Программа консультативно-диагностического обследования детей с нарушениями речи логопеда в условиях сурдологопедического отделения


Автор: Гримова Т. П.

Библиографическое описание статьи:
Гримова Т. П. Программа консультативно-диагностического обследования детей с нарушениями речи логопеда в условиях сурдологопедического отделения // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 61. – ART 180082. – URL: http://www.kids.covenok.ru/180082.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Данная рабочая программа предназначена для проведения консультативно-диагностического обследования в сурдологопедическом отделении с детьми младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Программа составлена в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России, в ней отражена работа логопеда при обследовании детей от 2 до 17 лет с проблемами нарушения речи. Программа актуальна и будет являться помощью логопедам поликлиник

Ключевые слова:
нарушение речи, логопед, сурдологопедическое отделение

Полный текст:
Диагностика СРРР должна осуществляться на основании жалоб, анамнеза, неврологического и психологического обследования, а также нейрофизиологического исследования — электроэнцефалографии. Данный комплексный подход является обязательным условием для обследования ребенка речевой патологией. При сборе анамнестических данных необходимо выяснить в первую очередь патологию перинатального периода, особенности развития ребенка на первом году жизни, перенесенные заболевания.
Ретроспективно со слов родителей оценивается уровень психического, речевого и моторного развития ребенка в 1 год.
Выясняется динамика речевого развития: гуление, лепет, сроки появления первых слов, первых фраз из 2 слов, темпы освоения речи. Наличие речевых нарушений у близких родственников пациентов, как в детстве, так и в настоящее время.
В дальнейшем уточняется, были ли у ребенка когда-либо судороги (если да — частота, характер), черепно-мозговые травмы, имеются ли какие — либо хронические заболевания, были ли госпитализации и хирургические вмешательства, причины.
Далее необходимо ознакомиться с проведенными ранее обследованиями (нейросонография, ЭЭГ, доплерография, МРТ и т. п.), если таковые имеются. Выяснить какое лечение и в связи с чем получал ранее ребенок, отмечалась ли динамика на фоне той или иной терапии.
После сбора анамнеза необходимо постараться наладить контакт с ребенком, расположить его к себе, по возможности вступить в диалог, что позволяет параллельно оценить его когнитивные функции, коммуникации, речевое развитие, эмоциональный фон.
В соответствии с возрастом ребенку задается ряд вопросов. Оцениваются такие показатели развития речи, как речевая активность, звукопроизношение, понимание обращенной речи, активный словарь, развернутость фразы, лексико — грамматический строй речи. Под речевой активностью подразумевается стремление использовать речь для общения, активность в использовании средств языка.
Оценивается уровень звукопроизношения, его соответствие или степень несоответствия возрасту ребенка. Для оценки понимания обращенной речи ребенку предлагается выполнить ряд действий, используя только речевую инструкцию, показать на картинке предметы, те или иные действия, постепенно усложняя задания. При наличии понимания речи на бытовом уровне следует выявить понимание смысла предлогов, вопросов косвенных падежей, различий по времени, числе, падеже.
Объем активного словаря оценивается по количеству используемых в речи существительных, глаголов, прилагательных. Чем шире активный словарь, тем больше признаков одного предмета может назвать ребенок, более точно определить действие, передать смысловые оттенки.
По данным литературы, предельная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи. Косвенно оценить степень сформированности фразовой речи ребенка позволяет методика «Повторение фраз», согласно которой ребенку предлагается повторить фразу, произнесенную врачом (логопедом). Оценивается максимальная длина фразы, которую ребенок способен повторить безошибочно (Корнев А.Н., 2006). В случае ошибки опыт повторяется с другой фразой той же длины и сложности. Это исследование адаптировано для русской популяции и стандартизировано А.П. Нечаевым (1925). Для повторения предлагаются фразы длиной от 6 слогов до 22 слогов в возрастающем порядке.
Оценка лексико — грамматического строя речи осуществляется на основании правильности употребления ребенком в речи рода, числа, падежа, предлогов, времен глаголов, навыков словообразования. Для этого прослушивается спонтанная речь ребенка, а также предлагается « поиграть в слова», т. е. По предложенному образцу составить различные грамматические конструкции (у кошки — котенок, у кошки много маленьких котят, у совы …, у совы много маленьких …; кораблик из железа — железный, из бумаги …, из дерева …).
При психологическом обследовании в первую очередь оцениваются такие показатели, как коммуникации ребенка, эмоциональный фон, психическое развитие (преимущественно невербальный интеллект) (Калягин В.А., Овчинникова Т.С., 2004).
Оценку коммуникация удобно производить по 4 критериям, согласно схеме развития общения детей дошкольного возраста М.И. Лисиной (цит. по: Аверин В.А., 1994):
  1. наличие- отсутствие внимания и интереса ребенка к взрослому;
  2. эмоциональное проявление ребенка к взрослому;
  3. стремление ребенка продемонстрировать себя, т. е. действия ребенка для привлечения к себе внимания взрослого;
  4. чувствительность ребенка к отношению взрослого.
Оценка результатов производится следующим образом: 1 — значительно снижены; 2 — снижены; 3 — удовлетворительное.
Для исследования мышления в группе 3-4 лет рекомендуется использовать ряд невербальных методов. Это, например:
- разбор и складывание пирамиды с ранжированием колец по величине (пирамида из 7 колец с прямым неконуснобразным стержнем), дети старше 3 лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины колец, допустимы пробы и примеривания;
- коробка форм с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей — до 3,5 лет, старше появляются целенаправленные пробы, старше 4 лет — примеривание, после 5 — зрительное соотнесение;
- разрезные картинки (квадраты, разрезанные на 2, 3, 4, 5 частей) дети 3 лет складывают квадраты из 3 частей, 4 лет из четырех, 5 лет из пяти.
Для детей 5-6 лет можно использовать такие методики, как «четвертый лишний» (карты с изображением набора из 4 предметов, один из которых не может быть объединен с другими по общему с ними существенному признаку, то есть «лишний»), картинка-путаница (картинка с «ошибками» художника, где ряд предметов или деталей не соответствует общему сюжету), последовательные картинки (3-4 отдельные картинки, объединенные одним логическим развивающимся сюжетом). В соответствии с полученными результатами, уровень развития оценивается как высокий, средний или сниженный.
Для оценки уровня развития удобно использовать скрининговый тест оценки развития детей до 6 лет Стенфорд - Бине (Бине-Симон) (цит. по Бурлачук Л.Ф. И соав., 1989).
Оценка эмоционального фона детей 3-4 лет производится на основании поведения ребенка на приеме и опроса родителей о поведении ребенка в тех или иных ситуациях. Для детей 3,5-6 лет разработан тест детской тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Армен (цит: по Головей Л.А. И соавт., 2001).Ребенку показываются в строгой очередности 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске. Каждый раз задается вопрос: « Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка — веселое или печальное?». Индекс тревожности равен процентному отношению числа эмоционально- негативных выборов к общему числу рисунков. ИТ выше 50% соответствует высокому уровню тревожности, ИТ 0-20% соответствует низкому уровню тревожности.
Неврологическое обследование проводится по общепринятой схеме (Скоромец А.А., Скоромец Т.А., 1986). Кроме того, для неврологического обследования пациентов в возрасте 5-6 лет используется методика оценки тонкой моторики — тест на диспраксиодиагнозию И. Лесны (1987):
  1. совмещение концов 1 и 2 пальцев
  2. совмещение концов 1 и 3 пальцев;
  3. щепоть;
  4. опора на один палец;
  5. опора на 2 палец;
  6. совмещение 1 пальца с гипотенаром;
  7. совмещение 3 и 5 пальцев с тенаром
  8. стригущие движения 2 и 3 пальцами;
  9. стригущие движения 2 и 3 пальцами;
  10. положение присяги;
  11. кулак.
Повторимся, что диагноз СРРР выносится лишь в том случае, если ребенок с нарушениями речи имеет интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы, нормальный или достаточный для развития речи слух, не имеет грубой неврологической симптоматики и аномалий развития артикуляционного аппарата, имеет нормальные социальные условия для развития речи.
 
Ссылки на источники
  1. Чутко Л.С. Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей. Учебно-методическое пособие. – СПб,2006.-48с.
  2. Колягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Пособие для студентов, педагогов, психологов. – СПб.: КАРО, 2004- 432с.
  3. Лесны И. Клинические методы исследования в детской неврологии.- СПб.: Наука,2005.- с.89-98

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий