Использование сказок по лексическим темам для развития связной речи воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи


Авторы: Дубовая А. Н., Татаренко А. С., Ануфриева Г. Б.

Библиографическое описание статьи:
Дубовая А. Н., Татаренко А. С., Ануфриева Г. Б. Использование сказок по лексическим темам для развития связной речи воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 58. – ART 26046. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26046.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
в докладе показан алгоритм организации занятий по формированию у детей способностей к овладению связной речью (пересказ. сказки. методика Воробьевой). Предложенные формы работы могут быть использованы во всех типах образовательных учреждений, работающих с дошкольниками

Ключевые слова:
связная речь, сказки, пересказ, методики, алгоритм работы занятий

Полный текст:
Своевременное овладение правильной связной речью имеет важное значение для успешного обучения ребенка в школе и является одной из основных задач в работе учителя–логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения, учитывая, что среди выпускников детского сада в последнее время увеличилось количество детей с выраженными отклонениями в речевом развитии. Они испытывают трудности в овладении навыками связной речи, у них понижена способность адекватного подбора языковых средств, что ограничивает их возможности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный и достаточно сложный.
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой ребенком через компьютеры, телевидение, планшеты. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации. Это оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение.
В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем дошкольной педагогики является создание условий для формирования у детей способностей к овладению связной речью, как необходимых предпосылок гармоничного развития и социализации личности.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой А. П., Соловьевой О.И. и другими.
Большую роль в развитии связной детской речи играет пересказ литературных произведений, т.е. связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного текста в устной форме.
Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста, так как ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Пересказ требует от детей владения целым комплексом умений, воспринимать содержимое произведения, осмысливать его, запоминать, а затем последовательно и выразительно передать его содержание, используя авторские слова и выражения.
Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи. Это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (В. П. Глухов, А. М. Бородич, Т. Б. Филичева, Л. П. Федоренко [26], Е. И. Тихеева [23]).
Роль сказки в развитии речи невозможно переоценить. Она вызывает у детей положительные эмоции, является образцом правильной выразительной речи, готовит детей к последующей самостоятельной работе, способствует обогащению словаря, закрепления грамматических форм речи.
Из всех жанров устного творчества наибольшим потенциалом обладает именно сказка, которая выполняет не только развлекательную функцию, но и способствует расширению словарного запаса и развитию связной речи. Является отличным материал для пересказа. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный, поэтому детям предлагались сказки, которые могли произвести сильное впечатление на детей. Использование авторских сказок связанных с лексическими темами - хороший повод.
Один из вариантов работы, который мы использовали в своем опыте - методика В. К. Воробьевой. – обучение составлению повествовательного рассказа цепной организации с опорой на графический план. Для этого был разработан цикл сказок на основе лексических тем в виде озвученных презентаций. В работе цикл сочиненных сказок, которые в дальнейшем стали опорным планом для детей, применялся для формирования связной речи.
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений. У детей с ТНР речевые нарушения носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ТНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов. Применение в практике специфических приемов способствует связному высказыванию. Наиболее распространенный принцип – правильная, заранее отработанная речевая деятельность педагога, то есть речевой образец. Организуя речевую деятельность детей, педагог должен сам владеть речью безукоризненно.
В начале работы детям предоставляется образец сказки в виде презентации с рядом изображений каких – либо предметов или событий. Этот метод был использован на первых ступенях обучения, а также в случаях ознакомления с новым материалом.
Образец сказки повторялся 1-2 детьми (менее активными). Детям не выдвигались требования к дословному повторению речевого образца, а поощрялись элементы самостоятельности.
Как прямой обучающий прием, образец сказки использовался чаще всего в начале занятия. Разновидность этого приема – частичный речевой образец. Как правило, образец употреблялся в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают механического пересказа и ведут к самостоятельной творческой работе мысли. Так предлагался детям второй вариант сказки – дублер образца, например, описательный рассказ двух разных предметов, при условии использования обязательных элементов этих описаний. Осмысленному отбору речевых форм способствовало использование такого приема, как разбор речевого образца сказки, который подводил к вычленению плана пересказа - 2-3 основных вопросов (пунктов), определяющих содержание и последовательность изложения. С планом дети имели возможность познакомиться после сообщения общей лексической темы пересказа, а также его характера.
В средней группе на первых занятиях не было строгого следования плану детьми, но это допустимо и можно не прерывать речь ребенка в случае отступления от плана. Однако впоследствии педагоги постепенно указывали детям на неполноту или непоследовательность пересказа сказки, привлекали их к дополнению друг друга. В подготовительной к школе группе было полезным использование такого дополнительного приема как воспроизведение плана детьми и коллективный разбор плана. Это своеобразный прием, который использовался в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Его преимущество в том, что в работе активно участвуют все дети. Но есть и недостаток: речевая деятельность дошкольников ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, они мало упражняются в пересказе. Поэтому употребление такого приема было ограничено.
На некоторых занятиях использовалось составление сказки по частям. Например, при описании в сказке природы, где легко выделить какие–то объекты и не разрушить при этом общего смысла.
Использовались в работе и указания относительно того, каким должен быть рассказ: подробным, кратким и т. п.
Применялась и оценка, как обучающий прием, педагог сравнивал результаты работы ребенка с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. А вот отрицательных оценок результатов деятельности детей избегали. Для коррекционной работы заранее был подготовлен материал в виде раздаточных карточек, которыми пользовались ребята на занятии, для придумывания детьми своих сказок.
На других занятиях, а также на прогулках дошкольники могли познакомиться с составлением сказок при наблюдениях. Это небольшие образные сказочные описания особенно выразительных объектов, предметов.
Закрепление материала происходило и в другой деятельности – на занятии по конструированию ребенок рассказывает о своей постройке, в ролевой игре «Космонавты» сообщает по радио, что он видит на земле.
В подготовительной группе часто был использован прием - рассказ по памяти. Этот тип рассказа требует произвольной памяти. Впечатления дошкольников закреплялись в разговорах об увиденном, услышанном и пережитом, в играх и рисунках.
Весь материал для пересказа составлен в коррекционно - образовательных и воспитывающих целях и направлен на обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, на умение использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких сказок заключается в том, что дети не только получали и анализировали языковую информацию, но и оперировали ею, что, несомненно, стимулировало их собственную речевую активность. При использовании приема продолжения знакомой сказки материалом для сочинения становились те же авторские сказки. Задача «сказочника» состояла в придумывании необычного поворота сюжета законченной истории и его словесном оформлении. В начале занятия были уточнены представления о содержании и композиционном построении сказки. После этого дети самостоятельно излагали сюжетную линию.
В группе компенсирующей направленности не только учитель–логопед, но и другие специалисты привлекали родителей к коррекционно–развивающей работе через систему методических рекомендаций. Родители получали методические рекомендации в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме. Содержание методических рекомендаций наталкивало родителей на создание специальной развивающей среды, которая была необходима для работы с детьми в домашних условиях по развитию речи, и которая оказывала огромную помощь, как в речевом, так и в общем развитии детей. Она позволила объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности. Родители стремились создавать такие ситуации, которые побуждали детей применять знания и умения, приобретенные на занятиях и уже имеющиеся в их жизненном багаже. После бесед со специалистами родители проявляли заинтересованность в успехах ребенка: просили его пересказать новую сказку, которую они услышали на занятии. Родители всячески поддерживали и стимулировали активность детей. Это позволило укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что способствовало преодолению отставания в речевом развитии.
 Алгоритморганизации занятий по пересказу авторских сказок
  1. Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.
  2. Наличие наглядности (презентации, карточек соответствующих содержанию презентации) как основы для организации речевой активности.
  3. Авторские сказки, предназначенные для пересказа, необходимо рассказывать всей группе при демонстрации составленной презентации, беседу проводить тоже со всей группой.
  4. Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо рассказать его еще раз.
  5.  Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера сказки и от полноты пересказов (примерно 5–7 детей).
  6. На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок. Часто можно видеть, что в беседе после пересказа сказки принимают участие лишь наиболее развитые воспитанники, они же и пересказывают. В результате 5–6 детей из всей группы (занятия проводятся по подгруппам, фронтально, а это общий итог) пересказывают хорошо, 8–10 – кое­ - как и кое - ­что, а остальные не умеют передать последовательно ни одного текста.
 Алгоритм работы с авторской сказкой
  1. Знакомство со сказкой.
  2. Беседа по ее содержанию.
  3. Моделирование сказки
  4. Пересказ сказки.
  5. Драматизация сказки.
  6. Творческая работа по мотивам сказки (изменение окончания сказки, введение нового героя, временные изменения).
  7. Художественное творчество по мотивам сказки.
Требования к тексту авторской сказки для пересказа
 
Сюжет сказки:
- Должен иметь воспитательное значение.
- Доступен по содержанию.
- Близок жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям.
- С ярко выраженной последовательностью действий.
- Четкой композицией.
- Персонажей с ярко выраженными чертами характера.
- Мотивы поступков героев должны быть понятны детям.
Язык произведения:
- C доступным детям словарем.
- С небольшими короткими и четкими фразами.
- С отсутствием сложных грамматических форм.
- С несложными формами прямой речи.
- С наличием ярких и точных определений.
- С ярко окрашенными выразительными средствами языка.
- Сказочный материал, предлагаемый для пересказа, должен усложняться.
- Произведения должны быть сюжетными с чёткой позицией, с последовательными действиями.
- Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.
- Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
Авторская сказка «Осень»
Жил – был на свете уличный фонарь, который очень любил лето. Но после лета всегда наступала осень. Осенью дни становились короткими, пасмурными. Пасмурные дни фонарю не нравились, так как ему приходилось светить вместо солнца. Солнце светит осенью всё реже, поэтому уличному фонарю было грустно. Грустно еще ему было потому, что очень часто шел дождик. Дождик шел холодный, и фонарю тоже становилось холодно. Холодной осенью дул сильный ветер и срывал осенние листочки. Листочки опадали и укрывали землю разными яркими цветами. Яркие цвета иногда на время поднимали фонарику настроение.
Методические требования к речи педагога
  1. Речь педагога должна быть абсолютно грамотна, литературна.
  2. Особое внимание к себе требует культура речи, её этика. Речь воспитателя по форме и тону должна всегда быть культурной, безупречно вежливой.
  3. Структуру речи следует согласовать с возрастом детей.
  4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт.
  5. Особого внимания к себе требуют точность, ясность, простота речи.
  6. Необходимо регулировать темп речи.
  7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи.
  8. Речь педагога должна быть эмоциональна, выразительна, образна.
  9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
  10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей. 
Лексико-грамматические особенности сказок, предъявляемых детям на различных возрастных этапах
 
Средняя группа.
(Сказка по лексической теме «Четыре времени года»)
Тигренку Рыку стало очень холодно, и он поинтересовался, почему ему стало холодно, ведь у них в Африке всегда жара. Ребята объяснили ему, что здесь 4 времени года: осень, зима, весна, лето. И сейчас как раз осень. А осенью становится прохладно, идут чаще дожди, небо серое, деревья сбрасывают свою листву и это явление называется листопад. Листва меняет цвет с зеленого на: желтый, оранжевый, красный. Бывает осень ранняя, поздняя и золотая.
Старшая группа.
Тигренку Рыку стало очень холодно, и он поинтересовался, почему ему стало холодно, ведь у них в Африке всегда жара. Ребята объяснили ему, что здесь 4 времени года: осень, зима, весна, лето. И сейчас как раз осень. А осенью становится прохладно, идут чаще дожди, небо серое, деревья сбрасывают свою листву и это явление называется листопад. Листва меняет цвет с зеленого на: желтый, оранжевый, красный. Бывает осень ранняя, поздняя и золотая.
Тигренок поинтересовался:
- А почему она золотая?
- Да потому, что листья становятся ярко желтыми, оранжевыми похожими издалека на золото.
- А что еще происходит осенью?
Осенью созревают фрукты, орехи, каштаны, некоторые животные готовятся к зимней спячке, запасают припасы на зиму и наедают подкожный жир.
Подготовительная группа.
Тигренку Рыку стало очень холодно, и он поинтересовался, почему ему стало холодно, ведь у них в Африке всегда жара. Ребята объяснили ему, что здесь 4 времени года: осень, зима, весна, лето. И сейчас как раз осень. А осенью становится прохладно, идут чаще дожди, небо серое, деревья сбрасывают свою листву и это явление называется листопад. Листва меняет цвет с зеленого на: желтый, оранжевый, красный. Бывает осень ранняя, поздняя и золотая.
Тигренок поинтересовался:
- А почему она золотая?
- Да потому, что листья становятся ярко желтыми, оранжевыми похожими издалека на золото.
- А что еще происходит осенью?
Осенью созревают фрукты, орехи, каштаны, некоторые животные готовятся к зимней спячке, запасают припасы на зиму и наедают подкожный жир.
Тигренок спросил:
- Что в это время делают дети?
А 1 сентября ребята, которым исполнилось 7 лет, идут в школу. Дети из детского сада пригласили тигренка Рыка пойти с ними в школу и дать первый звонок на урок, ведь их всегда приглашают на этот праздник. Рыку очень понравилось у ребят в России и на первом школьном звонке.
 
Ссылки на источники
  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб., 1997. – 93 с.
  2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие/В. К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009.-158с.
  3. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Изд. 3, 2015, 320 с.
  4. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.- 2006-№1.- с.10.
  5. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232с.
  6. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982.- 127 с.
  7. Леушина А. М., Развитие связной речи у дошкольника. «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. XXXV, 1941.
  8. Матвеева Л. Г. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1997. – 320 с.

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий