Развиваем творческие способности одарённых детей посредством использования фанбуки


Авторы: Войтенко Г. П., Василенко Н. А., Жаботинская О. Н.

Библиографическое описание статьи:
Войтенко Г. П., Василенко Н. А., Жаботинская О. Н. Развиваем творческие способности одарённых детей посредством использования фанбуки // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 58. – ART 26044. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26044.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
Предложенные в докладе упражнения по развитию творческих способностей детей помогут педагогам сформировать у дошкольников способность оригинально мыслить, решать логические задачи, расширят границы детского познания. Особый интерес представляет в докладе такая форма работы с детьми, как «Фанбука» (фантастическая азбука). Доклад предназначен воспитателям, педагогам-психологам ДОУ, специалистам, работающим с одаренными детьми

Ключевые слова:
творческие способности, одаренность, фанбук

Полный текст:
В педагогической практике все больше отмечается возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому рассматривать проблему одаренности детей-дошкольников, открывать новые аспекты её изучения и практического решения.
Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы, педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день выбирают развитие одаренности как основное направление работы.
Сразу возникает множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.
Все это свидетельствует о том, что проблема развития одаренности в частности на этапе дошкольного детства требует научно-практического решения.
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, П. Торренса); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С. Выготского, А.А. Люблинской, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисициной, Л.А. Венгера).
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию одаренных дошкольников.
Актуальность проблемы развития одаренного ребенка определяется перенесением данной проблемы из плана научных исследований в план практической деятельности.
Это означает, что на уровне ДОУ должны быть созданы необходимые условия для распознования одаренности воспитанников.
Одной из инновационных форм работы с одаренными детьми в нашем дошкольном учреждении является менторство. Ментор – индивидуальный руководитель, наставник (педагог-психолог или воспитатель), заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребенка. Менторство – это специфические отношения, складывающиеся между взрослым и одаренными детьми, с которыми мы занимается. Оно дает дошкольникам не только знания и умения, а также способствует формированию положительного образа “Я” и адекватной самооценки, развитию способности к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает установить длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Важнейшая особенность менторства, отвечающая одной из важных потребностей одаренных детей, - возможность преодолеть разрыв между групповой комнатой и окружающим миром, принять участие в реальной жизни, в различных конкурсах (маленьких интеллектуалов, “Я-исследователь”, “Шахматный турнир” и т.д.).
Наиболее успешно становление творческого воображения у одаренных детей происходит в игровой деятельности с использованием «Фанбуки» (азбуки фантазирования), целью которой является: учить детей формулированию и построению гипотез; упражнять в фантазировании, развитие интеллектуальных способностей.
Детям предполагается: решить определённую проблему, выдвинуть гипотезу, продолжить рассказ или сочинить свой; нарисовать несуществующий образ, свои эмоции, чувства. Для этого необходимы: свобода мысли, индивидуализация и оригинальность решений, отсутствие страха быть неправильно понятым, высказать не совсем традиционный ответ.
Вариативная система детских ответов, приём используемый педагогом-психологом или воспитателем, способствует развитию духа соперничества у детей в придумывании оригинальных и нестандартных решений, в использовании нестандартных приёмов фантазирования.
Также детям предполагается абстрагированное рисование от известных образов и шаблонов (3-5 минут) и анализ продуктов детского творчества (рассказ о своих ощущениях, переданных в рисунке, рассказ от имени нарисованного персонажа).
Результатом реализации таких форм работы является:
1) развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире;
2) развитие произвольности (дети учатся не только свободно высказывать свои мысли, но и слушать других);
3) развитие навыков сохранения и укрепления здоровья, снятие психоэмоциональных и мышечных зажимов;
4) развитие навыка самоанализа (рефлексии);
5) положительные изменения в личностно-эмоциональном развитии детей.
 Упражнения, используемые в практической деятельности.
«Краски подружились»
Цель: развивать чувство цвета, воображение
- найти и определить краски, которыми раскрашены фигуры на картинке;
- смешивая краски на палитре, получить новые цвета и оттенки;
- придумать и раскрасить картинку полученными цветами;
- «подружить» холодные цвета и оттенки: придумать и нарисовать картинки.
«Волшебная палочка»
Цель: овладение приемами преобразования графических фигур, развивать воображение.
Волшебная палочка превращает любые предметы, во что захочешь. Карандаш тоже может стать волшебным: «превратить» самые разные фигуры в какие-либо предметы.
Вариант: «Расколдуй картинки» - дорисовать самые разные фигуры, «превратив» их в определенные предметы, объединить их одним содержанием. Придумать название полученной картине.
«На что это похоже?»
Цель: развивать воображение - умение создавать замысел на основе восприятия графических изображений фигур, линий, знаков.
Дорисовать простые и сложные фигуры, линии таким образом, чтобы получились определенные предметы. Объединить их одним содержанием истории, рассказа, сказки.
«Самое-самое…»
Цель: развивать умение создавать замысел, используя контрастные эталоны, как сенсорные, так и эстетические, нравственные.
Можно вначале прочесть сказку «Что всего дороже».
Предложить нарисовать самое, «что есть на свете» (использовать фишки со схемой, условным обозначением эталона)
- большое (маленькое)
- далекое (близкое)
- темное (светлое)
- веселое (грустное)
- любимое и т.п. Рассказать о содержании работы
Упражнение: «Мир глазами мышки». Сочинение истории.
«Представьте себе, что вы ненадолго превратились в мышек. Опишите один день, прожитый по- мышиному. Какие были радостные сюрпризы, необычные ощущения, горестные испытания?» Пример детского рассказа: «Я выбежала из норки и решила поискать себе еду. Тут вижу - выходить кот и хочет меня съесть. Я от него быстро убежала под диван. Кот подошел к дивану и стал его обънюхивать и царапать. Но я притаилась и стала ждать, когда уйдет кот».
Упражнение «Что было бы, если...».
Предложить представить и обсудить ситуацию: «Зайчата заигрались на поляне и не заметили, как подкрался волк. Что бы вы сделали на их месте?» (Убежали, предложили бы волку вместе поиграть, обманули бы волка, отвлекли, надели страшные маски и т. д.)
Рекомендуется рисование детских страхов с последующим их анализом (ребёнок рассказывает, чего он боится, в индивидуальной или групповой обстановке)
Тематическое рисование. Сочинение истории.
Предложить объединить единым сюжетом любые три открытки, составить по ним короткий рассказ.
Упражнение «Как правильно дружить»
Предложить решить проблему: как дружить без ссор, не обзываться. (Приветствовать друг друга утром; говорить добрые и вежливые слова; придумать какие-то традиции в группе и т. д.)

Ссылки на источники
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991.
2. Егорова, Н. Учитесь фантазировать [Текст] / Н. Егорова // Дошкольное образование. - 2002. -№11.
3. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
4. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника [Текст] / Е. Е. Кравцова. - М.: Просвещение, 1996.
5. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий /авт.-сост. С.Г.Королева.-Волгоград: Учитель,2010.-114с.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий