Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Авторы: Карпенко Л. И., Никулина Т. В., Кузубова М. И.

Библиографическое описание статьи:
Карпенко Л. И., Никулина Т. В., Кузубова М. И. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 71. – ART 26093. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26093.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Образовательный процесс необходимо организовать так, чтобы он инициировал самостоятельность ребенка и вызывал интерес к действию. Установлено, что чем выше уровень развития познавательных способностей, тем большими возможностями он обладает. Поэтому в дошкольном возрасте, по сложившемуся мнению ученых, как наиболее плодотворном, формируются представления об окружающем мире, и происходит активное физическое и психическое развитие

Ключевые слова:
познавательные действия, ограничение, минимизация речевых проблем, базис активности ребенка

Полный текст:
В свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, педагогам важно акцентировать свою деятельность на понимании значимости формирования интеллектуальных способностей ребенка через: «развитие его интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности». Следуя такой установке, образовательный процесс необходимо организовать так, чтобы он инициировал самостоятельность ребенка и вызывал интерес к действию. Установлено, что чем выше уровень развития познавательных способностей, тем большими возможностями он обладает. Поэтому в дошкольном возрасте, по сложившемуся мнению ученых, как наиболее плодотворном, формируются представления об окружающем мире, и происходит активное физическое и психическое развитие.
Ребенку свойственно удивляться и задавать вопросы, тем самым он стремится постичь новое, узнать непонятное о событиях, свойствах, явлениях. Ребенок ищет связь самого себя с окружающим миром, ищет связь с происходящим. Порой излишнее любопытство может раздражать увлекшегося своим делом родителя, но важно понять, что ребенок, проявляя познавательный интерес, погружается в знания об окружающем мире, расширяет свой кругозор, приобретая знания, которые являются основой познания мира. Приобретаемые знания являются базисом активности ребенка, которые подталкивают его к дальнейшим действиям более глубоким, ярким и образным, так как активизируется восприятие, память, воображение. Необходимо рекомендовать родителям в свободное время всячески развивать ребенка, чтобы он мог легче и точнее запоминать интересный материал, быстро и образно его воспроизводить, находить отличия и определять сходства, отмечать новые стороны и свойства.
Но как быть с детьми, которые страдают от проблемы нарушения речи?  В связи с этим, стоит отметить значимость обязательных условий системы воспитания, скорректированных на данную категорию детей. Общее недоразвитее речи (далее - ОНР) у детей вызывает определенное ограничение, скованность в общении, делая его замкнутым, безынициативным и нерешительным. Активная работа над устранением речевых дефектов, способствует не только тому, что речь становится ясной и понятной, но прежде всего, ребенок учится устанавливать отношения со сверстником и с взрослым. Для того чтобы повысить темп речи и активизировать другие психические процессы, стоит создать условия для положительной мотивации в различных видах деятельности, направив все возможности на повышения уровня самооценки. И как немаловажный факт для минимизации речевых проблем – это использование педагогом разнообразных методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
В нашем детском саду, например, часто используется на занятиях сюжетно-ролевая игра. Это вид творческой деятельности, который соотносится с дошкольным возрастом и позволяет детям в действии осуществлять нетипичное моделирование социальных отношений между людьми. Кроме того, сюжетно-ролевая игра синтезирует многие достижения психического развития ребенка. В игре творчески преобразовываются знания, представления и умения, при этом совершенно самостоятельно осуществляются как на занятиях, так и в быту. Отечественный педагог К.Д. Ушинский уделяя пристальное внимание игре писал: «Для дитяти игра - действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Однако для развития познавательного интереса недостаточно игры, так как дошкольник окружен разнообразием жизненных явлений и событий. Поэтому на наш взгляд важно, чтобы он рисовал, лепил, конструировал, развивал эстетические качества через погружение в живопись и музыку. Каждый вид деятельности специфичен и требует от ребенка овладения особыми способами развития психических свойств ребенка.
Для детей, страдающих ОНР, характерна низкая техника рисования и отсутствие словесного комментария. Такой штрих психики указывает на несформированность изобразительных умений и навыков. Эти дети, как правило, не могут подробно рассказать о своем рисунке и ограничиваются односложными предложениями. И при усложнении задания, наблюдаются затруднения, которые проявляются, например, в неуверенности правильного ответа либо допускают ошибки в опознании. Стоит отметить, что родители должны быть информированы педагогом о низком уровне нормы зрительного восприятия, как особенности ребенка, указывая на недостаточно сформированный целостный образ предмета.
Значение речевой деятельности велико, так как связываются все стороны человеческого сознания. Благодаря речи человек формируется как личность. Развивая сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, этико-эстетические чувства, формируется воля и закладывается характер. В связи с этим, отметим, что речь ребенка развивается под влиянием взрослых и зависит от нормального речевого окружения и необходимой речевой практики. Однако в последнее время в обществе мы можем отмечать дефицит речевого общения, частое употребление жаргонных и сленговых выражений, которые выхолащивают нормальную речь, делая ее скудной и безликой.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что, во-первых, необходимо проводить обследование лексического запаса с ориентацией на перечень слов, которые употребляемы детьми и им понятны, в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями. Во-вторых, значительным показателем правильной речи является умение точно использовать предлоги, согласовывая с существительными или с прилагательными и числительными. Это указывает на необходимость обследования грамматического строя речи ребенка.
Между тем, особо отметим, что в условиях детского сада, при плодотворной работе учителя-логопеда и воспитателя не будет высокого результата, если отсутствует партнерство с родителями детей. Родители должны иметь полную информацию либо диагностические материалы о всей тяжести речевого недостатка их ребенка, например, результаты обследования и рекомендации в оказании логопедической помощи в форме коррекционных занятий или артикуляционной гимнастики. Отечественный педагог Р.Е. Левина отмечала: «Не следует недооценивать и роли упражнений нарушенных функций в восстановлении деятельности нервной системы – пассивные и активные движения в пораженных системах являются источником афферентной импульсации, необходимой для деятельности нейронных систем, обеспечивающих определенные виды деятельности». Соответственно, чем действеннее будет осуществляться процесс познавательной деятельности детей дошкольного возраста, тем повышается уровень успешности по минимизации речевых дефектов и дальнейшего обучения в школе. Дошкольный возраст – это время, когда ребенок проявляет особый интерес ко всему, сопровождаемое положительными эмоциями. Поэтому подобрать методические приемы, которые можно использовать в своей педагогической деятельности, не составляет труда. Например, применяя в детском саду в работе с детьми с ОНР педагогическую технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), стоит отметить положительные результаты, которые способствуют развитию мышления, воображения, развитию творчества и речи. Кроме того, рекомендуя использовать эту технологию, опираемся на полученные результаты по воспитанию творческой личности, при полном отказе от стереотипов воспитания, позволяющей снять у детей страх перед новыми обстоятельствами, снизить барьер общения, сделав это общение более доступным и приятным.
 
Ссылки на источники:
  1. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., Просвещение. – 1961.
  2. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012.
  3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М., 2009.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий