Психолого-педагогическая поддержка детей с тревожностью


Авторы: Сидоренко Л. А., Кириллова Н. В., Галеева Н. Н.

Библиографическое описание статьи:
Сидоренко Л. А., Кириллова Н. В., Галеева Н. Н. Психолого-педагогическая поддержка детей с тревожностью // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 25. – ART 26092. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26092.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В докладе предложены психотерапевтические методы и техники по коррекции детской тревожности. Предложенные формы работы могут быть использованы во всех типах образовательных учреждениях, работающих с детьми

Ключевые слова:
игры, коррекция, тревожность, методы и техники

Полный текст:
Проблема эмоционального благополучия ребенка является одной из весьма актуальных на сегодняшний день. Она состоит, прежде всего, в сохранении положительного самоощущения, психологической комфортности внутреннего состояния, спокойствия, в позитивном эмоциональном отношении к себе и окружающему миру.
А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, Е. Савина в своих трудах рассматривают вопрос возникновения детской тревожности. Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловская, Н.М. Горддецова, А.И. Захаров, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан анализируют проявления тревожности у детей.
Несмотря на то, что к настоящему моменту уже существует ряд исследований, затрагивающих отдельные аспекты проблемы детской тревожности, к примеру, обусловленности уровня тревожности различными социокультурными факторами, в том числе отношениями с родителями, интерес многих ученых  концентрируется вокруг проблемы преодоления тревожных  состояний детей путем их коррекции, а также улучшения и оптимизации воспитательных стратегий родителей.
В психолого-педагогической науке сложился определенный позитивный опыт в решении проблемы детской тревожности, определились основные психотерапевтические методы и техники ее коррекции.
Эффективным методом коррекции и детской тревожности является арттерапия. В трудах О.А. Карабановой отмечается, что основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в искусстве.
В работе по коррекции тревожности различают виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, драматерапия, музыкотерапия,  сказкотерапия и др.
При организации арттерапевтических занятий  А.И.Захаров рекомендует учитывать особенности детей, участвующих в работе с гиперактивными и агрессивнымит детьми лучше использовать материалы, программирующие их  на совершение четких, выверенных движений небольшой амплитуды: средние листы бумаги, фломастеры и др. Краски, пластилин будут вызывать у таких дошкольников неструктурированную активность, переходящую в агрессию.
И напротив, детям  с тревожностью следует предлагать материалы, требующих совершения  широких, свободных движений пальцев: кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, либо располагаемые на полу,  глину, пластилин, мел и др.
Из опыта работы можем предложить работу над коллажем. Воспитанникам предлагается  создать совместную  коллективную композицию, используя цветной картон, бумагу светлых оттенков и элементы природных материалов (травы, сухоцветы, ветки, камни, ракушки, песок). Темы работы могут быть различными, в зависимости от темы арттерапевтического занятия  «Настроение», «Подарок», «Наша семья», «Весенний день» и т.д.). Сюжет и способы работы можно обсудить заранее или уже в ходе создания коллажа. По завершению работы воспитанники придумывают название своей коллективной композиции. Готовые коллажи фотографируются.
С целью коррекции детской тревожности активно используется музыкотерапия. С помощью  музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. В своей работе  с коллажем предлагается подобрать к нему музыкальные произведения, которые позволили бы более полно отразить эмоциональное состояние воспитанников. Просмотр фотографий, сопровождаемых музыкальной композицией, вызывают положительные эмоции и переживания, оказывают многостороннее исцеляющее гармонизирующее и развивающее воздействие на детей.
Относительно новым методом психокоррекции является сказкотерапия.
Сказка притягательна для ребенка, развивает его эмоциональность, нравственность, помогает постигать мир человеческих отношений, различать добро и зло и является весьма эффективным методом решения их проблем. При организации  работы со сказкой  мы также используем коллаж, используя такой метод как изменение ситуации в знакомых сказках. Мы предлагаем детям придумать сюжет новой сказки, например Баба Яга  встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к зверям и т.д. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество. Дети учатся сами менять ситуации и переживать вместе с героями сказок.
Одним из эффективных средств психокоррекции является психогимнастика. Она примыкает к психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В ходе занятий дети изучают эмоции, обучаются  азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. И вновь мы обращаемся к «волшебному листу» (коллажу), с которым работали. Используем  следующие приемы «вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажись».
Однако ведущая роль в преодолении эмоциональных трудностей дошкольников принадлежит игре. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению  Д.Б.Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка дошкольника, игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
Согласно Ж.Пиаже, игра является мостиком      между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал.
Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.
Знание разнообразных психотерапевтических методов и техник коррекции детской тревожности должно стать обязательным условием создания педагогами собственных программ коррекции тревожных состояний детей и оптимизации воспитательных стратегий родителей.
 
Ссылки на источники
  1. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Детская тревожность, что, откуда, почему. // Семья и школа.1988.№7.
  2. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. //Вестник образования.1998.№1.
  3. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.//Тонус.2000.№5.
  4. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад.//Психологическая наука и образование.1998.№ 2.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий