Развитие ребёнка младшего дошкольного возраста через лего-конструирование


Автор: Огородова Е. В.

Библиографическое описание статьи:
Огородова Е. В. Развитие ребёнка младшего дошкольного возраста через лего-конструирование // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 27. – ART 26102. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26102.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Статья раскрывает актуальность использования лего-конструирования для развития ребенка младшего дошкольного возраста, как средства интеграции образовательных областей в процессе обучения в соответствии с ФГОС ДО

Ключевые слова:
развитие, образовательные области, младший дошкольник, лего-конструирование

Полный текст:
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это первая деятельность ребёнка, в ходе которой он развлекается, трудится, учится и всесторонне развивается. Игрушки, сопровождающие основной вид деятельности ребёнка появляются в его жизни очень рано. Сначала это погремушки и пищалки, их сменяют пирамидки и различные вкладыши, и, конечно же, в каждой семье, где растёт малыш, уже с первого года его жизни в наборе его игрушек появляется первый конструктор «Лего». Именно он – этот незамысловатый набор деталей-кирпичиков становится незаменимым спутником ребёнка на протяжении всего детства, так как полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, помогает проявить любознательность, сообразительность, смекалку и творчество, присущие всем детям. [1]
LEGO (от дат. Leg-godt — «играй хорошо», рус. ле́го) — серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Наборы «Лего» выпускает группа компаний LEGO Group, которая была основана в 1932 году, и её название выглядит и звучит как латинское (а также итальянское) слово lego – собираю. Основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе у детей появилась возможность исследовать окружающий их мир, творить, созидать. [2]
Роль педагога в детском лего-конструировании: помочь советом, подсказать, проанализировать, но не навязывать своё решение, свой план и результат, потому как конструктор «Лего» изначально предназначен для реализации и развития собственных детских планов, построек и творческих замыслов.
Актуальность  лего - конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- лего-конструирование является важнейшим средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- использование конструктора «Лего» в образовательном процессе предоставляет педагогу  возможность сочетать образование, воспитание и развитие  детей в  игровой деятельности  (учиться и обучаться в игре);
- лего-конструирование способствует формированию познавательной активности, воспитанию социально-активной личности, формированию коммуникативных навыков у дошкольников;
- посредством лего-конструирования, игра объединяется  с исследовательской деятельностью, ребенку предоставляется  возможность экспериментировать и создавать свой собственный маленький мир.
Основная цель  лего-конструирования в младшем дошкольном возрасте  это – создание благоприятных условий для формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей.
Использование конструктора «Лего» в детской деятельности способствует:
1. Развитию и совершенствованию психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
2. Развитию мелкой моторики, через тренировку пальцев при постройке мелких деталей, что в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
3. Формированию монологической и диалогической речи, т.к. в ходе постройки ребёнок проговаривает план действий, обговаривает ход постройки, её результат, договаривается с партнёрами по конструированию;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Основные принципыреализации образовательной деятельности посредством лего-конструирования:
- доступность игрового материала;
- от простого к сложному – планомерное развитие конструкторских и творческих возможностей дошкольников.
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка в освоении коммуникативных и конструктивных навыков.
- комплексный подход творческого конструирования – решение конструктивных целей и задач в разных видах деятельности детей.
ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. Поэтому, конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Обучение и воспитание дошкольника невозможно без интеграции образовательных областей и направлений развития ребёнка. Использование конструктора «Лего» в работе с детьми является великолепным средством для всестороннего развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности и дает возможность деятельностного подхода в развитии ребёнка.
При наличии в группе различных наборов конструктора «Лего» педагог имеет возможность разнообразить дидактические игры и упражнения по всем направлениям развития ребёнка. [4]
Применение данного конструктора многообразно. Его детали используются как наглядный материал для усвоения и  закрепления детьми сенсорных эталонов (счёт, цвет, лесенка), в качестве оборудования и атрибутов для подвижных игр  и физических упражнений, детские постройки служат декорациями в театрализованных постановках.

Таблица 1
Система игр и упражнений с использованием конструктора «Лего» в соответствии с образовательными областями

Название игры/упражнения

Цель игры

Содержание игры/упражнения

Познавательное развитие:

С помощью игр и упражнений закрепляются знания по окружающему миру или формированию элементарных математических представлений, развивается у малышей познавательный интерес.

Математические игры и упражнения с использованием лего-конструирования помогают детям считать, сравнивать, находить сходства и отличия.

«Разные дорожки»

упражнять в умении повторить ритмический рисунок по схеме.

Детям предлагается по карточке со схемой чередования деталей по цвету или величине выложить дорожку, соблюдая данный ритмический рисунок.

«Разложи по величине»

закреплять умение сравнивать предметы по величине

В ходе игры ребёнку необходимо разложить детали из набора конструктора по величине, независимо от цвета. Например, для мишки – детали большие, для зайки – среднего размера, а для мышки – детали маленькие.

«Домики для медвежат»

развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, сопоставлять предметы по размеру: большой-большой; маленький-маленький

В игре детям нужно построить домики медвежатам: большому и маленькому. Соответственно величине медвежат, необходимо выбрать большие и маленькие детали и построить большой дом из больших деталей для большого медвежонка и маленький домик из маленьких деталей - для маленького медвежонка.  Сравнить по величине.

«У кого какая башня?»

развивать умение детей сравнивать два предмета по величине (высоте), активизировать в речи детей слова «высокий-низкий», «выше - ниже».

Для игры у детей (2-4 чел.) набор деталей конструктора «Лего» с деталями одинаковой величины но разного цвета (по количеству игроков).

Детям предлагается построить по башне определённого цвета: красная башня, зелёная, синяя.

У кого какая башня?

Чем отличаются башенки? Поставьте их рядом и посмотрите, какая из них выше, а какая ниже. 

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим миром изготавливаются путём наклеивания картинок на детали конструктора и служат для закрепления знаний детей.

«Назови животное!»

Закреплять названия животных, умение классифицировать их на диких и домашних

Для игры используются детали крупного конструктора «Лего», с приклеенными изображениями диких и домашних животных. Детям предлагается сначала назвать всех животных, затем сложить в коробку только детали с домашними животными, затем – детали с дикими животными.

«Кто чей детёныш?»

Закреплять названия животных и их детёнышей.

На деталях конструктора одинакового размера наклеены картинки животных и их детёнышей. Игровая задача ребёнка соединить детали по две: животное-мама и животное-детёныш.

«Что к чему и почему?»

Упражнять в классификации предметов (одежда, обувь, посуда, мебель и др.)

На деталях конструктора «Лего» одинакового размера наклеены картинки с изображением предметов разного назначения (одежда, обувь, мебель, посуда).

Детям предлагается разложить детали по классификации, либо сложить башни  с картинками «одежда», «обувь», «мебель», «посуда»

«Сложи картинку!»

Упражнять в умении складывать изображения предметов из 2-х, 3-х, и 4-х частей.

На детали  конструктора «Лего» наклеены части изображений картинок. Игровая задача ребёнка сложить изображение, соединяя детали  по принципу «кубиков».

Речевое развитие:

Речевые логопедические упражнения, как правило, однообразны и монотонны, для того чтобы заинтересовать детей работой над речью также используется конструктор «Лего». Если предложить ребёнку такие игры как: «Сложи частоговорку!», «Кто как говорит?» (звукоподражание),  «Сложи сказку» и др. речевые занятия станут намного интереснее.

«Сложи чистоговорку!»

Отрабатывать  навык произнесения звуков или их сочетаний.

Игровое действие: ритмичное выкладывание деталей конструктора «Лего»  на каждое произнесение слога. Например: Са-са-са- са – Залетела к нам оса;  Сы-сы-сы – у сома усы. Можно сравнить, в какой частоговорке больше слогов.

«Кто как говорит?»

(«Башня звуков»)

Отрабатывать  навык произнесения звуков в слогах и словах

Предложить детям детали конструктора с наклеенными картинками животных и их детёнышей. Педагог предлагает ребёнку построить башню, но поставив деталь ребёнок должен произнести как «говорит» животное, которое изображено на детали.

«Сложи сказку!»

Формировать связную  речь, умение пересказывать короткие тексты.

Пересказ коротких сказок и стихов с обыгрыванием сюжета с помощью деталей «Лего» с наклеенными изображениями персонажей.

Художественно-эстетическое развитие:

Конструирование само по себе является одним из разделов художественно-эстетического развития, так как позволяет воплотить собственный замысел в постройку, видеть красоту своей постройки, находить творческие решения в ходе работы. Основная цель: развитие конструктивных творческих способностей ребёнка. Творческое лего-конструирование осуществляется по направлениям: конструирование по образцу; плоскостное моделирование; конструирование; с  опорой на схему; конструирование по замыслу.

«Разные домики»

создать условия для овладения основами творческого конструирования

Перед детьми ставится игровая задача построить домики для разных по величине игрушек. Например: матрёшка, медвежонок, пчёлка..

Дети выбирают по одной игрушке и строят домик по замыслу соответственно размеру игрушки.

«Сложи узор»

Формировать умение выкладывать несложные узоры по образцу

Ребёнку предлагаются на выбор несколько карточек с цветным изображением схемы узора, по которым он должен повторить узор из деталей конструктора.

«Цветные домики»

Формировать умение создавать постройки по замыслу, используя  детали  одного цвета, разного размера

Ребёнок для игры выбирает игровое поле (лист картона красного, жёлтого, синего или зелёного цвета) и далее из набора конструктора выбирает детали только своего цвета и строит из них дом по замыслу.

Социально коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые и творческие игры.

 «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»

Создавать совместные постройки, тем самым объединяя детей одной целью, идеей;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе конструирования, игры.

 

Для обыгрывания сюжетов  используется множество игровых наборов: «Я-доктор», «Маленький парикмахер», «Комната для куклы» и др. Но, несмотря на это, конструктор «Лего» служит  популярным средством для строительства Гаражей и дорог, комнаты для кукол и мебели для обстановки этой комнаты.  Кроме того, детали конструктора в сюжетно-ролевых играх  используются  в качестве предметов-заместителей игрового материала. Роль конструктора «Лего» в сюжетно-ролевых играх может быть настолько разнообразна, насколько велико творчество и фантазия ребёнка и взрослого.

Физическое развитие:

Играя с конструктором «Лего», ребёнок тем самым непосредственно упражняет мелкую моторику рук. Помимо этого, детали конструктора «Лего» используются для проведения утренних гимнастик (в качестве предметов для упражнений), в освоении основных видов движений на физкультурных занятиях (перепрыгивание и перешагивание деталей),  для изготовления  нетрадиционного оборудования при профилактике плоскостопия у детей.

Разнообразие игр и упражнений изготовленных на основе конструктора «Лего» очень велико. Этот самый доступный, интересный и многофункциональный материал эффективно используется  на занятиях  по подготовке к обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и т. д.


Таким образом, на первый взгляд обычный конструктор «Лего», который есть не только в каждой группе детского сада, но и в каждой семье,  при интегративном  творческом подходе даёт возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.
Лего-конструирование - эффективное воспитательное средство, которое не только помогает обучить дошкольников творческому конструированию, но и способствует реализации основных задач образовательной программы ДОУ по всем направлениям развития ребёнка.

Ссылки на источники
  1. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. — URL https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 21.02.2019).
  2. Свободная энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO.
  3. URL https://infourok.ru/znachenie-legokonstruirovaniya-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta-2752544.html Инфоурок Ведущий образовательный портал России. Горбунова О.Е.  г. Покачи  «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
  4. URL https://bengraf-mdou12.edumsko.ru/folders/post/1008538 Бенграф Н. А.  «Конструктор – лего как средство интеграции образовательных областей в процесс обучения детей дошкольного возраста».

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий