Формирование у дошкольников потребности и мотивации к ЗОЖ через совместную деятельность с родителями - социальными партнерами ДОУ


Автор: Никитинская С. В.

Библиографическое описание статьи:
Никитинская С. В. Формирование у дошкольников потребности и мотивации к ЗОЖ через совместную деятельность с родителями - социальными партнерами ДОУ // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 71. – ART 26094. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26094.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В документах Министерства образования и науки РФ рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработка ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Следовательно, взаимодействие с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнёрами это приоритетная задача в ДОУ

Ключевые слова:
здоровый образ жизни, совместная деятельность, сотрудничество, родители – социальные партнеры

Полный текст:
Уважаемые коллеги! Наша виртуальная методическая копилка полнилась новой, интересной, актуальной темой связанной с формированием потребности к здоровому  образу  жизни (ЗОЖ) через совместную деятельность с родителями- социальными партнерами ДОУ»
На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс в ДО становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой стороны — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Рассмотрим совместную деятельность педагогов и родителей по вопросу формирования  потребности и мотивации ЗОЖ  в системе «Педагог – Родитель  - Дети».
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Рассматривая систему «Педагог – Родитель - Дети» с позиции ДОУ следует отметить, что дошкольное учреждение  педагог в нем является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.
Рассматривая систему «Педагог – Родитель - Дети» с позиции «родитель», мы знаем, что все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой милый, смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем. Вряд ли найдутся такие родители, которых не интересует здоровье своего ребенка. В современном мире многие родители с  точностью назовут заболевание (если ребенок болеет), препараты, которыми лечат, название клиники, в которой ребенок проходил консультацию. Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, но не все родители прилагают для этого усилия. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Всё это приводит к тому, что дети испытывают "двигательный дефицит».
Рассматривая систему «Педагог – Родитель  - Дети» под призмой «ребенок» мы обращаемся к целевым ориентирам (по ФГОС  и  ООП ДОУ) на этапе дошкольного возраста – ребенок имеет начальные представления о ЗОЖ, восприятие ЗОЖ как ценности. Современный ребенок сегодня сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, в первую очередь к увеличению роста и повышению массы тела. На этом фоне внутренние органы отстают в своем развитии, поэтому возникают различные заболевания и отклонения. Проводя беседу с детьми на тему «Что нужно делать, чтобы не болеть?» 99% ребятишек ответили: «Лечиться!».
Понимая это в своей  работе с родителями мы делаем упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в ДОУ работой по формированию здорового образа жизни у детей, и вовлечение родителей   в неё. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники.
Эффективность работы дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.
Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. А в случае участия педагога, руководителя физического воспитания и родителей происходит сплочение семейных отношений между детьми и родителями.
В своей деятельности необходимо использовать как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, коллективные, и индивидуальные консультации всеми специалистами, беседы, тематические выставки) так и нетрадиционные (совместные развлечения, и занятия, буклеты, странички журнала «Здоровье», мастер-классы).
Совместные занятия детей с родителями - пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями. Традиционными в группе являются такие формы организации работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников дошкольного учреждения.    
Одна из новых форм взаимодействия с родителями используемая нами это детско-родительская конференция «Семейные рецепты здоровья», целью которой является приобщение детей к здоровому образу жизни через гармонизацию детско-родительский отношений. Физкультурные досуги, праздники, развлечения являются радостными событиями в жизни детей. Они позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества.
Сегодня, когда родители являются не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в дошкольном учреждении, практических семинаров, дней открытых дверей и других мероприятий решается главная задача по формированию потребности и мотивации ЗОЖ у дошкольников.
Когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы навыки ЗОЖ. Важным аспектом в выстраивании партнерских отношений с родителями воспитанников ДОУ является соблюдение принципов взаимодействия с семьей.
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.
2. Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
3.  Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно. Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников  здорового образа жизни.
6. Принцип жизненного опыта. Не бояться поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится.
7. Принцип безусловного принятия.  Вместе с родителями обсудить эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть!
Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.  Убеждена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Ссылки на источники:
1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Козлова А.В., Дешулевина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера,2005.
3. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: Методические рекомендации. – Ульяновск:УИПКРО,2007.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий