Педагогический проект на тему: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста как важнейшее условие успешной социализации. Знакомим с профессией портного»


Автор: Кувшинова Е. Б.

Библиографическое описание статьи:
Кувшинова Е. Б. Педагогический проект на тему: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста как важнейшее условие успешной социализации. Знакомим с профессией портного» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 30. – ART 26111. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26111.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
При помощи данного проекта повысить уровень педагогической компетенции в вопросах ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.Разработать новую модель профориентационной работы в условиях ДОУ, создающей предпосылки для развития личности, способной к самореализации в современном обществе. Создать эффективные условия взаимодействия ДОУ, социума и семьи для реализации современных подходов в области профориентации детей старшего дошкольного возраста. Привлечь родителей к участию в проекте и обогатить их педагогический опыт, помочь в решении некоторых проблем дефицита внутрисемейного общения

Ключевые слова:
дошкольник, социум, труд, профориентация, портной, знание

Полный текст:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога,
размышляйте, и хотя и криво, да сами». (Г.Э. Лессинг)

Анализ ситуации и постановка проблемы:
В условиях преемственности по профориентации детский сад является базовой основой единой системы образования. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые. В.И. Логинов, Л.А.Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт делают акцент на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Ознакомление детей с трудом взрослых - важная задача дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только тогда, когда станет использоваться системный подход к этому вопросу.
Психологическое и педагогическое понятие «ранняя профессиональная ориентация», отнесенное к детям дошкольного возраста (3-7 лет), психологами и педагогами не сформулировано, его нет, так как в научной психологической и педагогической литературе оно не встречается. И все-таки в публицистической литературе выражение «ранняя профессиональная ориентация» встречается как раз применительно к данному возрасту.
Процесс профессионализации начинается не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений, ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Если взрослые правильно организуют ориентировку ребенка в явлениях общественной жизни, так что значимым звеном этих явлений оказывается трудовая деятельность, то уже у старших дошкольников возможны детальные, вполне конкретные представления о различных видах труда взрослых. Дети старшего возраста учатся выполнять свои задумки, играть в соответствии с ролью, изображают профессии своих родителей, моделируют их профессиональное поведение. Развивается способность детей самим намечать тему игры, комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, книг, картин.
Весомый вклад в развитие понятия «ранняя профессиональная ориентация» внес Е.А. Климов. Им разработана периодизация возрастного развития человека или субъекта труда, согласно которой допрофессиональное развитие включает в себя: стадию предигры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию оптанта или оптации, из которых первые две относятся к дошкольному возрасту.
Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессиями его родителей, хорошо знакомых людей, чей труд можно наблюдать изо дня в день. В основном эта деятельность носит чисто информационный характер, а также включает совместное обсуждение мечты, опыта ребенка, приобретенного на любых других видах трудовой деятельности. Развитие у детей веры в себя, свои силы путем поддерживающих начинаний будь то в творческих проявлениях, либо в спортивных, технических аспектах, является очень важным моментом. Если в детстве ребенок приобретет как можно больше навыков и умений, то, в более старшем возрасте, он сможет лучше узнать и оценить свои реальные возможности.
В настоящее время существуют следующие проблемы ранней профориентации детей:
- Недостаточная информированность детей о профессии
- Не сформирован постоянный познавательный интерес к труду взрослых
- У педагога нет развития творческой инициативы
- Нет полной системы ознакомления дошкольников с миром профессий
- Не реализуются в полной мере реальные возможности детей по освоению трудового опыта взрослых
- Отсутствует элементарная преемственность в работе детского сада и школы в данном вопросе
- Педагогическая работа по ознакомлению дошкольника с миром профессий не нацелена на современный рынок труда.
Цели проекта:
1) Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
2) Разработка новой модели профориентационной работы в условиях ДОУ, создающей предпосылки для развития личности, способной к самореализации в современном обществе.
3) Создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи для реализации современных подходов в области профориентации детей старшего дошкольного возраста.
4) Привлечение родителей к участию в проекте и обогащение их педагогического опыта, помощь в решении некоторых проблем дефицита внутрисемейного общения.
Задачи проекта:
- Выстроить целенаправленную, систематическую работу по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников
- Определение уровня сформированности первоначальных знаний детей о существующих различных профессиях
- Создание условий для осознанного профессионального самоопределения детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их способностями, наклонностями, знаниями.
- Формирование способности к социально-профессиональной адаптации в современном обществе
- Изучение педагогических условий развития самых ранних представлений дошкольника о профессиях
- Создание условий для реализации профориентационной работы со старшими дошкольниками
- Формирование у родителей сознания необходимости активного участия в воспитательно - образовательном процессе
Участники проекта: педагог, дети старшего дошкольного возраста, их родители, работники социума
Целевая группа проекта: педагоги, родители, дети 5-7 лет
Педагоги:
- приобретут новый опыт и повышение уровня развития педагогической компетенции в более тесном сотрудничестве с родителями;
- получат сформированность положительной мотивации и навыков овладения методикой игрового контакта с детьми; творческое мышление и развитие креативности.
Родители:
- станут непосредственными участниками образовательного процесса, обогатят свой педагогический опыт, смогут испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка;
- получат уникальную возможность более подробно познакомить ребенка со своей профессией, передать личный мини-опыт:
- при наличии дефицита семейного общения эта проблема тоже может быть решена.
У детей:
- расширятся знания о людях разных профессий, значимости их труда для семьи и общества;
- обогатится словарный запас;
- сформируется познавательный интерес к труду взрослых;
- сформируется система знаний, дети приобретут социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых (экскурсии)
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Условия реализации проекта:
1) Личная заинтересованность педагога, увлеченность темой и объем его знаний по данной проблеме.
2) Изучение нормативно-правовой и методической литературы в рамках ознакомления с новейшими технологиями, задумками и интересными идеями по подготовке детей старшего дошкольного возраста к профессиональной ориентации.
3) Профессиональная компетентность педагога в вопросах ранней профориентации дошкольников.
4) Сотрудничество с семьями воспитанников.
5) Групповое помещение.
6) Создание предметно-развивающей среды профессиональной направленности, возможность применить творческие способности педагога, родителей и детей.
7) Наличие материально-технической базы, ИКТ компетентность педагога.
8) Организация образовательного процесса в различных видах детской деятельности.
9) Социальное партнерство с социумом.
10) Наличие выстроенной системы работы, разработанный план, соответствующего методического и наглядного материала, детской художественной литературы.
Содержание проекта:
I Этап подготовительный
II Этап практической реализации проекта
III Этап заключительный
I Этап подготовительный:
- Изучение проблемы теоретического и практического материала по теме проекта./Повышение уровня профессиональных знаний// август - сентябрь 2019г/
- Разработка плана практической реализации проекта /план//август-сентябрь 2019г/
- Проведение консультаций, родительского собрания с целью ознакомления с задачами педагогического проекта и выяснение наличия желания у родителей принять участие в нем, их личная искренняя заинтересованность проблемой ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста /Консультация на тему « Ранняя профориентация дошкольников», собрание/сентябрь 2019г/
- Разработка анкет для родителей /Анкеты «Моя профессия»//сентябрь 2019/
- Изучение диагностической методики Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых», в которой описываются критерии и показатели характера представлений о труде взрослых / Повышение уровня профессиональных знаний// август - сентябрь 2019г/
II Этап практической реализации проекта
- Первичный мониторинг детей по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик. Беседы с детьми «Представления о труде взрослых», «Что такое труд?», «Кем работают мама и папа?», «Что я знаю о профессиях» / отчет//сентябрь 2019г/
- Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении/ предметно-развивающая среда по профориентации детей//сентябрь-октябрь 2019г/
- Подбор и чтение детям детской художественной литературы по теме проекта /Н.Носов «Заплатка», В.Орлов «Портниха», В.Осеева «Волшебная иголочка», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», нанайская сказка «Кукушка», З.Александрова «Сарафанчик»,Б.Гримм «Храбрый портняжка»)/август 2019г/
- Сбор информации о профессии портного Информация о работе портнихи, закройщицы, модельера, кутюрье- презентации , фотографии, картинки/ октябрь 2019 г/
- Разработка конспекта по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / Конспект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с профессией портного», «Изготовление русских народных куколок-мотанок»/октябрь 2019/
-Создание презентаций / Презентации «История создания швейной машинки», «История тканей», «Как появился наперсток»//ноябрь 2019г/
- Создание дидактических игр по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / Дидактические игры «Что нужно для работы», «Модницы», «Одежда»/ноябрь 2019г/
Мастерская для родителей /Атрибуты для сюжетно-ролевых игр по теме проекта)/декабрь 2019г./
- Сбор информации о городской швейной фабрике,( ателье), истории, лучших работниках, продукции, перспективах развития предприятия /Фотографии,архивы, записи рассказов работников//октябрь-ноябрь 2019г/
- Изготовление и шитье атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Ателье» / фартук, косынка, манекен - плечики//сентябрь 2019г/
- Сбор фотографий и картинок с изображением профессии портного, известных российских кутюрье / информационная папка-раскладушка «От портного-до кутюрье»/ /декабрь 2019г/
- Оформление для показа личной коллекции наперстков, создание фотоальбома /Фотоальбом «Наперстки стран мира» январь 2020г.//
- Подготовка материала для проведения мастер-класса с родителями на тему: «Создаем выкройку платья для куклы»/презентация «Мастер-класс по изготовлению выкройки платья для куклы», получившиеся выкройки//январь 2020 г/
- Создание «Книги-загадок и пословиц о труде»/ «Книга -загадок и пословиц о труде»//ноябрь 2019г/
- Создание лэпбука «Модельер» /Лэпбук//март 2020 г./
- Организация группового мероприятия «Люди интересных профессий», работа с социумом /Встреча с работниками ателье, швейной фабрики//апрель 2020г/
- Проведение игротеки с родителями /игры-конкурсы «Кто быстрее пришьет пуговицу», «Подбери самое красивое сочетание тканей», «Поставь заплатку», викторина «Чем портной отличается от швеи?», «Что нужно для работы портному?»/апрель 2020г./
- Оформление в группе выставки вышитых педагогом работ на тему «Ателье» /Выставка//июнь 2020г./
- Организация экскурсии, работа с социумом /Экскурсия в ателье по пошиву одежды//летний период 2020г/
Организация мини-постановки с участием детей «Заяц-портной»/разработанный сценарий спектакля, показ спектакля для родителей и работников ателье /летний период 2020/
- Итоговый мониторинг по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»/отчет /август 2020г./
III Этап заключительный
1) Разработка картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации дошкольников, создание методических рекомендаций по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
2) Подведение итогов реализации проекта путем сравнения первичного и итогового мониторинга по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых».
3) Проведение анализа деятельности, обобщение результатов работы.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Определение уровня первичных знаний детей о профессиях
Расширение собственных знаний, повышение уровня самообразования педагога, его компетенции, развитие творческой инициативы
- Пополнение предметно - пространственной развивающей среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности
- Создание методических рекомендаций по ознакомлению детей с трудом взрослых, плана, конспектов, картотеки игр
- Сформированность у детей способностей к социально-профессиональной адаптации
- Формирование у родителей осознанности необходимого участия в воспитательно-образовательном процессе, знакомство с проблемой ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
- Сплочение детско-родительского коллектива
Оценка эффективности реализации проекта
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании. Осуществление педагогического проекта проводится, прежде всего, с целью воспитания детей, формирования их стойкой гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, для самоутверждения. В результате педагогического проектирования воспитатель на практике может доказать, что проект даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей. В ходе реализации данного педагогического проекта у педагога формируются следующие умения:
1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель.
2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности, систематизировать и обобщать информацию.
3. Проводить наблюдения, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Перспективы использования развития и проекта.
Данный проект может быть использован педагогической и родительской общественностью.
Содержание проекта вполне может быть направлено и расширено на образовательное учреждение полностью.
Ссылки на источники
  1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136.
  2. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. – 39.
  3. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крулехт. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
  4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Академия, 2010. – 304 с.
  5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного.
  6. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учебн. Заведений/ Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1997.
  7. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий