Опыт проведения психологической гостиной для родителей «Скоро в школу»
Автор:
Пророкова Н. В.
Библиографическое описание статьи:
Пророкова Н. В. Опыт проведения психологической гостиной для родителей «Скоро в школу» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 15. – ART 26059. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26059.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
Аннотация:
Использование в ДОУ традиционных методов сотрудничества с семьей (родительские собрания) не всегда оказываются достаточно эффективными, так как родители остаются неактивными и незаинтересованными, пассивными слушателями. Укрепить сотрудничество детского сада и семьи может помочь такая форма организации родителей, как Психологическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Родители получают знания не через лекции, консультации (пассивный вид восприятия), а через практическую деятельность с детьми. В моменты специально организованного взаимодействия происходят положительные изменения в отношениях
Ключевые слова:
готовность к школе,
самооценка,
психологическая гостиная
Полный текст:
Укрепить сотрудничество детского сада и семьи может помочь такая форма организации родителей, как Психологическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Родители получают знания не через лекции, консультации (пассивный вид восприятия), а через практическую деятельность с детьми. В моменты специально организованного взаимодействия происходят положительные изменения в отношениях:
1. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают, повышается уверенность и самооценка детей; формируются навыки партнерства, как детей, так и взрослых.
2. Происходит содействие в налаживании положительного контакта между членами семьи.
3. Повышается социально-психологическая компетентность педагога и родителя.
4. Взаимоотношения детей и родителей приобретают конструктивный характер.
5. Педагогические гостиные помогают психологам и специалистам дошкольных учреждений научить родителей понимать детей.
Все это видно по опыту проведения психологической гостиной для родителей воспитанников подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Цель:
- способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса;
- способствовать расширению знаний родителей в формах эффективного общения с ребенком.
Задачи:
1. Способствовать развитию компетентности родителей в вопросах готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.
2. Создать эмоционально положительный настрой участников гостиной.
3. Способствовать расширению знаний родителей в формах эффективного взаимодействия с ребенком.
4. Развивать навыки эффективного общения, поддерживание психоэмоционального контакта.
Родители располагаются за детскими столиками. На столах – цветные карточки для упражнения «Беспокойство», карандаши, салфетки, бумага, насадки на карандаш.
Ход гостиной
Вводная часть
1. Упражнение «Дерево».
Предлагается, когда родители собираются на гостиную.
Материалы: макет дерева, набор листочков с показателями готовности (самоклеящиеся).
Педагог-психолог: Подготовку ребенка к школе можно сравнить с деревом, его ростом. На столе лежат листочки, на которых написаны показатели готовности к школе. Ваша задача — разместить эти компоненты на дереве. Подумайте, что будет в основе, что составит ствол и крону. Свой выбор аргументируйте.
Показатели готовности (листочки):
- Общее физическое развитие (состояние здоровья)
- Развитая речь.
- Желание учиться, узнавать что-то новое.
- Умение читать, считать, писать.
- Сформированность психических процессов: (памяти, внимания, мышления, воображения, речи).
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
- Самостоятельность.
- Настойчивость.
- Ответственность.
Вступление педагога-психолога
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного поговорить о том, что ждёт вас в недалёком будущем. О школе, о подготовке к школе.
Поступление ребенка в школу сравнивают с революцией в сознании. Для ребенка меняется все: окружение, режим дня, поведение, словом меняется социальный статус дошкольника. Теперь он становится школьником, у него появятся новые серьезные обязанности, будут предъявляться другие требования, он должен будет проявлять навыки самостоятельности, налаживать контакты со сверстниками.
Приход ребенка в школу становится серьезным испытанием не только для него самого, новая пора жизни наступает и для его родителей: у них прибавляются новые хлопоты, заботы. Как сделать так, чтобы ребенок меньше уставал, не переутомлялся и вместе с тем не плелся в хвосте неуспевающих, как избавить от возникающих вредных привычек.
Упражнение «Беспокойство».
Цель: способствовать выявлению степени беспокойства родителей по поводу предстоящего поступления ребенка в школу и причин, вызывающих его.
Ведущий: У вас на столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка: карточка синего цвета — сильное беспокойство; карточка желтого цвета — проявляется иногда; карточка зеленого цвета — отсутствует вообще.
Вопросы для анализа:
- Скажите, пожалуйста, в чем причина вашего беспокойства?
- От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия?
Конечно же все изменения зависят только от нас.
Как правильно подготовить ребенка к поступлению в школу и что включает в себя понятие «подготовка к школе»? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.
Сейчас Вы собрали «Дерево», которое представляет «Готовность к школе». Перед нашей встречей Вы сами выделили компоненты, показатели готовности и разместили их на дереве. Давайте посмотрим, что же получилось? (Проходит обсуждение компонентов готовности к школе, соотносится с тем, что выбрали родители и дополняется информацией).
Обсуждается каждый компонент готовности к школе
Готовность к школе - это такой уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. Готовность к школе включает в себя:
1. Общее физическое развитие - вес, рост, состояние различных органов и систем.
Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Но, как вы считаете, для чего это нужно делать? (родители включаются в обсуждение, высказывают свои мнения).
Психолог подводит итоги обсуждения: Конечно, в подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течении 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.
Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц.
Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития “ловких” мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками. Однако, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Давайте рассмотрим следующий компонент готовности к школе.
2. Речевое развитие - владение фонетически и грамматически правильной речью.
3. Психологическая готовность, она включает в себя
- личностную готовность;
- волевую;
- интеллектуальную (определенный кругозор, запас конкретных знаний о природе, людях, их труде; умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение выделять учебную задачу);
- социально-психологическую.
Личностная готовность
Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. положительная мотивация к обучению, отношение к школе, к учебной деятельности, учителям, себе.
Родителям полезно знать, что привлекает их ребенка к школе: внешние аксессуары, желание сменить обстановку или учением.
Если у ребенка не выработана соответствующая мотивация, если он не готов к позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений, навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя «по- детски», учатся «неровно». Их успехи налицо, если занятия вызывают интерес, если нет - то задание выполняется наспех, небрежно, трудно достичь желаемого успеха.
Для выяснения как дети видят различия между школьником и дошкольником проводилось рисование картины «Дошкольник и школьник».
- На одних рисунках видно, что различия заключаются лишь в росте - т.е. дети еще не точно осознают позицию школьника.
- На других - рисуются дети с рюкзаками или в форме, рисуется школа - т.е. дети понимают, видят различия между школьником и дошкольником, но пока еще внешние.
- Единицы рисуют учебную деятельность - видят различия, осознают позицию школьника.
Так как наши дети еще не школьники и главная деятельность у них игра, а не учение, то в начале года они могут и не видеть различий между школьником и дошкольником, не знать для чего надо ходить в школу, чем там занимаются. А мы, взрослые - родители и педагоги, опираясь на ответы детей можем спланировать свою деятельность по знакомству детей со школой, по формированию мотивации.
Еще хотелось бы сказать о детях, которые не хотят идти в школу. Они говорят: «Не хочу идти в школу, в лицее труднее, чем в школе, я не справлюсь, там задания трудные». Как правило - это результат ошибок взрослых: запугивание школой «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут», разговоры при детях о выборе школы.
Намного разумнее — сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. Это совместное чтение художественной литературы, организация книжного уголка для ребенка, обращение при детях к библиотеке (книге) в поисках решения проблемы, просмотр фильмов, мультфильмов про школу с последующим обсуждением. Рассказы родителей о своих учителях, показ школьных фотографий, грамот, а так же знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения.
Сходите с ребенком в школу (лучше во время каникулы): осмотрите территорию вокруг школы, осмотрите спортплощадку - расскажите о предназначении. Осмотрите школу: сколько этажей, где вход, столовая, актовый зал, библиотека. Познакомьтесь с учителем. Изучите маршрут от дома до школы, выучите наизусть домашний адрес.
Так же хотелось бы поговорить о возникновении комплексов. Причиной возникновения может быть:
- Постоянное напоминание о том, что ребенок - туповатый, мало понимающий, рассеянный. Впечатлительный ребенок начинает о себе думать так же.
- Родители, желая вырастить золотого медалиста или отличника с первых дней учебы требуют от первоклассника выполнения всех заданий только на высочайшем уровне (заставляя переписывать и переделывать) - у ребенка, даже при хороших результатах, возникает осознание, что он неспособный, непонятливый.
- Недооценка трудоспособности ребенка - когда родители не замечают успехов ребенка, не хвалят за старание, успехи, не поощряют.
Интеллектуальная готовность.
Предполагает хороший уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность: высокая сенсомоторная координация, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, хорошо развитая память, развитие мелкой моторики рук, овладение разговорной речью. Для этого должны быть сформированы познавательные интересы (зачем это нужно?). Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения, стремление к знаниям не появятся. Формируются они если:
- С ребенком ведутся интересные, содержательные занятия, беседы, наблюдения. Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, но не давать сразу готовые знания, а дать возможность приобрести их самостоятельно.
- Важно как осмысливает ребенок полученные знания, сведения - для этого задают уточняющие вопросы после прочтения книги, просмотра фильмов, мультфильмов. Просят пересказать и смотрят, насколько логично ребенок передает содержание.
- Почетное место в подготовке к школе занимают рисование, аппликация, лепка, конструирование. С помощью этих занятий развиваются представления о мире, как «устроены» предметы, животные, люди; ребенок учится планировать свои действия, организует свою работу.
Волевая готовность
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:
- способность управлять своим поведением
- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
- стремление преодолевать трудности
- стремление к достижению результата своей деятельности.
- настойчивость, трудолюбие,
- усидчивость,
- дисциплинированность
- внимание
- любознательность и т.д.
Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.
И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Необходима выработка навыка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что захотелось. А начинается это с усвоения ребенком того, что можно, а чего нельзя делать дома.
Постарайтесь чаще включать своего ребенка в выполнение каких-то общих дел: стелить постель, накрывать на стол, убирать со стола и др.
Социально-психологическая
Поступая в школу, ребенок становится членом нового коллектива - класса. Может так случится, что он придет в класс, где он не увидит никого знакомого. Взрослым необходимо подготовить ребенка к такой ситуации: рассказать, как подойти к незнакомому ребенку, познакомиться, как обратиться к учителю.
Помимо расширения представлений и знаний ребенка необходимо учить ребенка строить взаимоотношения с другими людьми (разрешать конфликты, подчиняться правилам и нормам, действовать совместно, согласовывать свои действия с другими).
Готовность к школе представляет собой не хорошо развитое отдельное качество (например, физическое развитие), а совокупность всех качеств: уровень состояния здоровья. Физическое развитие, личностное, интеллектуальное, речевое развитие, развитие зрительно-моторной координации.
Педагог-психолог: Теперь Вы больше знаете о готовности к школе, я предлагаю проанализировать некоторые ситуации и порассуждать, к чему это может привести.
Упражнение «Анализируем ситуации» (можно предложить карточки с ситуациями или вывести в презентацию)
Родителям раздаются карточки с ситуациями, которые описывают один из компонентов школьной готовности. Задача участников — провести анализ ситуации, предложить вариант развития компонента:
Ситуация 1. Мама говорит о своей дочери: «Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что-то шепчет. Прямо “золотой” ребенок, не то, что другие».
Ситуация 2. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.
Ситуация 3. Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в первый класс с большой радостью. Но с первых дней учебы стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
Ситуация 4. Мама Оли рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».
Ситуация 5 Две фотографии — на одной мама кормит ребенка с ложечки, на второй — ребенок весь чумазый сам ест, мама наблюдает со стороны; карточки с ситуациями. Вопрос «В чем разница между фотографиями?».
Основная часть.
Беседа «Как правильно держать карандаш/ручку».
Педагог-психолог: Хотелось бы обратить Ваше внимание на вопрос: Как правильно держать ручку, карандаш. Вопрос этот мы поднимаем не случайно, дело в том, что многие дети держат ручку, карандаш неправильно. Самые нежелательные последствия – это ухудшение зрения, искривление позвоночника из-за неправильного положения за столом, а так же ребенок может скорее утомляться при выполнении письменных работ, а это негативно отразиться на успеваемости.
Как правильно держать ручку, карандаш? Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берет письменный предмет следующим образом: ручка Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева. У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны. К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.
Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:
- пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
- все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
- два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
- вся кисть руки полностью расслаблена;
- идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
- в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола
Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.
Практикум «Способы, которые помогут научить ребенка правильно держать ручку».
Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев). Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.
Родителям предлагается попробовать использовать каждый предложенный метод.
Захват пинцетом.
Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей. Карандаш/ручку ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.
Салфеточный метод.
Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем. Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.
Мелки.
Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.
Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.
Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.
Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.
Метка на пальчике.
Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш. Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребенку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.
«Баю-бай», ручка.
Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш. Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».
Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.
Насадка на карандаш в качестве обучающей методики.
Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек. В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно. Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – это специальные ручки. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.
Как выбрать идеальную ручку?
В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.
Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:
- наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
- безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
- трёхгранная форма корпуса;
- длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.
Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклашка станет давить на ручку.
Совместная деятельность родителей и детей. (Дети заходят в зал).
Игра совместная «Ток». Дети и родители стоят в кругу, держась за руки. С начало музыки передают рукопожатие («Ток»), пока не дойдет по кругу до первого человека.
Дети и родители садятся на стульчики или стоят друг против друга. Ведущий дает задания:
Для детей – «Закончи предложения», для родителей «Загадки-обманки» - веселые, шуточные стихи. Родители могут помогать детям, дети – родителям.
Продуктивная деятельность. (Дети вместе с родителями рассаживаются за столы).
Упражнение «Нарисуй такую же картинку». В процессе выполнения родителям оказывается помощь - объяснение как помочь ребенку: объяснить задание, взять правильно карандаш.
Заключительная часть.
Игра совместная «Цветы и пчелки». Дети – «пчелки», мамы – «цветочки». «Цветочки» - раскрывают для того. Что бы обнять «пчелку», как только она подлетит. Затем меняются ролями.
Чаепитие.
Ссылки на источники
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий