Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр


Автор: Гордеева Е. С.

Библиографическое описание статьи:
Гордеева Е. С. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 30. – ART 26110. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26110.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Работа по данной теме позволяет способствовать формированию у детей перцептивных действий, а также содействовать овладению системой сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов

Ключевые слова:
сенсорное развитие, игра, дидактические игры, сенсорные эталоны

Полный текст:
"Взрослые должны не подавлять,
а поддерживать, не сковывать,
а направлять проявления активности ребенка,
а также создавать такие ситуации,
в которых дети ощущают радость открытия"
Даниил Борисович Эльконин
 
В настоящее время происходят большие изменения в нашей жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, именно в дошкольном возрасте закладывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, в том числе исследовательской, которая является основой для сенсорного развития.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. (Венгер Л. А.)
В каждом возрасте обращается внимание на те, стороны развития ребёнка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте - обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины). Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием  организации жизни детей, что  игра-самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляется через игровую деятельность, в том числе и через сенсорные игры.
Проанализировав актуальность выбранной темы, поставила пред собой цель:
Создание условий для развития у детей сенсорных способностей посредством дидактических игр.
Для реализации цели решались следующие задачи:
1. Способствовать формированию у детей перцептивных действий
2. Содействовать овладению системой сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов
3. Побуждать детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
4. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
Организация деятельности с детьми по данной теме строится на основе принципов:
- Принцип систематичности.
- Принцип наглядности.
- Принцип единства детского сада и семьи.
- Принцип учёта индивидуальных особенностей.
Поставленные задачи по сенсорному воспитанию решаются  через интеграцию областей (вы их видите на слайде).
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие.
Главным условием сенсорного развития является наличие наглядности, поэтому возникла необходимость создания развивающей предметно-пространственной среды, которая помогает реализовать сенсорно-перцептивные способности детей, речевые навыки, эмоциональ-положительное отношение к предметам и действия с ними.
В центре сенсорики созданы условия, в которых ребёнок получает положительные эмоции, с помощью различного оборудования, создаётся ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между взрослым и детьми.
В этом помогает пособие «Мягкая сенсорика»
Данное пособие включает в себя разработку мягких игрушек, наполненных гранулами (горох,рис,греча,бисер,мелкая галька), что способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела, лучшему расслаблению за счёт точечного массажа.Пособие помогаетобогатить  сенсорный опыт ребёнка,  активизирует мелкую моторику,  развивает воображение, память, внимание, стимулирует, познавательное развитие,  повышает понимание и активность речи.
Дидактические игры используются в разных видах деятельности детей: игровой, восприятие художественной литературы, музыкальной, познавательно-исследовательской, двигательной, изобразительной.
Уровень сенсорного развития дошкольников во многом определяется степенью осведомлённости родителей по данной проблеме. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области сенсорного развития через сенсорные игры. С этой целью были запланированы: родительские гостиные, семинар - практикум, мастер-класс, консультации, выпуск памяток , буклетов.
Подводя итог можно сделать вывод, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, систематическая и планомерная работа способствует развитию познавательной активности детей, усвоению сенсорных эталонов, развитию речи ,мелкой моторики,наблюдательности, упорядочивает представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром.

Ссылки на источники:
1. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
5. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий