В первый раз в детский сад или как облегчить адаптационный период ребенка
Автор:
Щепина И. Н.
Библиографическое описание статьи:
Щепина И. Н. В первый раз в детский сад или как облегчить адаптационный период ребенка // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 7. – ART 26017. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26017.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
Аннотация:
В статье описывается система свободного посещения группы детского сада мамой и малышом как основы облегчения адаптации ребенка к условиям ДОУ. Также рассматривается организация совместных игр родителей, детей и воспитателей с целью социализации ребенка раннего возраста в адаптационный период, установления прочных, партнерских отношений между родителями и ДОУ
Ключевые слова:
социализация,
адаптация,
свободное посещении,
совместные игры,
доверительные отношения
Полный текст:
С самого рождения малыш был полностью под защитой мамы, которая оберегала его от всего негативного вокруг. И вот ребенок попадает в детский сад – в незнакомую обстановку, где его окружают незнакомые тёти, плачущие дети. Хочется спрятаться за мамой, но она почему-то ушла… Ребенок испытывает сильнейший стресс, он напуган, он не знает, что делать и как себя вести.
Но в тоже время поступление ребенка в детский сад – большой стресс, не только для самого малыша, но и для его родителей, которые переживают о том, накормлен ли малыш, не обижают ли его, и все мысли родителей только о том, на сколько плохо малышу в детском саду. И конечно ребенок все это чувствует и ситуация с адаптацией усугубляется.
Адаптационный период проходят все без исключения дети, поступающие в детский сад: кто-то легко и незаметно, кто-то бурно и тяжело. Для того, чтобы период адаптации ребенка (и родителей) к условиям детского сада прошел наименее болезненно в нашем ДОУ опробована система, помогающая облегчить данный период в жизни ребенка, сформировать положительное отношение к ДОУ у родителей. В основу данной системы положены свободное посещение группы детского сада мамой (или другим родителем/законным представителем) и малышом и организация в группах совместных игр родителей, детей и воспитателей с целью социализации ребенка раннего возраста в адаптационный период, установления прочных, партнерских отношений между родителями и ДОУ. Кратко опишем эту систему.
В первое время мама с малышом «приходит в гости» в группу, где проходит знакомство с воспитателем и детьми. Одновременно могут ходить несколько мам, что способствует также сближению родителей, их знакомству и установлению дружеских взаимоотношений, как между собой, так и с воспитателями группы. В «гостях» ребятишки играют вместе друг с другом, с родителями и педагогами, знакомятся с помещением группы, рассматривают спальную комнату, приемную, туалет и т.д. Родители с детьми пробуют приходить не только в утреннее время, но и на прогулку, полдник или в вечернее время, когда детей забирают родители домой.
Постепенно малыш привыкает к новой обстановке, легко ориентируется вокруг, устанавливает первые дружеские контакты с другими детьми. Он уже знает, что у него в группе своя кабинка, свой стульчик, свой горшок. Ребенок также понимает, что воспитатель дружелюбен к нему, с удовольствием играет с ним, занимается творчеством и т.д. В это время мама может уже покинуть группу на некоторое время, продолжительность которого постепенно увеличивается.
В адаптационный период воспитателю важно правильно организовать деятельность ребенка. Легче и правильнее всего сделать это через игровую деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте. Нами был составлен сборник игр, включающий такие разделы, как совместные адаптационные игры с родителями; игры, направленные на социализацию детей раннего возраста; игры на взаимодействие педагога с детьми; игры на формирование навыков самообслуживания и КГН у детей раннего возраста; игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками и др.
Приведем примеры некоторых из них, игры применяются как совместные в диаде «мама-ребенок», «ребенок-ребенок», «ребенок-воспитатель», так и в групповом общении. Возрастная категория для приведенных игр 1,5-3 года.
1. Совместные адаптационные игры с родителями
«Легкое перышко»
Цели: развитие диафрагмального типа дыхания; стабилизация психоэмоционального состояния.
Оборудование: перышко, ленточка.
Актуальность. Находясь в новой обстановке, ребёнок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.
Ход игры. Соедините два разноцветных пера нитью, повесьте ниточку с перьями на шнур, сделайте глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполните это упражнение со своим ребенком.
«Осенние листочки»
Цели: регуляция процессов возбуждения и торможения; снижение уровня тревожности; развитие пластики движений.
Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.
Актуальность. Это игра в прятки, но не простые, а прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребёнком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще в тайном, укромном месте).
Ход игры. Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребёнок видит всё вокруг, но при этом – он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в осенние листочки:
Мы – осенние листочки, На веточках висели.
|
(Ребёнок сидит на корточках.)
|
Ветер дунул – полетели.
|
(Встает, бегает по комнате, раскинув руки в стороны.)
|
Мы летели и летели И на землю тихо сели.
|
(Садится на корточки, замирает.)
|
Ветер снова набежал, Высоко он нас поднял.
|
(Встает, поднимает руки вверх.)
|
Он вертел нас и кружил И на землю опустил.
|
(Кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает.)
|
Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляется» во время потягивания.
«Разговор с игрушкой»
Цели: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний; развитие навыков речевого общения.
Оборудование: игрушки-перчатки – бибабо.
Актуальность. Для ребёнка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребёнку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущениями комфорта и безопасности.
Ход игры. Попробуйте надеть себе на руку перчаточную игрушку. На руке ребёнка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашивайте: «Почему мой... грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли?» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребёнком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
2. Игры, направленные на социализацию детей раннего возраста
«Знакомство»
Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формирование доверительных отношений.
Задачи обучения родителей: учить приемам формирования доверительных отношений в диаде «мама–ребенок», совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: зеркало.
Содержание игры.
Воспитатель привлекает внимание детей друг к другу. Ласково обняв малышей, он обращается поочередно к каждому из них: «Посмотри, Сашенька, кто сидит рядом с нами. Это Ванечка. Ванечка, а это Саша. Видишь, какие у него красивые глазки, волосики. У Ванечки волосики черные, а у тебя какие? Светлые. Саша, тебе нравится Ванечка? А тебе, Ваня, нравится Сашенька?» Таким же образом можно обратить внимание малышей на ротик, носик, ручки, ножки; элементы одежды.
Затем педагог спрашивает у детей, как их называют мама, папа, бабушка, предлагает малышам обратиться друг к другу по имени.
Внимание малышей друг к другу можно привлечь и с помощью зеркала. В этом случае дети могут видеть и себя, и сверстника одновременно, сравнивая цвет волос, глаз, одежду друг друга.
После такого взаимного рассматривания можно перейти к подражательным действиям.
«Делай как Я»
Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формирование доверительных отношений.
Задачи обучения родителей: учить приемам формирования доверительных отношений в диаде «мама–ребенок», совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
Содержание игры.
Воспитатель показывает разные движения и предлагает детям повторить их, адресуя друг другу: «Внимательно смотрите, что я буду делать, и повторяйте за мной, а потом то же самое покажите друг другу». Взрослый комментирует каждое новое движение, напоминая детям последовательность действий: «Сейчас я улыбаюсь. Теперь вы улыбнитесь мне. Молодцы. А теперь улыбнитесь друг другу». Репертуар действий чрезвычайно широк: можно нахмурить брови, дотронуться до носа, посмотреть «через подзорную трубу», сложив руки трубочкой, высунуть язык, надуть щеки и т. д.
«Угадай, в какой руке»
Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формирование доверительных отношений.
Задачи обучения родителей: учить приемам формирования доверительных отношений в диаде «мама–ребенок», совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
Оборудование:игрушки небольшого размера.
Содержание игры.
Взрослый показывает детям игрушку и прячет ее за спиной. Затем предлагает малышам вместе или по очереди угадать, в какой руке спрятан предмет. Можно предложить и самим детям поочередно прятать и находить игрушку.
«Где же наши ручки?»
Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формирование доверительных отношений.
Задачи обучения родителей: учить приемам формирования доверительных отношений в диаде «мама–ребенок», совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
Содержание игры.
Воспитатель предлагает детям сесть на ковер в круг и показать свои ручки. Он вытягивает перед собой руки и шевелит пальцами, малыши повторяют движение. Если кто-то из малышей отказывается выполнить действие, взрослый говорит ему: «А где же Андрюшины ручки, куда они спрятались? Андрюша, ты нам покажешь, как твои ручки умеют шевелить пальчиками?» Вместе с детьми воспитатель любуется ручками: «Вот как много у нас пальчиков, какие они ловкие и послушные, делают то, что мы им скажем». Педагог несколько раз сжимает и разжимает пальцы и просит детей повторить движения.
Затем он убирает одну руку за спину: «Смотрите, одна ручка пропала, куда же она спряталась?» Дети смотрят по сторонам. Педагог показывает детям руку: «Так вот же она! А как ваши ручки умеют прятаться? Покажите мне!» Малыши прячут руки за спину. Затем то же самое проделывается с другой рукой, а потом с двумя руками одновременно. При этом взрослый поет:
Где же, где же наши ручки,
Где же наши пальчики?
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки!
Вместе с детьми воспитатель поворачивает кисти рук то вверх ладонью, то вниз:
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки!
Затем можно продолжить игру, спрятав ножки (дети закрывают колени ладошками), ушки (закрывают уши ладонями), щечки (закрывают щеки ладонями) и т.д.
Проводя эту игру, следует обращать внимание малышей друг на друга, если у них не получается то или иное действие: «Оленька, смотри, как делает Настенька. Ты так умеешь?»
«Цап»
Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формирование доверительных отношений.
Задачи обучения родителей: учить приемам формирования доверительных отношений в диаде «мама–ребенок», совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
Содержание игры.
Воспитатель берет раскрытую ладошку одного ребенка и начинает водить по ней пальчиком другого малыша, приговаривая:
На горе стояли зайцы
И кричали: «Прячьте пальцы!
Цап!»
Произнося «Цап», взрослый захлопывает ладошку малыша, захватывая ею палец партнера, и приговаривает со смехом: «Поймал Миша Машенькин пальчик!» Затем повторяет игру с другим ребенком.
«Делай, как Коля»
Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формирование доверительных отношений.
Задачи обучения родителей: учить приемам формирования доверительных отношений в диаде «мама–ребенок», совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
Содержание игры.
Воспитатель предлагает ребенку показать те движения, которые он умеет выполнять: похлопать в ладоши, попрыгать, потопать ножками, помахать ручками, покружиться на месте и т. п. (Можно показать эти движения и помочь малышу их выполнить.) Потом педагог обращается к другому ребенку: «Смотри, как Ирочка умеет хлопать в ладоши. А ты так можешь? Похлопайте вместе в ладоши». Затем воспитатель просит малышей попрыгать, как зайчики, помахать «крылышками», как птички и т. д. При этом взрослый показывает все движения и стимулирует одновременные действия детей. Если кто-то из малышей отказывается выполнять движения, не надо настаивать. Достаточно того, что он смотрит на действия сверстника и взрослого.
«Пострайся угадать»
Цели игры: развитие эмпатии, речи, навыков общения, умения соразмерять свои движения, сплочение группы.
Задачи обучения родителей: учить взаимодействию с ребенком в игровой форме, эмоционально, доброжелательно.
Содержание игры.
Все сидят на ковре. Один – водящий, он поворачивается к остальным спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят водящего и говорят:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся отгадать.
Я с тобою рядом тут.
Скажи, как меня зовут.
Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если ребенок мал и не может произнести все слова, тогда первые три строчки говорит взрослый (можно вместе с остальными детьми), а четвертую – либо ребенок сам, либо вместе с воспитателем. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.
Оборудование: ковер или индивидуальные коврики.
Примечание. Эта игра является модификацией игры «Это я. Узнай меня». Иногда детям интереснее и легче в нее играть благодаря несложному стихотворному сопровождению.
«Дай ручку!»
Цели игры: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Задачи обучения родителей: учить говорить спокойно, доброжелательно; взаимодействовать с ребенком.
Содержание игры.
Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
– Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом.
Примечание.Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«Хлопаем в ладоши»
Цели игры: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Задачи обучения родителей: учить взаимодействию с ребенком в игровой форме, эмоционально, доброжелательно.
Содержание игры.
Педагог хлопает в ладоши со словами:
– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
– Давай похлопаем в ладоши вместе.
Примечание.Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
«Подари ласковушку»
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, доброжелательного отношения к сверстнику.
Задачи обучения родителей: учить взаимодействовать с детьми в игровой форме; эмоционально и четко проговаривать слова.
Содержание игры.
Дети и взрослый сидят в кругу. Взрослый оказывает историю про ласковушки. Это приятные, ласковые добрые прикосновения. Затем взрослый показывает, как можно подарить ласковушку соседу, и предлагает детям подарить приятные прикосновения, кому они захотят.
«Игрушечный телефон»
Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формирование доверительных отношений.
Задачи обучения родителей: учить приемам формирования доверительных отношений в диаде «мама–ребенок», совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
Содержание игры.
Взрослый подносит руку к уху, изображая разговор по телефону с невидимым собеседником. Затем обращается к одному из малышей: «А сейчас я позвоню Машеньке. Маша, ты будешь со мной разговаривать?» Если ребенок соглашается, взрослый показывает ему, как «брать трубку» и беседовать по воображаемому телефону.
Тема для разговора должна быть максимально простая. Например, можно сказать: «Здравствуй, девочка, как тебя зовут?», «С кем ты сейчас играешь?» «Маша, что ты ела на завтрак?» У ребенка постарше можно спросить, что он делал на прогулке, во что хочет поиграть и т. п.
Потом педагог разговаривает «по телефону» с другим ребенком.
Если детям понравится игра, можно предложить им позвонить друг другу. Скорее всего, малыши будут испытывать затруднения в выборе тем для разговора, поэтому взрослый должен помочь им, подсказывая вопросы и ответы.
3. Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками
Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.
«Найди игрушку»
Ведущий (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке»; затем: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.).
Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения («там моют посуду»), через действия («лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.
Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсии по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д. и знакомиться с людьми, работающими там).
«Чьи вещи?»
Цель игры – закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник – медсестра, половник – повар, стиральный порошок – прачка, гармошка – музыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит.
Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра».
Когда все вещи будут «опознаны», можно раздать их детям, которые должны сыграть роли: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.
«Как пройти»
Цель игры – помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение. Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множество – это зависит от количества специальных помещений (кабинет логопеда, хореографический зал, изостудия, физиокабинет, кабинет психолога и т. д.) и, конечно, от вашей фантазии.
Ниже приводится примерная схема игры.
Воспитатель. У зайчика Степашки заболели уши. Что ему делать? (Пойти к врачу.) Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет. Надо ему помочь.
Сначала дети должны описать путь до кабинета, например: спуститься на первый этаж, свернуть налево, пройти по коридору, первая дверь налево – медицинский кабинет (если дети еще не знакомы с понятиями «налево», «направо», можно ориентироваться на какие-либо предметные признаки: после нарисованного на стене волка повернуть, на двери медкабинета нарисован красный крест и пр.). После этого двум–трем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу.
Вылеченный Степашка (забинтованные уши) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витамины для всех детей.
Практика показала, что совместные игры всех участников адаптационного и образовательного процесса облегчают адаптацию детей к условиям ДОУ, устанавливают доверительные отношения ДОУ и семьи, вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс с первых дней посещения ребенком детского сада. А свободное посещение группы мамы и ребенка дают возможность малышу привыкнуть к новой обстановке, к новым людям, и впоследствии чувствовать себя расковано и свободно в группе детского сада.
Ссылки на источники
- Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010
- Монина Г. Б., Ларечина Е. В. Игры для детей от 1 года до 3 лет. СПб.: Речь, 2008
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий