплого слова и лед тает.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Сердечный друг не родится вдруг.
Лучше матери друга не сыщешь.

«Литература»
  1. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение, 2004. - 141с.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416с.
  3. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.
  4. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. 2006г., №10.С.82-85.
  5. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 72с.
  6. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80с.
  7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. с. 56-63.
  8. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
  9. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.
  10. Клименкова О. Игра как азбука общения. // Дошкольное воспитание, 2002, №4, с. 7-14.
  11. Павленко Т., Рузская А., Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003, № 1, с. 72-78.
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий