«Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»
Автор:
Демчук З. А.
Библиографическое описание статьи:
Демчук З. А. «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 71. – ART 26097. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26097.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
Аннотация:
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ проводится по четырем направлениям – это информационно-аналитическое, досуговое, познавательное и наглядно-информационное направление.
В статье описаны традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями: мастер-классы, семинары-практикумы, игротеки, работа по профориентации, интерактивные конкурсы, проекты, семейный клуб «Здоровячок», «Круглый стол». Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников
Ключевые слова:
совместная деятельность,
работа с родителями,
сотрудничество,
инновационные формы
Полный текст:
Основной текст:Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В августе мы разрабатываем план взаимодействия с семьёй на учебный год. Этот план фиксируется в общем годовом плане учреждения. Воспитатели при составлении календарного планирования еженедельно планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.
Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний (дискуссия, день «открытых дверей», семинар, «Круглый стол» и др.) и массовых мероприятий (конкурсно-развлекательные программы, психологический тренинг и т.п.), содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.
Основная форма работы с коллективом родителей — общее (3 раза в год) и групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях педагоги систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей в ДОУ или данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть выступление или информация воспитателя, врача, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога, старшего воспитателя, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Полезно, когда кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители. Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, видеоматериалом, экскурсией по детскому саду. На родительских собраниях мы используем такие методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
Первое групповое собрание — организационное. Оно обычно назначается в сентябре. Итоговое собрание проводится в мае. Собрание в форме открытого просмотра фронтального занятия, с целью ознакомления с особенностями работы логопеда, его методами и приёмами — в январе-феврале. На нём мы показываем динамику развития речи на данном этапе, даём рекомендации для дальнейшей работы. А так же по различным вопросам воспитания. Контроль за посещением групповых собраний осуществляется воспитателем совместно с активом родителей. Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решения собрания начинается следующее собрание.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми. На групповые консультации мы приглашаем родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к обучению или слабые). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию и .т.д. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее. О сроках и теме консультации оповещаем родителей через объявление или индивидуально. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе воспитателя, так и по просьбе самих родителей.
Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!», WhatsApp), позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям.
1. Информационно-аналитическое,
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о направлениях работы ДОУ: о коррекционно-развивающей, эстетической, оздоровительной, и других. В социальной сети «ВКонтакте» они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.
Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей. Анкета, как один из видов работ педагогов с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители сообщают о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.
2. Досуговое;
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом, например, совместные досуги, праздники;
3. Познавательное направление;
В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
К познавательному направлению относятся практикумы и мастер-классы – это своего рода мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий по коррекции речи и звукопроизношению, по обучению фонетической ритмике, по развитию общей и мелкой моторики в сопровождении педагога: логопеда, дефектолога, воспитателя, педагога-психолога. Взаимодействие педагога, детей и родителей может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы и тренинги для родителей.
Силами воспитателей по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей («Зимние зарисовки», «Очумелые ручки», «Осень в гости к нам пришла», «Природа и фантазия» и др.). Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.
4. Наглядно-информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- папки – передвижки;
- семейный и групповые альбомы;
- библиотека – передвижка,
- фото-стенды и выпуск семейных газет;
- фотовыставки;
- семейный вернисаж;
В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных воспитателями и специалистами.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой и инструктором по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные «Уголки здоровья» и «Папки здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
В «Уголке логопеда» выставляется лексический материал по теме недели, даются рекомендации и задания родителям, выставляется «Экран успехов детей», в котором видна динамика развития речи и звукопроизношения. Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Прежде всего - это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной и коррекционной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя и учителя-логопеда, их манерой общения с детьми может многому научить.
В этот день приглашаются все родители красочным приглашением. Внимание родителей обращаем на то, как в группе осуществляется забота о здоровье детей:
- в группе проветрено;
- педагог следит за осанкой;
- активизирует их подвижность;
- предупреждает утомляемость;
- показ занятий, прогулки;
- показ режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей.
После просмотра педагоги проводят небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация экологического воспитания детей, обучение детей безопасному поведению на дорогах, проведение «Недели психологии», «На пороге школы» и Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества и др.
Традиционным в нашем детском саду стало проведение ежегодной экологической акции: «Твори добро Земле на радость!». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к деревьям и кустарникам, и участие в совместной трудовой деятельности; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их (сеют семена цветов, рассаживают саженцы герани), затем дарят их мамам или высаживают в грунт – это большой труд, воспитание души.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь наша задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести саженцы и рассаду. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Специфика взаимодействия педагога с родителями – это задача любого педагога обучать и воспитывать не вместо, а вместе с родителями. При этом очень важно авансировать взрослых доверием. Ведь некоторые вещи родители лучше знают, чем воспитатели. Действительно родители много умеют и многое знают, чем педагоги, поэтому как бы предоставляя родителям возможность проявить себя, мы тем самым больше поддерживаем того ребёнка, к которому пришли эти родители. И тем самым повышаем общий уровень развития детей этой группы. Самое главное избегать директив, т.е. не навязываем своё собственное мнение и не командуем процессом взаимодействия с родителями, а просто подключаемся к тому, что они предлагают или предлагаем им интересную деятельность, тогда получаются интересные находки в работе с детьми и родителями.
Все работы хороши _- выбирай на вкус!
В гости к ребятам подготовительной группы пришла мама Лиды и рассказала о своей профессии – парикмахера. В следующий раз приходил папа Ильназа и рассказал о профессии полицейского. Ребята увлечённо слушали, задавали вопросы, ловя каждое слово. Удивлению и вопросам детей нет конца, обо всём хочется узнать, спросить. Играя в сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская» и «Поймай нарушителя», дети применяли новые, полученные от родителей знания и умения.
Вместе с папами!
Приход папы в детский сад для сына – это большой праздник. А если ещё папа и играет вместе с его друзьями, то это большая гордость для сына. Вот в гости к ребятам подготовительной группы пришёл папа Абдуллы. Он увлечённо рассказывал о службе в Армии и войне в Чечне, отвечал на детские вопросы, рассказывал мальчишкам, как важно быть защитником Родины. На праздниках «День семьи» и «Защитники Отечества» дети с удовольствием играют с папами и дедушками. Папы мастерят кормушки и скворечники для птиц. Это вызывает огромное чувство гордости у ребёнка за своего папу.
Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Основной задачей организаторов семейного клуба «Здоровячок» - помочь родителям освоить навыки физического воспитания детей. Желательно чтобы в семейный клуб приходили не только родители детей, но и бабушки, дедушки, старшие и младшие братья и сёстры.
Совместное участие в упражнениях, подвижных играх, тренингах, радость, веселье сплачивают детей и взрослых. В эти игры потом можно играть в свободное время, на прогулке, в транспорте. Да, спортивный зал имеет свои преимущества. Здесь можно в парных упражнениях помериться силой с папой, и перетянуть на свою сторону маму.
Массаж – прекрасный способ тактильного взаимодействия. На занятии в семейном клубе педагог обучает родителей расслабляющему массажу, который в нужное время и успокаивает расшалившегося малыша и окажет поддержку ребёнку неуверенному в себе.
Подвижная игра доставляет детям радость и удовлетворение, позволяет приобрести необходимый двигательный опыт, а взрослым помогает, хоть немного сбросить груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми. Хотя дети любят больше соревновательные игры, в семейном клубе больше приветствуются объединяющие игры. Как уверенно и радостно чувствует себя ребенок, когда его ладонь лежит в сильной руке взрослого.
Круглый стол широко используемая форма работы с родителями в нашем детском саду.
Педагогом-психологом ежегодно проводится «Круглый стол» для родителей детей подготовительной группы под названием «На пороге школы!», в котором также участвуют учитель 1 класса, врач-педиатр, старшая медсестра, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, заведующий.
Примечательно, что «Круглый стол» проходит в форме диалога: родители не только слушают и выполняют предлагаемые педагогом действия, но и говорят сами, предлагают свои варианты игр и упражнений, задают много вопросов. И, прощаясь, выражают желание встречаться как можно чаще, что особенно приятно.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же. В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, нам надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!
Ссылки на источники:
Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей [Текст] / Е.П. Арнаутова. – М.: ООО “Линка-ПРЕСС”, 2004. – 208с.
Бабина Е.С. Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе// Логопед. 2005. № 5.
Баринова Г.В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка// Логопед в детском саду.2004. № 1.
Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями// Дошкольное воспитание.2005. №3
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий