Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности учителя-логопеда и родителей


Авторы: Никифорова Ю. С., Сергеева Е. А.

Библиографическое описание статьи:
Никифорова Ю. С., Сергеева Е. А. Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности учителя-логопеда и родителей // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 25. – ART 26091. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26091.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В работе приводится описание здоровьесберегающих технологий и использование их в совместной деятельности учителя-логопеда и родителей

Ключевые слова:
коррекция, здоровьесберегающие технологии, профилактика

Полный текст:

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения, от которой зависит эффективность деятельности самого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и его материальное обеспечение. Во-вторых, особенностями современной семьи, заставляющими искать новые формы взаимодействия.
Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимым педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в использовании этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях. [2]
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.
В нашем  дошкольном учреждении мы организовали проведение практикумов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осо­знание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а ро­дителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
На наших практикумах мы познакомили родителей как традиционными, так и нетрадиционными методами. Это: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз, Су - Джок - терапия, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастика.
Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.  Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов. [3]
Мы обучили родителей приемам арт/гимнастики, познакомили с пособиями для проведения упражнений.
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз.
Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу  нужно выбирать упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.
Упражнения с детьми проводить сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Движение руки подбирается под любое артикуляционное упражнение. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. (упражнения «Дятел», «Лягушата», «Иголочка» и др.) [3]
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
В своей работе мы применяем упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д. Этим упражнениям в игровой форме мы обучили и родителей. Так же представили такие методы, как «Зеркальное рисование» (рисование двумя руками одновременно). [4]
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет  дыхательная  гимнастика.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Мы познакомили и обучили некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводились со стихотворным и музыкальным сопровождениям.
Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а зна­чит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Ссылки на источники

  1. Михеева Е.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ// Методические рекомендации, М., 2009.
  2. Полтавцева Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. М., 2016.
  3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика//Методическое пособие, СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  4. Сиротюк А.Л. Упражнения психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. М., Аркти, 2008.
  5. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий