Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе с учетом внедрения ФГОС


Автор: Просвирякова Е. Ю.

Библиографическое описание статьи:
Просвирякова Е. Ю. Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе с учетом внедрения ФГОС // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 27. – ART 26104. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26104.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Статья посвящена анализу особенностей организации игровой деятельности по новым стандартам и пути ее решения. В представленной статье рассматривается сюжетно-ролевая игра как ведущее направление деятельности дошкольников среднего возраста, изучается её влияние на развитие игровой деятельности детей, освещается роль игры в развитии личности ребенка

Ключевые слова:
дети, игровая деятельность, стандарт, сюжет

Полный текст:

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка - игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения... изучает растения, животных».
В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития, обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий. Одним из них является организация игровой деятельности, широкое использование ее психолого-педагогических возможностей. В концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обусловливается ее потенциальными возможностями, ведущим местом и ролью.
Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...».
При организации игровой деятельности дошкольника мы опираемся на нормативно – правовые документы. В настоящее время в ФГОС дошкольного образования отмечается приоритет деятельностных технологий, одной из которых являются технологии игрового обучения, это такие педагогические технологии, основная цель и результат которых заключается в изменении воспитанника как субъекта деятельности. Основным индикатором технологии игрового обучения является наличие проблемы, решение которой связано с формированием цели, и вариативности, возможности индивидуального выбора в процессе образовательной работы с педагогом.
Для организации игр важно создать развивающую предметно-пространственную среду. Важное требование - развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность развивающей предметно - пространственной среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания; системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т.д. Важно помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.
Для поддержания интереса дошкольников к игре необходимо соблюдать ряд условий:
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее. 
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна всесторонне охватывать все стороны духовной и физической деятельности ребенка. Так же игровая деятельность способствует накоплению социального опыта детей.
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.
5. При создании игровой среды следует учитывать: половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;  подбирать игры в соответствии с интересами и настроением детей; организовывать непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью).
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Значительная часть творческих игр – это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «во что-то». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д. Осознавая, что игра – не настоящая жизнь, дети тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно – ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труду, вообще к жизни.
Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в двух планах – и за себя, и за куклу. В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.
К режиссерской игре (можно отнести настольный, теневой, пальчиковый театры) ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети. Для самостоятельного показа используем произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка». Наиболее полюбившееся произведение «Теремок». Выбрали режиссера (можно и по желанию детей). Старалась ввести ребенка в воображаемую ситуацию (была небольшая вводная часть дидактическая игра «Назови и скажи, кто, как кричит»), формировала умение пересказывать знакомую сказку,затем происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя», к игре, ориентированной на зрителя. Ребенок старается эмоционально передать произведение, т.е. старается воспроизвести действия персонажей сказки. Ребенок создает игровое пространство на плоскости стола, наполняет его фигурками на свое усмотрение. Старается соблюдать последовательность, какой персонаж, за каким идет. Благодаря режиссерским играм развивается связная речь, развиваются сенсорные способности (больше, меньше, много, мало). «Зритель» - дети в свою очередь адекватно и эмоционально реагирует на происходящее.
Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяем заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций – они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений. По просьбе детей читали сказку «Заюшкина избушка». После чтения я предложила детям обыграть эту сказку. Обустроили место для игры. Дала детям возможность самостоятельно выбрать себе роль (дети одевают маски – шапочки и встают на ковёр). Остальные усаживаются на ковре в качестве зрителя. Заодно знакомимся с элементами зрительской культуры: не покидать свое место во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов». А «артисты» используют средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера.
Еще один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться, с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров. Важно, помочь воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи. Предварительная работа была такая. Беседа «Где кто живёт» подводя к игре, говорю, что мы купили новые машинки, и у них нет «домика». Спрашиваю детей, что нужно сделать. Коллективный ответ: нужно построить гаражи. В ходе постройки, дети самостоятельно соизмеряют постройки (по высоте, ширине, длине).
При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.
Воспитанники средней группы в течение дня могут играть несколько раз.
Летом, когда детские знания и опыт значительно обогатились, меньше времени тратится на одевание, раздевание, сбор на прогулку, есть возможность полнее удовлетворять потребности детей в игре. Следует активно внедрять творческие игры с использованием природного материала. Не стоит оставлять без внимания также игры-драматизации, поскольку дети уже имеют достаточно знаний и опыта для инсценировки знакомых литературных произведений.
Детям нравятся строительные игры. Поэтому материалы для них всегда должны быть на специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать различные игры – строительные, сюжетные, которые длятся несколько дней, например: («Построение дома», который «переоборудуется» многократно и может превратиться в другое сооружение, куда дети проводят электричество, телефон, возле которой строят баню и т.д.).
К концу дня воспитатель напоминает, что надо навести порядок среди игрушек, все положить на свои места. Уборке можно придать вид игры, при этом воспитатель приучает детей к последовательности, выполнения установленных правил, поддержание порядка. «Где наши рабочие – спрашивает воспитатель, - Наверное, пошли ужинать. – А надо же материалы на место отвезти, чтобы завтра закончить «строительство». Услышав такие слова, «рабочие» быстро и охотно собирают материалы.
В средней группе продолжается обогащение сюжетно-ролевых игр («Водители», «Семья», «Магазин», «Железная дорога», «Больница», «Зоопарк» и др.). Чередование игр с правилами и без них способствует развитию и разнообразию игр, их воспитательному воздействию на детей. Важен постоянный контакт воспитателя с детьми как косвенный, так и непосредственный. Хотя умение самоорганизации игр в средней группе еще небольшие, стоит на них опираться, корректируя при необходимости содержание и условия игры.
Когда тема недели была «Посуда», по плану мы пошли на кухню, на экскурсию. Чтобы узнать, какие приборы помогают поварам при их работе. После знакомства с трудовой деятельностью повара, небольшая подгруппа детей захотела обыграть игровую ситуацию «Я повар», где дети закрепляли знания о столовых приборах, посуде. На следующий день небольшая подгруппа детей решила обыграть игровую ситуацию «Мама готовит обед». Мотивацией этой игры послужила экскурсия на кухню. Также закрепили назначение посуды. Экскурсия на кухню подвела детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, дети сами распределили роли (мама, папа, дети). Дети старались играть в соответствии с игровым замыслом. Помогла объединяться в игре, т.е. мама готовит обед, папа читает книгу, дети играют. После того, как мама приготовила обед, она попросила дочку помочь накрыть на стол и позвать всех к столу. В игре дети выбирали и использовали атрибуты по назначению. Я старалась дать детям больше самостоятельности. Выступала в роли советчика, отходила от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивалась в нее, помогая ребенку словом, советом (допустим сервировка стола или в какой последовательности нужно накрывать на стол).
После проведения дидактических игр «Кому, что нужно для работы?», дети активно включались в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Закупка продуктов», в «Парикмахерскую», «Собираемся в гости», здесь также происходит дальнейшее ознакомление с профессиями, выделяя результат труда: Повар сварил – вкусно поели, парикмахер постриг, сделал прическу, стали красивыми. Так же планирую ознакомлять с профессиями в дальнейшем через игровую деятельность.
Типизируя материал для сюжетно-ролевой игры, мы, прежде всего, должны ориентироваться на его сюжетообразующие функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет – воображаемую ситуацию.
Важное место в развитии сюжетов отводится игрушке. Новая игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4-5 лет должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных профессий (моряк, космонавт, врач), наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений нужно предоставить в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей (Кот Матроскин, Микки Маус). Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяют 3 типа игрушек:
«Предметы – оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы: орудия, инструменты, средства человеческой деятельности (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль).
«Игрушки – персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли). Например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя.
«Маркеры (знаки) игрового пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит. Например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса.
Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в строгом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетно-ролевой игры впрямую), но который обслуживает игру. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки.
Рекомендации по развитию игровой деятельности в средней группе.
1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
7. Воспитатель включается в совместную игру в качестве партнёра.
8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:
1. совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;
2. самостоятельная детская игра, в которую педагог не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации.
Для детей остается скрытой связь между ролью и действиями, в которых она может быть воплощена, ролевой смысл действий. Эта связь между ролью и связанными действиями не возникает спонтанно и должна быть раскрыта ребенку взрослыми.
Развитие игры связанно с логикой овладения предметными действиями и выделением взрослого как образца и носителя человеческих форм деятельности и отношений. Все это происходит не спонтанно, а под руководством взрослых.
Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.
Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
В заключении хочется дать всем педагогическим работникам ряд рекомендаций, которым желательно следовать в своей практике:
1. Следуйте главному девизу в жизни ребенка: играть с утра и до вечера везде, где позволяет обстановка, невзирая на обстоятельства окружающей жизни, которая запружена компьютерной завесой реальной действительности.
2. Побуждайте детей в ежедневной игровой и учебной деятельности самим придумывать сюжеты и правила к своим   играм.
А родителям хочется посоветовать следующее:
1. Любите своих детей такими, какие они есть.
2. Побуждайте в них желание играть самим собой, со своими сверстниками, игрушками, животными.
3. Всегда находите отклик в детях на предложения поиграть именно с вами. Благодаря игре больше проникайте во внутренний мир ребенка, и вы узнаете много нового и интересного о ваших детях, что поможет вам сохранить отношения с ними в настоящем и будущем.

Ссылки на источники:
1. Крупская Н.К. Пед. соч. т. 6. М., 1959. С. 344
2. Макаренко А. С. Лекции о воспитании. — М.: Просвещение, 2000. — 246 с.
Использованная литература:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. – 210 с.
2. Брунер Дж. Развитие игровой деятельности и её особенности. – СПб., 2004. – 210с.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
5. Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 133–135. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76397.htm.
6. Слепцова, И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
7. Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий