Методика определения психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению


Автор: Щепина И. Н.

Библиографическое описание статьи:
Щепина И. Н. Методика определения психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 7. – ART 26018. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26018.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В статье описываются составляющие психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению. Для комплексной оценки готовности к школе подобраны соответствующие методики. Также представлен образец Протокола психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школьному обучению

Ключевые слова:
готовность к школе, диагностика, методики, диагностическая карта, протокол диагностики

Полный текст:

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Психолого-педагогическая готовность к школе оценивается по сформированности следующих параметров:

Психомоторная готовностьпредполагает владение тонкой моторикой рук и зрительно-двигательной координацией.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. При анализе мотивационно-потребностной сферы интересуют мотивы, актуализированные у ребенка. Если к началу дошкольного возраста все значимые сферы развития являются фактически рядоположенными, то к его концу на первый план должен выходить социальный мотив, являющийся одним из критериев готовности к школе ребенка.
Эмоционально-личностная готовность. Основным показателем эмоционально-личностной сферы является самооценка ребенка, его личностные особенности и представления о значимых социальных сферах (о семье, детском саде, школе).  
Интеллектуальная готовность (познавательная сфера)
Познавательная сфера отвечает за реализацию позиции, особенно характерной для дошкольного возраст, которую можно обозначить с помощью вопроса, часто задаваемого детьми: «Что это такое?». Для того чтобы ответить на него, ребенок использует такие процессы, как мышление, восприятие, память, внимание, воображение.

Исследование уровня речевого развития
Отдельно хотелось бы сказать о важности развития фонематического слуха для успешного обучения в школе.
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.
Под волевой готовностью понимается способность ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.
В данной программе подобраны материалы для проведения психолого-педагогической диагностики готовности детей к школьному обучению по всем направлениям. В Диагностической карте психолого-педагогической диагностики готовности детей к школьному обучениюдан список методик, подобранных для комплексной оценки психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению.В Приложении представлен образец Протокола психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школьному обучению
Общие рекомендации по проведению индивидуального обследования детей

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15-20 минут.

Диагностическая карта психолого-педагогической диагностики готовности детей к школьному обучению

Программа диагностики включает в себя следующие методики:
Психомоторная готовность
- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);
Мотивационная готовность
- Определение сформированности школьного типа мотивации «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)
Эмоционально-личностная готовность
- Методика «Лесенка» (определение уровня самооценки)
- Методика «Школьная тревожность» (Т.А. Нежнова)
- Методика наблюдения поведения в условиях обследования
Интеллектуальная готовность
Методика «Шифровка» (Д.Векслер) – исследование переключения, устойчивости, распределения и объема внимания
Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) – исследование уровня развития воображения
Методика «Десять слов» (А.Р. Лурия) – диагностика произвольной непостредственной памяти, объема внимания.
Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная) – исследование уровня развития целостного восприятия
- Методика «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка» (кругозора)
- Методика «Четвертый лишний» образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка или Методика «Самая непохожая» (Венгер Л.А.) – исследование уровня развития мышления и восприятия
Методика «Анализ образца» – изучение особенностей наглядно-действенного мышления
Методика на определения уровня выполнять простейшие математические операции
- Методика «Цепочка действии» – диагностика уровня самоконтроля и произвольного запоминания
Речевое развитие
- Методика составления рассказа по последовательному ряду картинок – исследование уровня сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ).
- Методика «Звуковые прятки» (Н.И. Гуткина) или Методика определения фонематического слуха и фонематического восприятия – проверка фонематического слуха.
- Методика определения уровня звукового анализа (путем определения количества звуков в слове)
- Тест фонематического слуха (Ю. Гильбух)
- Тест словаря (Ю. Гильбух) – определение уровня словарного развития
- Методика «Понимание грамматических конструкций»
- Методика «Изменение существительных по числу»
Определение волевой готовности
Тест копирования бессмысленных слогов (Ю. Гильбух) – определение уровня саморегуляции

Приложение
Протокол психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школьному обучению

 

Фамилия, имя ребенка                                                           Возраст____________

Группа ________________________ Дата обследования ___________________

Психомоторная готовность

- Методика «Графический диктант»(Д.Б.Эльконин)

 

Оценка диктанта

Оценка самостоятельного продолжения рисунка

1 рисунок

 

 

2 рисунок

 

 

3 рисунок

 

 

Итоговая оценка

 

 

 

СБ

 

 

         

Итоговый уровень: _________          ___

Мотивационная готовность
- Определение сформированности школьного типа мотивации «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Итоговый уровень: _________          ___
Эмоционально-личностная готовность
- Методика «Лесенка» (определение уровня самооценки)

Уровень самооценки

Я

Мама

Папа

Воспитатель

Низкая – 1

 

 

 

 

Заниженная – 2

 

 

 

 

Адекватная  - 3

 

 

 

 

Завышенная – 4

 

 

 

 

Высокая  - 5

 

 

 

 

- Методика «Школьная тревожность» (Т.А.Нежнова)
Итоговый уровень: _________          ___
- Методика наблюдения поведения в условиях обследования
Итоговый уровень: _________          ___
Интеллектуальная готовность
Методика «Шифровка» (Д.Векслер) – исследование переключения, устойчивости, распределения и объема внимания
Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) – исследование уровня развития воображения
Методика «Десять слов» (А.Р. Лурия) – диагностика произвольной непостредственной памяти, объема внимания.
Методика «Разрезные картинки» (С.Забрамная) – исследование уровня развития целостного восприятия
- Методика «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка» (кругозора)
- Методика «Четвертый лишний» образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка или Методика «Самая непохожая» (Венгер Л.А.) – исследование уровня развития мышления и восприятия
Методика «Анализ образца» – изучение особенностей наглядно-действенного мышления
Методика на определения уровня выполнять простейшие математические операции
- Методика «Цепочка действии» – диагностика уровня самоконтроля и произвольного запоминания
Итоговый уровень: _________                                                                               ___

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевое развитие
- Методика составления рассказа по последовательному ряду картинок – исследование уровня сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ).
- Методика «Звуковые прятки» (Н.И.Гуткина) или Методика определения фонематического слуха и фонематического восприятия – проверка фонематического слуха.
- Методика определения уровня звукового анализа (путем определения количества звуков в слове)
- Тест фонематического слуха (Ю. Гильбух)
- Тест словаря (Ю. Гильбух) – определение уровня словарного развития
- Методика «Понимание грамматических конструкций»
- Методика «Изменение существительных по числу»
Итоговый уровень: _________                                                                               ___

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение волевой готовности
Тест копирования бессмысленных слогов (Ю.Гильбух) – определение уровня саморегуляции
Итоговый уровень: _________                                                                               ___

________________________________________________________________________

Методика «Пиктограмма»

Понятие

Что нарисовано

Объяснение

Воспроизведение

Веселый праздник

 

 

 

Вкусный ужин

 

 

 

Строгая воспитательница

 

 

 

Тяжелая работа

 

 

 

Теплый ветер

 

 

 

Болезнь

 

 

 

Обман

 

 

 

Расставание

 

 

 

Развитие

 

 

 

Слепой мальчик

 

 

 

Страх

 

 

 

Веселая компания

 

 

 

Методика «Матрицы Равена»

Серии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

балл

всего

Серия А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серия В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методика «10 слов»

Кол-во

слов

дом

лес

кот

игла

брат

ночь

мост

окно

конь

стол

Доп-я

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая запоминания

10

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Кол.

 слов

  1         2          3          4            5

Номер серии

 Методика «Перцептивное моделирование»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего

2,5

2,4

2,4

2,5

1,4,5

2,4,5

1,2,4

2,4,5

1,2,4,5

1,2,4,5

1,2,3,5

1,2,5,6

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методика «Цветовой тест Люшера»

Дома

Д /сад

Школа

Красный

Желтый

Зеленый

Фиолетов

Синий

Коричн.

Серый

Черный

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО (Настроение)=                                    ВК (Энергия)= 18-м. кр.-м.жел.
                                                                                              18-м.син.-м.зел.

Тревожность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Всего

Уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Три желания»                                                           Методика «Шифровка»

                

Психологические качества

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Память

Долговр-я

 

 

 

Кратковр-я

 

 

 

Внимание

 

 

 

Воображение

 

 

 

Восприятие

 

 

 

Мышление

 

 

 

Тревожность

 

 

 

Общий уровень развития -

 

 

 

 

 


















Заключение
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог ______________________

_

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-логопед _____________________

 

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий