Развитие навыка чистоты интонации в пении у детей дошкольного возраста через использование игровых приемов


Автор: Голубева Г. П.

Библиографическое описание статьи:
Голубева Г. П. Развитие навыка чистоты интонации в пении у детей дошкольного возраста через использование игровых приемов // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 27. – ART 26103. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26103.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Статья раскрывает опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыка чистоты интонации в пении через использование игровых приемов, которые можно использовать во время организации непосредственно образовательной деятельности детей, в досуговой (праздниках, развлечениях), в концертной и самостоятельной деятельности детей

Ключевые слова:
развитие, дошкольник, пение, чистота интонации

Полный текст:
Музыкальная деятельность в ДОУ в условиях ФГОС является частью работы, осуществляемой в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». В ДОУ проводится работа в следующих видах музыкальной деятельности: восприятие (слушание) музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность (изучение элементарных сведений о музыке). Пение является одним из ведущих видов исполнительской музыкальной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одна из которых охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка, и хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка. «Запоют дети – запоет народ», - писал К.Д. Ушинский. Другая задача стандарта предусматривает создание благоприятных условий для развития детей в соответствие с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память. В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками в хоровом коллективе, взаимодействовать в едином процессе творчества. Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.
Из результатов диагностики по пению и наблюдений было выявлено большое количество детей не чисто интонирующих мелодию песен. В связи с этой проблемой была выбрана эта тема.
Новизна опыта заключается в содержании работы (перспективный план распевок, вокальных игр, упражнений, песенок для развития у детей навыка чистоты интонации по возрастам), а также в организации детей (в начале и конце занятия: исполнение песенок – приветствий и песенок- прощаний).
Термин «интонация» появился в обиходе несколько веков назад, широкое применение получил в начале 20 века в работе Яворского Б.Л. «Строение музыкальной речи», а затем был развит в «интонационной теории» Асафьева Б.В. В настоящее время термин «интонация» как важнейшее музыкально-теоретическое и эстетическое понятие имеет три значения:
  • высотная организация тонов в единстве с временной организацией – ритмом;
  • сопряжение двух и более тонов в целом музыкальном высказывании;
  • манера музыкального высказывания, качество осмысленного «произнесения» музыки
Асафьев Б.В. отмечал, что «…Интонация – первостепенной важности фактор…Без интонирования и вне интонирования музыки нет». Именно интонация играет основную роль в постижении идейно-эмоционального смысла музыкального искусства, выразительного значения мелодии. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.
Кроме этого понятия, существует ещё и понятие «интонация исполнительская», то есть передача высоты звуков при исполнении. Музыкальная интонация оперирует тонами точно зафиксированной высоты, основывается на особой музыкально-звуковой системе и ритмической организации.
«Подобно слову в живой речи, музыкальная интонация, как частица мелодии, подлежит в реальном исполнении музыки тому или иному «произнесению», то есть интонированию, отсюда понятие исполнительской интонации». Точное интонирование или чистая интонация – это верная передача высоты звуков. Интонация как частица мелодии и интонация исполнительская связаны между собой, так как именно исполнение позволяет услышать музыкальную интонацию. При неверной интонации не может быть выявлен выразительный смысл музыки, не может эффективно осуществляться вокальное воспитание.
Чистота певческой интонации зависит от многих факторов, в первую очередь, от степени развития мелодического слуха, а также степени развития профессиональных певческих навыков.
Чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции. В пении очень важно умение сохранить правильное певческое звучание. Сохранению правильного певческого звучания способствует правильное формирование гласных, поющихся на певческом дыхании.
Пение гласных развивает певучесть звука, его протяжённость. В правильном произнесении гласных и согласных большое значение имеет работа артикуляционного аппарата, т. е. органов произношения (нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки). При хорошей артикуляции будет и чёткая дикция. Хорошее открывание рта, активная работа губ и языка в соединении с правильным звукообразованием и дыханием облегчает правильное произношение слов и способствует точной, чистой интонации.
Поэтому была определена цель работы: развитие чистоты интонации в пении детей, и поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- обучить правильному звукообразованию, дыханию и дикции;
- учить детей петь по принципу «не громко, а точно»
- расширять певческий диапазон детей
Развивающие:
- развить эмоциональную отзывчивости на музыку;
- способствовать развитию артикуляционного аппарата;
- развивать у детей певческий голос
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему голосу
- формировать эстетический вкус
- воспитывать творческие способности в песенной импровизации
В основу работы положены принципы:
- научности - педагог формирует конкретные представления об окружающем мире (например: детям объясняется, почему и когда нужно принять ту или иную позу певца)
- наглядности – исследования показывают, что зрительная информация воспринимается мгновенно (основной прием-образец исполнения песни педагогом, а также использование в работе игрушек, иллюстраций, схем, пиктограмм).
- доступности- т.е. то, чему учим. должно быть понятно ребенку, плюс связь со знаниями, уже сформированными (например: в младшей группе дети сочиняют музыкальный ответ-мелодию на 2-3 слова, в подготовительной - сочиняют мелодию для целого предложения или четверостишия).
- активности и сознательности, самостоятельности – чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно- тем эффективнее идет его развитие (чаще проявляется в певческой импровизации и в музыкально-дидактических играх).
- систематичности, последовательности и постепенности-идем от более легкого к более трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому (например: в младшей группе дети исполняют песню с помощью педагога, а в подготовительной должны чисто интонировать ее самостоятельно и без музыкального сопровождения).
- принцип развивающего обучения - дети начинают осознавать рост своего развития, им становится интересно учиться (например: в старшем возрасте детям нравятся игры, требующие каких-либо мыслительных операций, внимания, быстроты реакции(например: игра «Светофор», когда дети поют со словами или с закрытым ртом в зависимости от сигнала).
- принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям - то есть опираясь на положительные качества личности предупреждать или преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном воспитании (например: оказывая индивидуальную помощь, развивать ту способность, которая у него менее развита, или ,например, медлительного ребенка не торопить с ответом и т.д.).
Система работы музыкального руководителя по развитию вокально-певческих навыков осуществляется поэтапно:
1 этап. Диагностический.
Перед началом работы была проведена первичная диагностика певческих способностей детей, которая помогла сориентироваться в данный момент и грамотно построить работу. Методика диагностирования предложена К.В. Тарасовой.
У каждого ребенка был определен тип речевого голоса (высокий, средний, низкий),отмечен тембр, динамика, например: «Расскажи про любимую игрушку» или «Чем вы сегодня занимались?» Прислушиваясь к звучанию речевого голоса, фиксировался тип голоса и примарная речевая зона(например, ре 1 – фа1., дo1 –ми1)
Затем предлагалось: «Спой песню, которая тебе нравится или какую пели на музыкальных занятиях» (без аккомпанемента). В протоколе фиксируется: тип голоса (по тембру) и примерная область наиболее свободного и естественного звучания.
Затем определялся общий и примарный диапазоны певческого голоса. Можно предложить лёгкую короткую попевку, например, поступенный ход вниз от III к I ступени на слове «мама» (ма-а-ма), начиная с середины, по полутонам вниз до момента, когда ребёнок начинает повышать - это нижняя граница общего диапазона. Затем попевка исполнялась по полутонам вверх, очень осторожно, до момента, когда ребёнок начинает понижать - это верхняя граница общего диапазона. Прислушиваясь к звучанию, отмечались также границы примарного диапазона, где голос звучит наиболее свободно и красиво.
По результатам диагностики каждая возрастная группа детей делилась на 3 подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами. В младшей группе в начале учебного года у каждого ребенка определяется тип речевого голоса. В конце каждого года проводилось повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.
2 этап. Практический.
Работа велась на музыкальных занятиях (непосредственно-образовательная деятельность) - раздел пение, начиная со 2 младшей группы, включая задания и игры на развитие песенного творчества.
Начинать работу над точностью интонирования определенных звуков и интервалов на взгляд педагогов – практиков и автора пособия «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной, необходимо с понятия высоты звука. И лучшим пособием для этого был и остается «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной (М., 1989). В нем представлены короткие песенки на каждый интервал, которые используются в работе. Хороши для этого песенки из фольклора разных стран и народов мира, так как они написаны в пентатонике – «детском» ладе, в котором дети «чувствуют себя» прекрасно. Для развития точности интонации хороши также все народные песни с плавным голосоведением. В работе также используются распевки разных авторов, например: песенки – бусинки Т. Тютюнниковой; распевки – календарики Е. Матвиенко; упражнения, попевки и певческие импровизации М. Картушиной, Л. Олифировой и др. авторов. Репертуар подобран для каждой возрастной группы. Поскольку распевки даются по группам голосов, на занятии можно дать две три распевки. Наряду с постоянными, которые звучат на каждом занятии и служат материалом для последовательной работы над голосом, можно использовать специальные распевки, готовящие детей к вокальной и интонационной работе над конкретной песней.
На начальном этапе песенки и попевки должны быть с мелодической линией, идущей сверху вниз, так как при этом легче сохраняется высокая позиция звучания(это относится также и к песенкам - приветствиям вначале музыкального занятия, когда дети поют слово «Здравствуйте», например, педагог дает образец, подыгрывая звуки ля-фа диез-ре, здороваясь первый, дети повторяют песенку, правильно ее интонируя, и, также относится к песенкам-прощаниям в конце музыкального занятия, когда дети поют слово «до свидания», повторяя за педагогом).
Потом даются распевки, диапазон которых не превышает интервал малой или большой терции. В старшей группе диапазон распевания к концу года может быть кварта, а в подготовительной группе – квинта. Но диапазон распевания определяется от состояния голосовых связок детей данной группы и диапазона детских голосов.
Был разработан перспективный план вокальных упражнений для каждого возраста, в который вошли игровые задания, упражнения,распевки-календарики,попевки,песенки-бусинки,игры-добавляйки, игры-повторялки, считалки, пальчиковые игры, русские народные потешки, певческие импровизации. Одновременно ведется работа по развитию певческих навыков по звукообразованию, дыханию и дикции, над динамикой, ритмом, темпом и выразительностью, без которых невозможно развить чистоту интонации(различные упражнения и игры). Эти игры являются подготовительным этапом к разучиванию песен.
На этапе разучивания песни, на этапе работы над качеством исполнения, а также на этапе закрепления песни подобрана система игровых методов и приемов для развития чистоты интонации в пении. В работе, наряду с главным приемом – пение с голоса, используются эти игровые приемы. Уже в старшем возрасте большинство детей поют, чисто интонируя, и активно пользуются слухом как контролирующим и регулирующим органом.
Главный прием – пение с голоса. В работе используются и приемы моделирования высоты звука рукой, схемой, рисунком. Например: повторяя за педагогом песню приветствие - «здравствуйте», дети должны правильно моделировать последовательность высоты звуков показывая рукой, или ,например ,исполняя песенку «Листики», дети выкладывают листочками мелодию песни(разные варианты).
Для развития чистоты интонации в пении подобрана система игровых методов и приемов. В работе, наряду с главным приемом – пение с голоса, используются эти игровые приемы. Уже в старшем возрасте большинство детей поют, чисто интонируя, и активно пользуются слухом как контролирующим и регулирующим органом.
Главный прием – пение с голоса. В работе используются и приемы моделирования высоты звука рукой, схемой, рисунком. Например: повторяя за педагогом песню приветствие - «здравствуйте», дети должны правильно моделировать последовательность высоты звуков показывая рукой, или ,например ,исполняя попевку «Листики», дети выкладывают листочками мелодию песни(разные варианты).
Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки. Поэтому с помощью игровых методов и приемов можно достигнуть хороших результатов в работе над чистотой интонирования.
Приемы, помогающие добиться чистоты интонирования
1. Шуточные песенки и упражнения для певческой установки перед началом пения с целью формирования правильной певческой стойки («Петь приятно и удобно» Л. Абелян, «Сидит дед» М. Картушиной).
2. Пение a capella с обыгрыванием игрушек, картин, иллюстраций с целью выработки более сосредоточенного внимания поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей.
3. Выкладывание фрагментов мелодий разучиваемых песен на нотном стане снежинками, листочками, капельками и т.п. с целью закрепления мелодического рисунка песни.
4. Игры - повторялки и игра «Музыкальное эхо» с целью точного повторения мелодии за педагогом.
5. Пропевание сложных элементов мелодии на звук «у»: прием – «уколем иголочкой» с целью более точно направить звук.
6. Игра «Угадайка» (узнавание попевки по графическому изображению мелодии с последующим пропеванием ее) с целью развития голоса и наглядно-образного мышления.
7. Использование наглядных пособий – «музыкальных домиков» с целью развития звуковысотного слуха и с целью поощрения за чистое интонирование (игры «Три поросенка», «Кто в домике живет?»).
8. Игры- повторялки и игра «Музыкальное эхо» с целью точного повторения мелодии за педагогом( «Попугаи» М.Картушиной, «Веснянка» О.Девочкиной).
9. Игра «Мелодическое эхо» с целью развития музыкального слуха и чистоты интонирования (педагог играет на металлофоне небольшой мотив, а дети стараются точно проинтонировать на слог «лё или лю». В подготовительной группе дети дают оценку точности интонирования, поднимая вверх большой палец, если интонация верная, или опуская его вниз, если пропето фальшиво.
10. Игра «Светофор» с целью чистого интонирования мелодии песни со словами и без слов.
11. Игровые динамические паузы с целью смены позы, чтобы сохранить правильную певческую установку (упражнения «Ветер», «Медведь» М.Картушиной).
12.Игра «Шведский стол», «Испорченный телевизор», «Телеграмма» с целью развития внимания и чистоты интонации.
Игры на развитие ладового чувства
1.Музыкально – дидактические игры на развитие ладового чувства с целью развития музыкально-слуховых представлений и восприятия мелодии по изображению («Брат мажор и брат минор»).
2.Песни «добавляйки» с целью точного допевания тонической опоры («Синичка» муз.Л.Олифировой «Гуси», муз.М.Картушиной).
3.Певческие импровизации – очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально – слуховых представлений, фантазии, при обязательном правиле для педагога – хвалить ребенка («Мороз»-рус.нар. потешка, , «Лошадка», «Коза» муз. Л.Олифировой).
Приемы работы над ансамблем.
1. Игра «Хлопки» с целью проверить точность интонирования каждого ребенка (дети поют начало песни все вместе, по хлопку педагога продолжают петь мысленно. После следующего хлопка педагог показывает на ребенка который должен продолжить пение).
2. Прием «Уши – назад» (по В.В. Емельянову) с целью улучшения певческого интонирования (в процессе пения педагог командует: «Уши-назад!» По этой команде дети прикладывают к ушам спереди ладони с плотно сжатыми пальцами. В результате этого они начинают лучше слышать пение товарищей, стоящих сзади).
3. Моделирование высоты звука рукой, схемой в интонационно сложном фрагменте с целью более точного чистого пропевания мелодии.
4. Игра «Узнай песню по ритму» с целью закрепления песенного репертуара
Игры и задания для закрепления песенного репертуара и для поддержания интереса к пению:
1. Игра «Поиграем с песенкой» с целью поддержания интереса для пения по цепочке (дети по очереди передают друг другу какую – нибудь игрушку на каждую музыкальную фразу. Солирует ребенок, у которого находится игрушка).
2. Игра «Волшебная палочка» с целью закрепления песни и поддержания интереса (у педагога в руках – «волшебная палочка». Кого она коснется тот будет петь один. Если педагог взмахнет палочкой, то поют все дети).
3. Игра «Фабрика звезд» с целью поддержания интереса и выразительного исполнения (дети по очереди поют знакомые песни с микрофоном в сопровождении фортепиано или караоке).
4. Пение от лица разных персонажей с целью лучшего понимания художественного образа.
5. Исполнение песни для какого-нибудь персонажа, который одобряет или не одобряет пение детей с целью поддержания интереса и чистоты интонирования (для малышей это может быть зайчик, который поднимает ушки если ему понравилось пение детей, или опускает их, если что, то ему не понравилось).
6. Пение с солистами (солист или группа солистов исполняет партию персонажа песни) с целью более точного интонирования мелодии.
Ежегодно в работе просматривается определенный алгоритм:
- проведение диагностики в начале и в конце учебного года.
- ежегодное анкетирование родителей детей младших групп.
- системная работа по теме в непосредственно-образовательной деятельности.
- посещение вокальных занятий в Школе искусств и в вокальной студии Дворца Культуры.
- просмотр видеозаписей с вокальных конкурсов.
- оформление информационных уголков для родителей.
- подготовка и участие детей в праздниках, развлечениях, концертах ДОУ, в вокальных конкурсах.
- пополнение картотеки игровых приемов и изготовление пособий к ним.
Работа строится по направлениям: работа с детьми, с педагогами и с родителями, используются различные формы работы.

Таблица 1
Формы работы

С детьми

непосредственно-образовательная деятельность, индивидуальная работа (с подгруппами и с солистами), экскурсии, просмотры видео, посещение концертов Школы искусств и Дворца Культуры, подготовка и участие детей в концертах, фестивалях и конкурсах.

С педагогами

Помощь в анкетировании родителей, консультации на педсоветах («Музыкальность и составляющее ее музыкальные способности», «Создание условий в ДОУ для развития одаренности»), выступления с опытом на неделе педагогического мастерства.

С родителями

Анкетирование, индивидуальные консультации о певческих способностях ребенка, информация в музыкальный уголок на темы: «Песни И. Русских для дошколят». «Музыкальный альбом дошколенка», «Пойте на здоровье», «Что и как поют наши дети?», «Пойте детям пред сном», концерт авторской песни И. В. Русских, помощь родителей в организации выездных концертов и участия во Всероссийских вокальных конкурсах


Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:
• проявление активности и инициативы со стороны родителей;
• осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.
В работе осуществлялись следующие направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность в ДОУ:
- информационно-аналитическое: анкетирование с целью выявления семей, где занимаются вокалом;
- просветительское: информационные листки, буклеты;
- консультативное: индивидуальные, групповые консультации;
- концертная деятельность: просмотр и помощь в организации видеосъемок и концертов.
3 этап. Результативный (заключительный).
На данном этапе проводится повторная диагностика по развитию певческих умений группы, выявляется динамика индивидуального развития детей, проводится сравнительный анализ, выявляются, проблемы, выстраивается перспектива работы по данному направлению.
Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута Из диагностических данных выявилось, что диапазон голоса в подготовительной группе у детей расширился как в сторону верхнего, так и в сторону нижнего регистра. К подготовительной группе у детей развился навык чистоты интонации в пении, научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение; научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии; дети овладели навыками правильного звукообразования, четкой дикции, научились правильно брать дыхание, эмоционально и выразительно исполнять песни; у детей развились воображение, память в песенном творчестве. Дети начали получать радость и удовлетворение от своего пения.
Результатом педагогической деятельности являются выступления детей с сольными номерами на праздниках, концертах, развлечениях в детском саду, участие в районных праздниках и фестивалях; участие во всероссийских конкурсах.
 
Ссылка на источник: 
1. Безушко Н.В. Практическая деятельность в работе над интонацией по воспитанию вокально-хоровых навыков дошкольников. https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_po_teme_prakticheskaya_deyatelnost_v_rabote_nad_intonaciey_po-483264.htm.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. M.: Издательство «Музыка»,1988. 112с.
3. Дроздова Елена Владимировна. Развитие чистоты интонации в пении детей, 23.10.2016. URL: http://www.mec-krasnodar.ru/mec/metodiki/83-detckii-golos.
4. Картушина М. Ю. Вокально – хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 176с.
5. Ковалева Т.Г. Пение – путь к здоровью// Музыкальная палитра. 2012. № 4. С.3-5.
6. Матвиенко Е.Ю. Распевки – календарики// Музыкальный руководитель. 2011. № 2 С. 8-11.
7. Олифирова Л. А. Песня для «соловушек»// Музыкальный руководитель. 2004. №2. С. 34-35.
8. Олифирова Л.А. Песенки – игры для развития певческих навыков// Музыкальный руководитель. 2010. № 3. С. 13-15.
9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
10. Попов Н. С чего начинается песня?// Дошкольное воспитание. 1987. № 10. С. 83-87.
11. Самсонова С.Г. Как развить чистоту интонации у дошкольников// Музыкальная палитра. 2013. № 7. С. 3-4.
12. Самсонова С.Г. Система развития чистоты интонации у дошкольников URL: https://www.maam.ru/detskijsad/sistema-razvitija-chistoty-intonaci-u-doshkolnikov.html.
13. Серебрякова Т.Ю. Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста,2013 г. URL: https://dohcolonoc.ru/cons/4391-razvitie-pevcheskikh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html.
14. Тарасова К.В. О развитии детского певческого голоса// Музыкальный руководитель. 2014. № 1. С. 10-14.
15. Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь!// Музыкальная палитра. 2004. № 5. С. 3-9.
16. Что и как поют наши дети?/ Социальная сеть работников образования nsportal.ru URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/15/konsultatsiya-chto-i-kak-poyut-nashi-deti.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий