Задайте вопрос консультанту 8-800-222-30-98 610002, г. Киров, а/я 48 (АНО ДПО «МЦИТО») |
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Психолого-педагогическая готовность к школе оценивается по сформированности следующих параметров:
Психомоторная готовностьпредполагает владение тонкой моторикой рук и зрительно-двигательной координацией.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. При анализе мотивационно-потребностной сферы интересуют мотивы, актуализированные у ребенка. Если к началу дошкольного возраста все значимые сферы развития являются фактически рядоположенными, то к его концу на первый план должен выходить социальный мотив, являющийся одним из критериев готовности к школе ребенка.
Эмоционально-личностная готовность. Основным показателем эмоционально-личностной сферы является самооценка ребенка, его личностные особенности и представления о значимых социальных сферах (о семье, детском саде, школе).
Интеллектуальная готовность (познавательная сфера)
Познавательная сфера отвечает за реализацию позиции, особенно характерной для дошкольного возраст, которую можно обозначить с помощью вопроса, часто задаваемого детьми: «Что это такое?». Для того чтобы ответить на него, ребенок использует такие процессы, как мышление, восприятие, память, внимание, воображение.
Исследование уровня речевого развития
Отдельно хотелось бы сказать о важности развития фонематического слуха для успешного обучения в школе.
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.
Под волевой готовностью понимается способность ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.
В данной программе подобраны материалы для проведения психолого-педагогической диагностики готовности детей к школьному обучению по всем направлениям. В Диагностической карте психолого-педагогической диагностики готовности детей к школьному обучениюдан список методик, подобранных для комплексной оценки психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению.В Приложении представлен образец Протокола психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школьному обучению
Общие рекомендации по проведению индивидуального обследования детей
Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15-20 минут.
Диагностическая карта психолого-педагогической диагностики готовности детей к школьному обучению
Программа диагностики включает в себя следующие методики:
Психомоторная готовность
- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);
Мотивационная готовность
- Определение сформированности школьного типа мотивации «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)
Эмоционально-личностная готовность
- Методика «Лесенка» (определение уровня самооценки)
- Методика «Школьная тревожность» (Т.А. Нежнова)
- Методика наблюдения поведения в условиях обследования
Интеллектуальная готовность
- Методика «Шифровка» (Д.Векслер) – исследование переключения, устойчивости, распределения и объема внимания
- Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) – исследование уровня развития воображения
- Методика «Десять слов» (А.Р. Лурия) – диагностика произвольной непостредственной памяти, объема внимания.
- Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная) – исследование уровня развития целостного восприятия
- Методика «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка» (кругозора)
- Методика «Четвертый лишний» образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка или - Методика «Самая непохожая» (Венгер Л.А.) – исследование уровня развития мышления и восприятия
- Методика «Анализ образца» – изучение особенностей наглядно-действенного мышления
- Методика на определения уровня выполнять простейшие математические операции
- Методика «Цепочка действии» – диагностика уровня самоконтроля и произвольного запоминания
Речевое развитие
- Методика составления рассказа по последовательному ряду картинок – исследование уровня сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ).
- Методика «Звуковые прятки» (Н.И. Гуткина) или Методика определения фонематического слуха и фонематического восприятия – проверка фонематического слуха.
- Методика определения уровня звукового анализа (путем определения количества звуков в слове)
- Тест фонематического слуха (Ю. Гильбух)
- Тест словаря (Ю. Гильбух) – определение уровня словарного развития
- Методика «Понимание грамматических конструкций»
- Методика «Изменение существительных по числу»
Определение волевой готовности
- Тест копирования бессмысленных слогов (Ю. Гильбух) – определение уровня саморегуляции
Приложение
Протокол психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школьному обучению
Фамилия, имя ребенка Возраст____________
Группа ________________________ Дата обследования ___________________
Психомоторная готовность
- Методика «Графический диктант»(Д.Б.Эльконин)
|
Оценка диктанта |
Оценка самостоятельного продолжения рисунка |
||
1 рисунок |
|
|
||
2 рисунок |
|
|
||
3 рисунок |
|
|
||
Итоговая оценка |
|
|
||
|
СБ |
|
|
|
Итоговый уровень: _________ ___
Мотивационная готовность
- Определение сформированности школьного типа мотивации «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Итоговый уровень: _________ ___
Эмоционально-личностная готовность
- Методика «Лесенка» (определение уровня самооценки)
Уровень самооценки |
Я |
Мама |
Папа |
Воспитатель |
Низкая – 1 |
|
|
|
|
Заниженная – 2 |
|
|
|
|
Адекватная - 3 |
|
|
|
|
Завышенная – 4 |
|
|
|
|
Высокая - 5 |
|
|
|
|
- Методика «Школьная тревожность» (Т.А.Нежнова)
Итоговый уровень: _________ ___
- Методика наблюдения поведения в условиях обследования
Итоговый уровень: _________ ___
Интеллектуальная готовность
- Методика «Шифровка» (Д.Векслер) – исследование переключения, устойчивости, распределения и объема внимания
- Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) – исследование уровня развития воображения
- Методика «Десять слов» (А.Р. Лурия) – диагностика произвольной непостредственной памяти, объема внимания.
- Методика «Разрезные картинки» (С.Забрамная) – исследование уровня развития целостного восприятия
- Методика «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка» (кругозора)
- Методика «Четвертый лишний» образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка или - Методика «Самая непохожая» (Венгер Л.А.) – исследование уровня развития мышления и восприятия
- Методика «Анализ образца» – изучение особенностей наглядно-действенного мышления
- Методика на определения уровня выполнять простейшие математические операции
- Методика «Цепочка действии» – диагностика уровня самоконтроля и произвольного запоминания
Итоговый уровень: _________ ___
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие
- Методика составления рассказа по последовательному ряду картинок – исследование уровня сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ).
- Методика «Звуковые прятки» (Н.И.Гуткина) или Методика определения фонематического слуха и фонематического восприятия – проверка фонематического слуха.
- Методика определения уровня звукового анализа (путем определения количества звуков в слове)
- Тест фонематического слуха (Ю. Гильбух)
- Тест словаря (Ю. Гильбух) – определение уровня словарного развития
- Методика «Понимание грамматических конструкций»
- Методика «Изменение существительных по числу»
Итоговый уровень: _________ ___
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определение волевой готовности
- Тест копирования бессмысленных слогов (Ю.Гильбух) – определение уровня саморегуляции
Итоговый уровень: _________ ___
________________________________________________________________________
Методика «Пиктограмма»
Понятие |
Что нарисовано |
Объяснение |
Воспроизведение |
Веселый праздник |
|
|
|
Вкусный ужин |
|
|
|
Строгая воспитательница |
|
|
|
Тяжелая работа |
|
|
|
Теплый ветер |
|
|
|
Болезнь |
|
|
|
Обман |
|
|
|
Расставание |
|
|
|
Развитие |
|
|
|
Слепой мальчик |
|
|
|
Страх |
|
|
|
Веселая компания |
|
|
|
Методика «Матрицы Равена»
Серии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
балл |
всего |
Серия А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Серия В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика «10 слов»
№ |
Кол-во слов |
дом |
лес |
кот |
игла |
брат |
ночь |
мост |
окно |
конь |
стол |
Доп-я |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кривая запоминания
10 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Кол. слов |
1 2 3 4 5 Номер серии |
Методика «Перцептивное моделирование»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Всего |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,5 |
1,4,5 |
2,4,5 |
1,2,4 |
2,4,5 |
1,2,4,5 |
1,2,4,5 |
1,2,3,5 |
1,2,5,6 |
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика «Цветовой тест Люшера»
Дома |
Д /сад |
Школа |
Красный |
Желтый |
Зеленый |
Фиолетов |
Синий |
Коричн. |
Серый |
Черный |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
СО (Настроение)= ВК (Энергия)= 18-м. кр.-м.жел.
18-м.син.-м.зел.
Тревожность
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Всего |
Уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика «Три желания» Методика «Шифровка»
Психологические качества |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Память |
Долговр-я |
|
|
|
Кратковр-я |
|
|
|
|
Внимание |
|
|
|
|
Воображение |
|
|
|
|
Восприятие |
|
|
|
|
Мышление |
|
|
|
|
Тревожность |
|
|
|
|
Общий уровень развития - |
Заключение________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог ______________________
_
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед _____________________