Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста в игре, на основе изучения и освоения нетрадиционной техники рисования


Автор: Мельникова А. А.

Библиографическое описание статьи:
Мельникова А. А. Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста в игре, на основе изучения и освоения нетрадиционной техники рисования // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 29. – ART 26109. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26109.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. Проблема развития детского творчества во все времена являлась актуальной

Ключевые слова:
техника рисования, игра, рисование

Полный текст:
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей  детей. Проблема развития детского творчества во все времена являлась актуальной.
Потому будучи сама творческим педагогом, я создала  систему занятий в виде игр по изобразительной деятельности, которая стимулирует творческий потенциал детей, развиваются их художественно – эстетические способности.
Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания приемов работы с красками, так и приемов рисования. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным.
А рисуя  разными необычными для ребенка предметами, играя и когда еще получается красивый рисунок это весело!
Игра – самая увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность. Когда он играет, он живет в созданной им, воображаемой ситуации.
Игра — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Важным показателем эффективности проведенной работы являются изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе и замкнутый ребенок становится веселым и инициативным, с удовольствием рисует и лепит, доводит начатую работу до конца и желает продемонстрировать ее другим людям, сотрудникам детского сада, родным и близким – значит, цель достигнута.
Рисуем с помощью печаток, делаем оттиски пробкой, печаткой из картофеля и морковки. Поищите забавные предметы для печатания: инструменты, кухонные приспособления, игрушки и обыкновенные бытовые предметы могут оставлять совершенно необыкновенные отпечатки. Макайте по одному предмету в краску и прижимайте его к бумаге, чтобы сделать отпечаток.
Основное внимание я уделяю рисованию методом тычка. Этот метод позволяет эффективнее разрабатывать мышцы руки и закреплять умение держать кисть; а так же ватной палочкой, способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, т. к. темы занятий придумываю, используя загадки, стихи и рассказы.
Со своими детишками я занималась во второй половине дня. Занятия проходят весело непринужденно, длительность занятий 10-15 минут.
На занятиях осенью мы заготавливали  компот на зиму. Так как осень это время заготовок. Я решила с детишками поиграть в поварят и в этом мне помогла техника «печать». В данном случае это печать срезом картофеля (яблоко), вырезанное в форме силуэта яблока. Так же там присутствует пробка (вишенки), и торец маркера (черная смородина). У нас получилось много заготовок на зиму! Еще в процессе игры мы изучили название ягод.
Осенью очень хочется изобразить все красоту природы в это время года. И мы играя используя технику печать (пробкой, срезом картофеля) добавили листочки дереву. Получились очень красивые осенние деревья.
Очень весело мы изготовили коллективное панно. Я обвела ручки детей, (им было очень интересно что же это такое), вырезала их ладошки . Основанием  нашего осеннего дерева стали  мои ладони. Затем дети с интересом украшали дерево «осенними листочками», своими ладошками. У нас получилось осеннее дерево «клен», но вот появилась идея под  наше необычное  дерево положить упавшие фрукты, груши, яблоки. (плоды осени). Силуэты яблок и груш дети раскрашивая шариками пластилина. Тем самым развивая мелкую моторику, при отщипывании  небольших кусочков пластилина. А под деревом эти яблоки и груши ежики собираю,  делая запасы на зиму!! Ежиков  мы сделали налепляя пластилиновые шарики (колючки), на силуэты вырезанные из картона, а голова была сделана в технике пластилинографии (намазывание пластилина на картон). Дети почувствовали себя настоящими художниками изготовив панно.
На одном из занятий мы изобразили много осенних цветочков при помощи пробки и закрепили основные цвета (красный, зеленый, желтый).
Многие из детишек любят семечки но не все знают от куда же они берутся. Вот мы поиграли в агрономов и вырастили целое поле подсолнухов, нам помогла в этом техника тычка ватной палочкой. И лепестки мы рисовали при помощи пальчика, макали  его в краску разведенную водой и отпечатывали пальчик  изображая лепесток  а в центре при помощи ватных палочек нарисовали семечки.
На день матери мы при помощи печати картофельным срезом (на котором я заранее вырезала цветок или листок), приготовили подарки для мам. У нас получились великолепные букеты.
Дети при помощи кисти (у кого это получалось), те кто еще не мог кистью закрасить, макали в емкость с краской печать. И прижимая нужную печать к листу бумаги нарисовали букет. Сформировать букет помогала я, показывая где лучше нанести печать.
Зимой я применила в рисовании с детьми технику «волшебства», дети раскрашивая лист бумаги, при помощи заливки листа  акварельной краской водя кистью с лева направо, обнаруживали что на листе появляются снежинки и морозные узоры. На этом занятии дети почувствовали себя настоящими волшебниками, которые просто водя кистью по бумаге рисовали мороз, снежок!!         
Ближе к весне, мы повторяли перелетных и зимующих птиц, и вспомнили в рисовании, лебедя. Так же непринужденно играя при помощи ладошки, развернув ее в нужном ракурсе изобразили лебедей.
Подарок на восьмое марта мы тоже приготовили сами, используя комбинированную технику, печать ладонью и аппликацию. Мы отпечатали свою ладошку на бумагу. Дождались пока отпечаток  высохнет и приклеили под ладошку горшок (прямоугольник). Затем приклеили к кончику каждого пальчика цветочки. Еще в центр каждого цветочка ребяткам пришлось постараться приклеить сердцевину из желтой цветной бумаги. Увидев конечный результат работы ребята очень удивились когда обнаружили что действительно получился цветок растущий в горшке.
Так же вечерами мы играя водим пальчиком по стеклу с насыпанным на нем песком, и замечаем что получаются дорожки, цветочки, солнышко! Рисование на стекле пальчиком способствует развитию мелкой моторики рук, развивает и корректирует ориентировку в пространстве и  фантазию.   
Как на улице потеплело мы с ребятами вышли рисовать на улицу. На этот раз мы пользовались техникой рисования на воде. Для этого я приготовила краски, водичку специальной консистенции (разбавленная с клеем канцелярским). Ребята выбрали себе каждый понравившийся цвет и поочередно в воду капали свой цвет краски. Потом им захотелось помешать водичку. А когда наигрались с цветами положили лист бумаги на воду, и подняв его увидели чудесную  игру красок отпечатанную на бумаге.
Эта техника называется Эбру (рисование на водной глади)- древнейший способ создания узоров на ткани с эффектом мрамирования. Для рисования в этой технике нужны специальные краски растительного происхождения. Для достижения вязкости в воду добавляют нектар Гевена.
Детям очень понравилась эта техника. В отпечатках они увидели неожиданно красивые разводы.         
Очень весело у нас проходят занятия с мамами. Мы так же в нетрадиционной техники изображали цветок, сам бутон с лепестками были отпечатки наших мам, их задача была сделать четыре отпечатка руки поворачивая по центру кисть, а детишки рисовали листочки и стебель. На долгую память останется этот необыкновенный рисунок. Когда уже выросшие дети приложат руку к листочкам и обнаружат, что рука уже, как и они сами выросла.
Каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к увлеченности искусством, возможно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие способности.
Игра с красками, водой, бумагой и пластилином развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Учат ценить все красивое, целесообразное, хорошо выполненное.
А самое главное он научится видеть красоту многоцветного мира, совершенств его форм и гармонию красок.
Изобразительная деятельность, с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия,  внимания и усидчивости, мышления, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Каждая из этих техник-это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий