Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе педагога как средство сохранения психического здоровья детей


Авторы: Герман Л. Г., Жаботинская О. Н., Попова О. Н.

Библиографическое описание статьи:
Герман Л. Г., Жаботинская О. Н., Попова О. Н. Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе педагога как средство сохранения психического здоровья детей // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 27. – ART 26105. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26105.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В докладе представлены формы и методы здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Доклад будет полезен воспитателям ДОУ

Ключевые слова:
здоровье, здоровьесберегающие технологии, методы, формы

Полный текст:
Проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными в образовательной области. Ведь через детский сад проходит все население страны, в нем дети проводят больше времени в течение дня и фундамент здоровья закладывается в детстве. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является приоритетной задачей в программе модернизации российского образования и в ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.
Использование здоровьесберегающих технологий оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, моторики пальцев рук, самостоятельности, усидчивости, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, таким образом повышает эффективность образовательной работы в целом.
Основной показатель актуальности использования элементов здоровьесберегающих образовательных технологий — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития в динамике (начало, середина, конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья дошкольников.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и соматически.
Наш педагогический опыт базируется на исследованиях И.Г. Выготской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской, В.Ф. Базарного и др., которые занимались разработкой специальных оздоровительных приемов.
Формы и методы здоровьесберегающих технологий, используемых в нашей работе.
«Пальминг»
Сравнительно недавно используется гимнастика по методу доктора У. Бейтса, которая имеет название пальминг и является разновидностью гимнастики для глаз, помогает им отдохнуть. Главное место в гипотезе Бейтса занимает утверждение, что аномалии рефракции вызываются напряжением. Противоположностью напряжения является расслабление, которое достигается, когда вы даете глазам покой, закрывая их на время. Простая идея давать глазам отдых, закрывая их, является фундаментальной для данного метода. Доктор Бейтс разработал специальное упражнение — «пальминг». Этот метод используется после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку или читает стихи по лексической теме.
«Сенсорно – кординаторные тренажи по методике В.Ф. Базарного»
Мы не должны забывать, что сейчас возрастает число детей с нарушениями координации движений, что мешает им легко ориентироваться в пространстве, и это сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья. В начале каждого учебного года проводятся диагностические тесты, которые довольно просты и являются высокоинформативным показателем, отражающим качество общего реактивного энергетического статуса, и, в первую очередь, в аспектах зрелости чувства равновесия и координации и зрелости по параметру зрительно-ручной произвольной координации.
Использование сенсорно – координаторных тренажей по методике доктора В.Ф. Базарного позволяет выполнять упражнения на устранение двигательных расстройств. Методика выполняется следующим образом. В четырёх верхних углах размещаю образно – сюжетные изображения. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Дети, находясь в свободном стоянии или сидя начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задаётся в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажёра 1,5 минуты. Дети – логопаты выполняют повороты всего туловища, повороты в прыжке с хлопком, они должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно, увидеть все 4 сюжета. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно – моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.
«Мигающие огоньки»
И еще один из здоровьесберегающих методов – метод нахождения фиксации взгляда на мигающих огоньках.
Двигательная активность игрового характера (физминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением) вызывают положительные эмоции у детей, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов.
Соблюдая здоровьесберегающие приемы на занятиях, педагог не может забыть о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Поэтому мы на своих занятиях стараемся создать положительный эмоциональный фон, используем музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных). Технология доктора Базарного тоже предусматривает прослушивание спокойной классической музыки во время занятия.
«Мешочки с солью»
На занятиях использую мешочки с морской солью для профилактики нарушения осанки у детей.
«Стена осанки».
Для профилактики нарушения осанки используем так называемую «Стену осанки», которую изготовила самостоятельно.
«Световой стол для рисования песком»
Рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка. Использую такой стол и на фронтальных и на индивидуальных занятиях.
Большое значение для укрепления здоровья и физического развития имеет семейное воспитание. Поэтому одна из основных задач работы с семьёй – вовлечение родителей в процесс здоровьеформирующей деятельности через взаимодействие и ознакомление их с методами и приёмами работы с проблемными детьми. Для этого ведутся консультации с родителями, даются рекомендации по выполнению упражнений. А также информация располагается на специальном стенде, где помещаются не только упражнения, но и советы родителям по сохранению, укреплению здоровья, о профилактических мероприятиях.

Используемая литература:
1. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома/ В.Ф. Базарный. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.
2. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько.
 – М.: «ВАКО», 2004.
3. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) /Л.И. Пензулаева. – М.: ВЛАДОС, 2002. Утробина, К.К.
4. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7лет/ К.К. Утробина. – М., 2006.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий